Задания к практическому занятию
Провести анализ уровня технологической дисциплины на основе расчета показателя качества труда, предложить варианты мероприятий повышения уровня.
Краткие сведения из теории
Дисциплина технологическая — строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержатся в операционных технологических картах или других технологических документах.
Высокий уровень технологической дисциплины — один из важнейших факторов, обусловливающих достижение высокого качества продукции и услуг.
Соблюдение дисциплины технологической создает условия для быстрого освоения новых производств, лучшего использования рабочего времени, оборудования, сокращения потерь от брака.
Важную роль в соблюдении дисциплины технологической играет хорошо отлаженная организация службы технического контроля производства и постоянный надзор за состоянием оборудования. Укреплению дисциплины технологической способствует рост технической оснащенности труда.
Контроль дисциплины технологической может быть операционным, штучным, индивидуальным, сплошным и зависит от системы документов, фиксирующих сведения о ее соблюдении.
Неукоснительное соблюдение дисциплины технологической. каждым работником является непременным условием повышения качества продукции, резервом роста эффективности производства. Уровень соблюдения технологической дисциплины:
,
где
- количество операций из числа проверенных без нарушения в технологической дисциплине
- общее количество проверенных операций
Другим показателем технологической дисциплины является показатель качества труда.
Определение показателя качества труда:
(2),
где
коэффициент снижения за одно упущение в работе,
коэффициент поощрения,
количество случаев поощрения или упрощений.
Пример расчета
Определить коэффициент качества труда участка по следующим данным:
1). За каждый случай брака К = 0,02; g = 2;
2). За каждое нарушение технологической дисциплины: К = 0,05; g = 1;
3). За каждый случай нарушения трудовой дисциплины: К = 0,04; g = 3;
4). Ежедневная ритмичность производства: К = 0,0015; g = 23;
5). Своевременная ликвидация простоев: К = 0,02; g = 3.
К = 1 - ∑n i=1 k ci qi + ∑ⁿi=1 k ni qi = 1 – (0,02 ∙ 2 + 0,05 ∙ 1 + 0,04 ∙ 3 + 0,0015 ∙ 23 + +0,02 ∙ 3) = 0,6955 ≈ 0,7
Ответ: 0,7
Примерные задания
Определить коэффициент качества учёбы студента группы АСМ3-2, если им за сентябрь допущены следующие нарушения: опоздание К =0,03, q=2; прогулы К =0,04, q=3; нарушение дисциплины К =0,02, q=1; нарушение техники безопасности К =0,1, q=1. Нормативный коэффициент качества учёбы по факультету 0,81. Поощряемые действия: использование вспомогательного материала К =0,01, q=2.
Определить коэффициент качества учёбы гр.АСМ 3-1,если допущены следующие нарушения:
а) не явка на занятие qi-4, коэфф.снижения 0,05
б) нарушение техники безопасности qi=2, коэфф.снижения 0,1
в) использование доп.материалов qi=2, kni=0,03
г)нормативный показатель качества учёбы по факультативу 0,85
Определить коэффициент качества труда цеха, состоящего из 3-х участков по следующим данным: для 1-ого участка брак К =0,01, q=1; для 2-ого участка брак К =0,03, q=3; для 3-его участка брак К =0,02, q=2. Нарушение технологической дисциплины: для 1-ого участка К =0,02, q=3; для 2-ого участка К =0,01, q=2; для 3-его участка К =0,05, q=1. Нарушение дисциплины К =0,04, q=1, q=1, q=3. Поощрения: обеспечение ритмичности производства: для 1-ого участка К =0.0015, q=22; для 2-ого участка К =0.0015, q=21; для 3-его участка К =0.0015, q=23. Ликвидация простоев: для 1-ого участка К =0.001, q=5; для 2-ого участка К =0.003, q=4; для 3-его участка К =0.002, q=3.
2.2 Контрольные вопросы:
1) Что такое технологическая дисциплина?
2) Чему равен уровень соблюдения технологической дисциплины?
3) Что определяет показатель качества труда?
4) Какие элементы снижают коэффициент качества и почему?
5) Какие элементы повышают коэффициент качества и почему?
6) Что такое ритмичность производства?
7) Что определяет нормативный показатель качества?