Атеизм из любви к человеку




ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА, РЕЛИГИИ, АТЕИЗМ

С незапамятных времен люди имели более или менее ясное представление о Боге. Вследствие чего были религиозны, то есть стремились почитать Бога и строить свою жизнь соответственно тому, что познавалось ими как Божья воля. Из сказанного Богу "Да" возникает религия.

Мы, однако, видели, что это "Да" человеку не навязывается. Существует много фактов, впечатлений и рассуждений, которые говорят скорее об отсутствии Бога в мире, чем о Его присутствии. Поэтому на главный вопрос человечества возможен целиком негативный ответ, то есть отрицание Бога. Там, где человек не считается с Богом, мы говорим об а-теизме, то есть, о без-божии.

В этой главе речь пойдет и о той и о другой возможностях. Религия и атеизм, вера и неверие сегодня повсюду живут бок о бок.

Начнем с атеизма.

Осторожность в оценке...

Вы наверняка запомнили цитату раннехристианского писателя о том, что христиане во II веке были названы "атеистами", потому что их взгляды не соответствовали обычным представлениям о богах. Это должно побудить нас к осторожности. Нельзя во всех случаях однозначно отличить веру от неверия. Многие из тех, кто считают себя атеистами, все-таки верят, что за нашей жизнью скрывается какая-то иная реальность, хотя и называют ее иным именем. Другие больше ищут: "Я был бы рад верить в Бога, но не могу однако мое неверие это не твердая убежденность, а недостаток убежденности". Такого человека невозможно назвать "безбожником", скорее, это человек сомневающийся или ищущий. Пожалуй, Бог ему внутренне ближе, чем многим другим, которые принадлежат к какой-либо церкви согласно свидетельству о крещении.

Бог не обитает...

Кроме того, без сомнения существует очень много практических атеистов. У них нет каких-либо убеждений, так как этими вопросами они вообще не интересуются. Многие из них на вопрос, существует ли Бог, сразу бы отве- тили: " Да, конечно". По всей вероятности, они принадлежат к какой-либо христианской церкви, но Бог практически не обитает в их жизни и, таким образом, они не принимают во внимание Его существование. Но так как их считают верующими, из-за них вера искажается. Теперь мы оставим обе выше- названные группы и тех, кто отвергает искаженные представления о Боге (о них говорилось в предыдущей главе), и займемся атеистами, которые пришли к своим убеждениям на основе рассуждений и посчитали, что о Боге или "ничего нельзя знать" (агностицизм), или что Бог "не может существовать" (собст- венно атеизм). Зачастую ими бывают весьма достойные, с точки зрения духов- ности и этики, люди, которые придерживаются подобного мнения и с ним жи- вут, поэтому мы должны уважать их взгляды. II Ватиканский Собор подчерк- нул, что Церковь и с ними хочет вступить в диалог. Тем более нас должны интересовать основания, по которым эти люди отвергают Бога.

Мы ничего не можем знать...

Агностицизм означает, что Бога следует отвергать на том основании, что Его невозможно познать со всей определенностью. По большей части агностицизм ссылается на "науку", подразумевая под этим, прежде всего, естественные науки.

Поскольку Бога нельзя доказать экспериментальными методами, Он не существует. Мы спрашиваем: а научно ли это? Естественнонаучного доказательства о существовании Бога нет. Но точно так же нам неизвестно научное доказательство того, что Бог не может существовать. Однако, как нам уже стало известно, существуют пути подлинного познания, которые могут привести к Богу.

АТЕИЗМ САМ ПО СЕБЕ

Ныне он так распространен, как никогда прежде в нашей истории. Так называемые язычники дохристианской эпохи и вне современного христианства были и остаются по-своему религиозными людьми, а вовсе не атеистами. То, что атеизм достиг мировых масштабов, представляет собой совершенно новое явление в истории человечества. Однако, он неоднороден и принимает самые разные формы.

Атеизм во имя разума

Многие полагают, что благодаря величайшему прогрессу человеческих знаний Бог становится лишним. Современное состояние науки дает им основания полагать, что для объяснения мира, природы и жизни они в Нем не нуждаются. И поэтому считают, что во имя науки, прогресса и техники уже нельзя признавать существование какого-то "Высшего Существа". Такой подход казался современным на рубеже XX века, когда началось стремительное развитие человеческого духа. За последние 100 лет человечеству удались бесчисленные изобретения и открытия. И чем далее мыслящий дух проникает в тайны природы, тем чаще он начинает догадываться о том, что утомительный поиск законов природы и рассуждения об этих законах (на что человечеству понадобились тысячелетия), ушли далеко в сторону от установления и устройства этих законов.

Атеизм из любви к миру

У истоков этого мировоззрения опять-таки стоит прогресс, предоставивший силы природы и вселенной в распоряжение человека. Нет ничего удивительного в том, что человек, очарованный ныне своими способностями и своим миром, желает превратить его в рай. Для Бога здесь остается мало места. К тому же многие опасаются, что Бог и то, что с ним связано, отстраняет человека от его задач в этом мире. Таким образом, религия для них это что-то вроде бегства от мира, отвержение мира. Нужно допустить, что неверно понятая вера, неверно понятое христианство, непринятое миром и от мира отстранившееся, всегда только укрепляли этот атеизм. Верующие лишь способствуют этому недоразумению, когда полагают, что им удастся приблизиться к Богу, если они не будут иметь ничего общего с "испорченным" миром и затворятся перед любым прогрессом, забросив при этом свои служебные и гражданские обязанности и необходимость оказывать помощь нуждающимся ближним. Созидательная деятельность человека и его стремление улучшить условия жизни соответствуют Божиему замыслу. На первых страницах Библии повелевается; "наполняйте землю и обладайте ею" (Быт 1,28). Божий замысел осуществляется не вне земли, а на земле.

Атеизм из любви к человеку

Когда человек встречается с Богом, то для него становится очевидным, что Бог заявляет на него свои права. Однако этому противится его гордость и стремление к независимости. "Если Бог существует, то человек ничто", полагает Сартр. Для этих людей религия означает поражение, покорение, несвободу человека. "Бог это стена, заслоняющая нам человека". Он "отчуждает" человека от него самого и его ближнего, потому что хочет, чтобы только Он один обладал человеком. Или Он или мы одно из двух. Служение Богу должно быть заменено служением человеку. Лишь когда мы перестанем интересоваться Богом, мы будем способны защищать интересы людей. Бога можно искать только в человеке и в человеческом. Достаточно просто быть порядочным человеком. Примерно так звучат аргументы.

В дальнейшем тексте мы увидим, что чересчур простые представления о Боге действительно поработили и продолжают порабощать человека. Но разве это имеет отношение к христианской вере, которая проповедует Бога, ставшего Человеком ради человека? Позднее мы ответим на этот вопрос. Теперь хотя бы вот что: Христос сам дал нам ясный ответ на вопрос о том, что для человека является главным: "Возлюби Господа Бога твоего...". Это первая и самая важная заповедь. Точно так же важна вторая: "возлюби ближнего своего как самого себя" (Мф 22,34 и далее). Именно в христианской вере в Бога заложено служение человеку, и Священное Писание может сказать: "Не любящий брата не познал Бога" (ср. 1 Ин 8,4 и далее).

Сегодня более всего возражают против Бога исходя из проблемы страдания, то есть, опять-таки из любви к человеку. Ход человеческой истории с ее кровью, слезами, бессмысленностью и несправедливостью выглядит постоянным протестом против Бога: "Как Бог может все это допустить? Все происходит так, как если бы Его не было. Бог или мертв, или молчит. Если бы Он был здесь, то тогда мог, должен был бы все это изменить, как-никак Он всемогущий. Раз Он все это допускает, то в этих несчастьях есть и Его вина. Если Он такой бездеятельный в этом мире, то мы, люди, должны сами приняться за работу и улучшить этот мир без Него".

В театральной постановке "Знамение Ионы" люди ищут виновника бедствий последней войны и в конце концов приходят к заключению: Виноват Бог. Необходимо признать Его виновным. Он осужден на то, чтобы пришел в этот мир и Сам выстрадал человеческую смерть. Именно такое возражение против Бога мы должны воспринимать очень серьезно. Поэтому позже мы вернемся к проблеме страдания и рассмотрим ее более подробно.

Кое-что от этих форм атеизма есть в каждом из нас. Подобные вопросы и трудности терзают и верующего человека, если он не смотрит на мир через розовые очки. Но для верующего сомнение и неверие имеют смысл: атеизм вынуждает отбросить его зачастую обманчивое спокойствие и самоуспокоение. То есть неверие заставляет верующего заново задуматься над своими представлениями о Боге, соединив их с требованиями своего времени. Лишь тогда наша вера является сильной и зрелой, когда определяет свое отношение к неверию. Большинство людей преодолевают в какой-то момент своей жизни период неверия, и позднее это может оказаться полезным для укрепления веры. Не будем настаивать на точке зрения, что надо быть атеистом для того, чтобы служить людям и жить в согласии с прогрессом, миром и техникой.

РЕЛИГИЯ

Если мы более подробно рассмотрим такой оборот человеческой речи как "Человек должен иметь религию", то обнаружим, что с понятием религии связываются самые разнообразные представления. Для одних религия это проявление возвышенных чувств, которые выходят на поверхность в торжественные минуты. Для других религия означает совокупность запретов и обязательств. Для многих она содержится в признании учения, для кого-то в ласковом отношении к ближнему, в том, чтобы никому не причинить зла. Но все это в сущности не является религией в собственном смысле слова. В религии речь идет, прежде всего, не о человеке, а о Боге. Религия это осознанное и свободное решение человека быть на стороне Бога.

Религии существовали с незапамятных времен. Уже древнеримский мыслитель Цицерон утверждал, что нет народа без религии. Это утверждение верно и поныне.

Было такое время, когда некоторые люди предполагали, что на отдаленных островах живут люди, не верящие в Бога. Позднее обнаружилось, что религия этих коренных жителей хотя и была скрытой и тайной, но все-таки существовала. И если какой-нибудь европеец каким-то образом приобретал их доверие, ему предоставлялась возможность заглянуть в их самые интимные и священные представления о Боге, в их обряды поклонения Ему.

Как можно объяснить это повсеместное распространение религии? Очевидно, прообраз Бога берет начало в человеческом естестве. Человек догадывается, что он исходит от Бога, к Богу же и вернется. Древнее изречение Августина остается в силе: "Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе, о Боже". Как планеты вращаются вокруг солнца, так кружит наш разум около своего центра, около Бога. Отстраните этот центр, и все распадется, оставив много загадочного и неясного.

Разнообразие религий

Насколько едино человеческое сознание в том, что Бог существует, настолько различны существующие представления о Боге и формы его почитания. Они различаются так, как различаются люди с их способностями, уровнем образования, своеобразием, обусловленным историей и культурной средой. Ибо даже всем своим разумом человек не сможет приобрести отчетливое представление о Боге. Наконец, всех его представлений будет недостаточно для полноты Божьего бытия. Так можно объяснить разнообразие религий.

Пускай сколько угодно расходятся их проявления, всем им присуще общее сознание принадлежности к Богу и добросовестное стремление почитать Бога и проживать свою жизнь на основе своих убеждений. Поэтому нужно уважать все религии. II Ватиканский Собор подчеркнул, что Церковь не отрицает в этих религиях "ничего из того, что является священным и истинным".

Веротерпимость

Религиозная свобода, таким образом, принадлежит к основным правам каждого человека. Каждый должен иметь возможность исповедовать свою религию в том числе публично и в коллективе так как ему подсказывает совесть. Поэтому нельзя никому препятствовать жить по собственным религиозным убеждениям. И наоборот, нельзя никого заставлять проявлять определенную религиозность. Эта свобода основывается на человеческом достоинстве, к уважению которого мы пришли лишь в ходе длительного развития. Невозможно отрицать, что в прошлом Церковью этот принцип был попран. II Ватиканский Собор выразил сожаление по этому поводу, ибо таким образом были искажены принципы Евангелия.

Однако, религиозная свобода не означает, что человек по собственному усмотрению может решать, исповедывать ли ему религию или нет. Человек является творением, и потому имеет определенное отношение к Богу, из которого, подобно отношению к родителям, следуют уважение, любовь и послушание как естественные обязанности. Когда кто-то узнает в Боге своего Господа и Создателя, то выразит это в своей жизни, и таким образом, будет Богу служить (в связи с этим мы и говорим о "богослужении"). Но именно здесь мы сталкиваемся с возражениями многих людей. По их мнению, религия существует только для "религиозных нужд", или же как моральная опора, для утешения и возвышения человека. Кто так размышляет, идет на богослужение лишь тогда, когда что-то его "подталкивает", или если нужда заставит его молиться. В другое время он вновь заявляет: "богослужение мне не нравится, молитва мне ничего не дает". В этом случае свое отношение к религии люди ставят в зависимость от настроения или прихоти. Мы обнаруживаем, что все поставлено с ног на голову, и человек занимает место, принадлежащее Богу. Однако это явно противоречит религии. В религии прежде всего говорится о Боге, разумеется, тем самым и человек познает всю полноту своей жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: