Переход вечерни в повечерие.




Переход постовой вечерни в повечерие (соединение служб).

Богослужебный устав (В. Розанов).

 

По Типикону службы совершаются как правило отдельно и по времени, каждая начинается начальными молитвами и заканчивается отпустом. При соединение служб, по мысли Типикона, они не к месту, и должны быть опущены, чтобы все службы слились в одну. Это видно из следующих примеров:

 

стр. 44 (окончание вечерни – вседневной или великой, кроме всенощного бдения).

... отпуст великий по дню... Поется многолетие... Но Типикон, имея в виду монастыри, по окончании вечерни предполагает выход из храма и, по еже вечеряти братиям, назначает клепание в малый кампан или ручное било, собрание братий в церковном притворе и чтение в нем повечерия (малаго).

 

В случае соединения служб отпуст опускается, см. Богослужебные указания на 2013 год, 2 января примечание 3 – отпуст вечерни: по Типикону указан, но при соединении опускается.

 

стр. 52.

Но так как по установившейся богослужебной практике в соборных и приходских храмах, в настоящее время даже и в монастырских, повечерие читается во храме непосредственно после вечерни, то так называемыя общеупотребительныя начальныя молитвы опускаются и после начальнаго возгласа священника: Благословен Бог..., произносимаго им пред царскими дверями, малое повечерие начинается со слов: Приидите поклонимся... 3-жды.

То же сказано и в издании Киевопечерской лавры (см. л. 21 на об.).

 

стр. 508 (о времени и месте постовых служб).

... даже прямо сказано, что после изобразительных отпуст по обычаю... Впрочем, это не то значит, что после изобразительных непременно надобно сделать отпуст и затем начинать вечерню, а то, что можно двояко поступить: или после изобразительных сделать отпуст и тогда за ним последует расход или же, не делая расхода, начинать вечерню и тогда отпуст будет излишним. А что действительно в данном случае отпуста не должно быть, это видно из 12 мрк. главы... Умолчание в этом месте об отпусте не есть случайное, а намеренное: потому что с точки зрения Типикона отпуст неуместен, если без выхода из храма за одной службой следует другая.

 

стр. 389 (об отпустах)

... Все эти выписки из Типикона показывают, что там, где не указан отпуст, богослужение идет без всякаго перерыва, хотя бы оно состояло из нескольких служб, и в одном и том же месте; но наоборот, коль скоро в какой-либо службе указан отпуст, то богослужение после нея или совершенно прекращается, и бывает расход, или же, если и не прекращается, то прерывается и бывает переход из одного места, где отправлена предыдущая служба, в другое, где отправляется последущая (в придел, или в притвор, например). При этом надобно знать, что встречающияся в Типиконе названия отпуста совершенным и конечным имеют одно и то же значение и указывают на прекращение богослужения и, по выражению Типикона, на расход. (в трапезную до времени очередной службы).

 

стр 505 (пример соединения служб и как переносятся отпусты):

надобно отправить один за другим часы 3, 6 и 9, присоединить к последнему молитвословия из последования изобразительных и отпеть вечерню, при чем начальный возглас сделать только один пред 3-м часом и отпуст так же один после вечерни, так чтобы все пять служб слились в одну (см. последов. понедел. 1 седм. В. поста, Типик., л. 311 и 312)

 

Положенный после утрени великий отпуст и многолетие переносится на после 1-го часа, таковое прямое указание есть на стр. 500

Еще пример совершения отпуста или нет на стр 481 и 482 на примере 9 часа.

Точно также, если утреня и вечерня идут одной службой (например, в пн Великого поста), то положенная лития о усопших после утрени переносится на после вечерни.


Окончание постовой вечерни.

 

Стихиры на стиховне.

Ныне отпущаеши:

Трисвятое и по Отче наш:

Тропари из Часослова (поются).

Господи помилуй (40 раз).

Слава И ныне: Честнейшую. Благослови.

Сый благословен:

Небесный Царю:

Поклоны с мл. Ефрема Сирина.

Трисвятое. Господи помилуй (12 раз).

Всесвятая Троице: 33 псалом.

Премудрость.

Достойно есть (напополам).

Слава Тебе:

Слава, И ныне: Благослови.

Отпуст великий по дню.

Великого Господина:

Лития о усопших.

Расход до времени очередной службы.

 

 

Окончание утрени и 1-й час.

 

Христе, Свете Истинный:

Взбранной Воеводе:

Слава Тебе:

Слава, И ныне: Благослови.

Отпуст.

Великого Господина:

Оглашение Студитово.

Лития о усопших.

Расход до времени очередной службы.

 

 

Переход вечерни в повечерие.

 

Стихиры на стиховне.

Ныне отпущаеши:

Трисвятое и по Отче наш:

Тропари из Часослова (поются).

Господи помилуй (40 раз).

Слава И ныне: Честнейшую. Благослови.

Сый благословен:

Небесный Царю:

Поклоны с мл. Ефрема Сирина.

Трисвятое. Господи помилуй (12 раз).

Всесвятая Троице: 33 псалом.

Премудрость.

Благослови.

Благословен Бог наш: (начало повечерия).

Аминь. Приидите, поклонимся:

 

(по образцу простой или полиелейной службы).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: