УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для студентов заочной формы обучения [1]
(с полным сроком обучения, с ускоренным сроком обучения) [2]
по дисциплине « ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ »
наименование дисциплины
для направления подготовки 38.04.03 Управление персоналом
код и наименование направления подготовки
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 4 зачетных единицы.
Форма текущего контроля в семестре – доклад в форме презентации.
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.
Форма промежуточного контроля в семестре - экзамен.
Краткое содержание курса
Перечень изучаемых разделов, тем дисциплины (модуля).
Тема 1. Основные парадигмы изучения коммуникации. Понятие "коммуникация". Функции коммуникации. Особенности коммуникационного процесса и его этапы. Основные концепции информации. Модели коммуникаций. |
Тема 2. Понимание коммуникаций в различных школах управления. Сравнительный анализ концепций научных школ |
Тема 3. Коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса. Границы применения каналов передачи информации. Барьеры коммуникации, "шум", помехи в деловом общении. |
Тема 4. Коммуникации и их роль в управлении организацией. Построение коммуникационных связей при решении конкретных задач управления. Составление регламента формальных коммуникаций в организации. Способы регулирования информационных потоков при решении управленческих задач. Виды коммуникаций в системе управления организацией. Уровни коммуникаций (по Ясперсу). Методы формирования продуктивной рабочей среды. |
Тема 5. Управление коммуникациями.Управление внутренними и внешними коммуникациями организации. Методы управления формальными и неформальными коммуникациями. Методы анализа и диагностики неформальных коммуникаций. Связи с общественностью как система коммуникаций. |
Тема 6. Управленческая информация. Основные свойства и характеристики управленческой информации. Принятие управленческого решения. Классификация и методы принятия управленческих решений. Критерии оценки управленческого решения. Современные формы деловых коммуникаций. Коммуникативные навыки руководителя. Организация и ведение деловых переговоров. Метод принципиальных переговоров. PR-коммуникации. |
Тема 7. Специфика деловых коммуникаций.Документ как основная форма письменной коммуникации в процессе управления. Деловая переписка. Деловые беседы и совещания. Деловые переговоры. Особенности публичной коммуникации. Место презентаций в управленческой коммуникации. |
Тема 8. Современные формы деловых коммуникаций.Информационные потребности современного общества и технические возможности.Тенденции в развитии коммуникационных технологий. Особенности деловых коммуникаций в цифровой среде. |
Тема 9. Эффективность коммуникаций.Критерии оценки эффективности коммуникаций. Факторы повышения эффективности коммуникаций. Принципы конструктивных коммуникаций. Составление личной коммуникативной профессиограммы. |
Освоение материала студенты демонстрируют, подготавливая доклад в форме мультимедийной презентации. Тема презентации должна соответствовать ее содержанию, оформление слайдов должно отвечать требованиям.
Тематика презентаций
1. Построение коммуникационных связей при решении конкретных задач управления с точки зрения их эффективности.
2. Составление регламента формальных коммуникаций в организации и оценка их эффективности.
3. Способы регулирования информационных потоков с целью повышения эффективности решения управленческих задач.
5. Виды коммуникаций в системе управления организацией и методы оценки их эффективности.
6. Уровни коммуникаций. Факторы повышения эффективности деловых коммуникаций.
7. Методы формирования продуктивной рабочей среды в аспекте управленческой коммуникации.
8. Теории взаимодействия (теория обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Дж. Мида, теория управления впечатлениями Э.Гофмана) и возможности их применения при формировании коммуникативной среды.
9. Невербальные средства общения в деловых коммуникациях и их влияние на эффективность деловых коммуникаций..
10. Связи с общественностью как система коммуникаций. Способы оценки эффективности PR-коммуникаций.
11. Общая характеристика основных механизмов воздействия в деловой коммуникации: заражение, внушение, подражание, убеждение.
12. Современные методы оценки эффективности коммуникации в управлении.
Требования к оформлению мультимедийных презентаций
Оформление слайдов | ||
Стиль | 1. Соблюдайте единый стиль оформления. 2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. 3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). | |
Фон | 1. Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый). | |
Использование цвета | 1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. 2. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета. | |
Анимационные эффекты | 1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. 2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде. | |
Представление информации | ||
Содержание информации | 1. Используйте короткие слова и предложения. 2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. 3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. | |
Расположение информации на странице | 1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. 2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. 3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней. | |
Шрифты | 1. Для заголовков – не менее 24. 2. Для информации – не менее 18. 3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. 4. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации. 5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив и подчеркивание. | |
Способы выделения информации | 1. Рамки, границы, заливки. 2. Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку. 3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. | |
Объем информации | 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений. 2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом слайде. | |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: 1) с текстом; 2) с таблицами; 3) с диаграммами. |