ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРИМЕРНАЯ)




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ЭКОНОМИКА

 

ТРУДА

 

Методические указания

 

Краснодар 2008

 

УДК 338.2 (075.8)

ББК 65 я 73

Э 40

 

 

Рецензент:

 

Кандидат экономических наук, профессор

Ю.Г. Волков

 

 

Э 40 Экономика труда: метод.указ. к выполнению курсовой работы / сост. С.Н. Трунин, И.В. Гелета, Л.И. Сланченко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008. 29с. 100 экз.

 

 

УДК 338.2 (075.8)

ББК 65 я 73

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кубанского государственного университета

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа – обобщающий этап изучения дисциплины «Экономика труда», представляет собой самостоятельное теоретическое, методическое и методологическое исследование одной из проблем данного курса.

Основные цели курсовой работы:

1) проверка знаний студентов в части основных теоретических и методологических основ изучаемого курса;

2) углубление специальных знаний, полученных студентами во время аудиторного обучения;

3) овладение научными методами анализа конкретных экономических явлений, ситуаций и процессов рыночной экономики;

4) разработка предложений, рекомендаций и мероприятий по выбранной теме в области современной экономики труда;

5) подготовка студентов к выполнению дипломной работы;

6) приобретение студентами профессиональных навыков в социально-трудовой сфере;

7) методическая подготовка студентов к принятию самостоятельных решений в области экономики труда, поскольку с этой проблематикой он может реально столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Выполнение курсовой работы должно научить студентов пользоваться методической и справочной литературой, едиными нормами и расценками, таблицами, схемами и другими нормативными и методическими материалами.

Курсовая работа должна также помочь студентам приобрести навыки производственных расчетов, составления плановых и отчетных документов, технико-экономических записок и докладов. В этой связи обязательно привлечение конкретно-фактических данных производственно-хозяйственной деятельности предприятия (перспективный план, бизнес-план, годовые отчеты, отраслевые методики, инструкции и другие материалы), широкое использование в исследованиях экономического инструментария (экономико-математических методов, схем, диаграмм, компьютерных расчетов), позволяющего дать реальную адекватную оценку деятельности предприятий и их конкурентоспособности на рынке.

В курсовой работе должны быть использованы новые (последние) нормативно-правовые документы и статистические данные.

 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

В общем виде выполнение курсовой работы должно осуществляться в следующем порядке:

– выбор темы и ее утверждение руководителем;

– разработка плана курсовой работы и его согласование с руководителем;

– подбор и изучение научной, нормативно-правовой и методической литературы, статистических данных;

– написание курсовой работы, ее оформление и представление на кафедру;

– защита курсовой работы.

Тема курсовой работы выбирается из приведенной в данных методических указаниях примерной тематики и закрепляется согласно поданному заявлению. Предусмотрен выбор свободных тем, в которых студенты могут исследовать экономические проблемы, не вошедшие напрямую в программу курса по экономике труда, но сопряженные с ней и являющиеся актуальными с научной и практической точек зрения. Студент должен сам определить тему курсовой работы и согласовать ее с руководителем.

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателей кафедры. Студенты вправе сами обращаться к преподавателю с предложением о руководстве курсовой работы, ориентируясь на его научные интересы и специализацию (с учетом учебной нагрузки). В остальных случаях руководитель курсовой работы назначается кафедрой.

Руководитель курсовой работы:

– проводит систематические консультации со студентом;

– устанавливает график выполнения курсовой работы;

– рекомендует студенту необходимую литературу, справочные, архивные материалы, текущую документацию, типовые проекты и другие источники по теме;

– контролирует выполнение курсовой работы;

– проводит предварительную защиту;

– осуществляет нормоконтроль (правильность оформления) курсовой работы.

Для выполнения курсовой работы очень важно правильно и своевременно определить тему и объект исследования. Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам данной дисциплины в рамках специальности, а также увязываться с практическими требованиями современной экономики. В содержании темы должна сочетаться актуальность, новизна проблемы с практическим применением результатов исследования.

Актуальность темы определяется тем, насколько она отвечает целям, задачам и условиям рыночной экономики. Особенно актуальны сейчас проблемы повышения производительности и качества труда, совершенствования форм и методов оплаты труда, экономического стимулирования производства, мотивации трудовой деятельности, повышения конкурентоспособности и т.д. Удачно выбранная, изученная и разработанная тема в курсовой работе может стать основой для более углубленного исследования в дипломной работе.

Объектом исследования в курсовой работе может быть предприятие (организация, учреждение) любой формы собственности, где студент собирает необходимую аналитическую информацию по теме курсовой работы, а также регион, район или город.

Сбор материала для курсовой работы следует начинать с изучения опубликованных первоисточников по теме, предварительного ознакомления с опубликованными статистическими данными министерств, ведомств и предприятий.

Такой порядок необходим для того, чтобы представить себе степень разработанности данной проблемы, установить, какие стороны и разделы недостаточно изучены, на что следует обратить пристальное внимание при исследовании. Без этого трудно, а в ряде случаев и невозможно определить основное направление и содержание работы.

Основные литературные источники студент обязан внимательно изучить и в соответствии с существом дела использовать их. Вместе с тем к литературным источникам следует относиться критически. Надо вдумчиво и беспристрастно изучать и оценивать точки зрения различных авторов по разным проблемам и формировать свою позицию.

Изучая материал по теме, следует завести библиографические карточки или специальную тетрадь, куда записывать выявленные по теме книги, журнальные или газетные статьи, архивные документы или другие источники.

Работая с первоисточниками, студент должен уметь выделить основные, наиболее важные проблемы и доказательства, подтверждающие правильность положений и выводов, научиться кратко записывать основополагающие идеи изучаемых явлений. Прочитав несколько работ, студент должен составить к ним развернутый план и конспект. Записывать содержание литературного источника надо сжато, своими словами излагая сущность вопроса.

В записях надо обязательно указывать точное название конспектируемого произведения, фамилию автора, место и год издания, тему и страницу, а для статей – название журнала или газеты, где они помещены, год и дату (номер) выпуска.

После уточнения названия работы, объекта и предмета исследования разрабатывается рабочий план курсовой работы, который в дальнейшем может уточняться. План (содержание) курсовой работы обязательно согласовывается с научным руководителем.

Работа должна иметь четкий план, логически последовательно изложенное содержание, правильно составленную библиографию и оформленный научный аппарат.

Для этой цели необходимо составить график поэтапного выполнения работы в следующем порядке:

– выбрать тему и определить степень ее научной разработанности;

– предварительно ознакомиться с литературой по теме;

– определить объект исследования (предприятие, организацию, на базе которых предполагается проводить практико-исследовательскую работу);

– составить план работы и согласовать его с научным руководителем;

– подобрать или разработать методику исследования;

– изучить специальную литературу, статистические, плановые и отчетные данные;

– собрать и обработать фактический материал;

– проанализировать собранный материал по отдельным главам и параграфам работы;

– раскрыть механизм влияния отдельных факторов производства на повышение эффективности производства и его конкурентоспособность;

– обобщить результаты исследования, выработать рекомендации и мероприятия, рассчитать их экономическую эффективность;

– после получения замечаний научного руководителя доработать отдельные главы, оформить в соответствии с требованиями к курсовой работе, пройти нормоконтроль;

– подготовить схемы, диаграммы, таблицы для использования их на защите, подготовиться к защите.

Сроки выполнения отдельных этапов работы студент определяет вместе с научным руководителем.

В случае неудовлетворительного выполнения графика курсовой работы студент приглашается на заседание кафедры для объяснения причин сложившегося положения.

Общими требованиями к курсовой работе являются:

– четкость и логическая последовательность изложения материала;

– убедительность аргументации;

– краткость и точность формулировок;

– конкретность изложения результатов работы;

– обоснованность предложений и рекомендаций.

В ходе выполнения курсовой работы студент должен показать умение кратко излагать главные и наиболее существенные аспекты проблемы. Зачастую студент, собрав большой объем материала, стремится почти целиком включить его в работу, что не всегда оправдано. За рамками рукописного варианта курсовой работы могут остаться отдельные вопросы, которые можно использовать при ее защите.

Для того чтобы использовать как можно полнее собранный и подготовленный к курсовой работе материал, существует несколько способов. Рекомендуется объемные расчеты по проверке каких-либо методик, предложений, формул, информаций и т.д., имеющие самостоятельное значение и представляющие логически законченное целое, кратко описав в тексте, вынести в приложение; следует избегать пространных цитат, переписывания первоисточников, а стараться излагать их суть кратко и ясно своими словами, сделав соответствующие ссылки на библиографию; нужно стараться выполнять экономический анализ каких-либо явлений, процессов, факторов и т.п. не с помощью словесных описаний, а построением четких таблиц, графиков, диаграмм. Это увеличивает ценность, наглядность работы и существенно сокращает ее объем. Следует иметь в виду, что выполненные при этом расчеты, таблицы, схемы, диаграммы и графики лучше включать в работу не в исходном состоянии, а в виде результатов анализа, в форме обзорных, сводных таблиц, диаграмм и графиков.

Курсовая работа обязательно должна содержать:

– методику исследования;

– анализ трудовых показателей;

– экономико-статистическое или экономико-математическое

моделирование;

– мероприятия с расчетом экономической эффективности.

За содержание и достоверность информации, выводы и рекомендации, принятые в курсовой работе, отвечает студент – автор проведенного исследования.

Первый вариант курсовой работы должен был представлен научному руководителю к 15 апреля и в соответствии с графиком выполнения курсовой работы должен пройти предварительную защиту. На ней студент выслушивает вопросы и отвечает на них, учитывает замечания и рекомендации руководителя как по содержанию, так и по оформлению работы. После устранения замечаний курсовая работа подписывается научным руководителем и нормоконтролером (обычно руководитель осуществляет нормоконтроль). Если руководитель не считает возможным допустить студента к защите курсовой работы, то этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с вызовом на него студента. Курсовая работа, допущенная к защите, сдается лаборанту кафедры для регистрации в журнале поступления курсовых работ.

Курсовая работа, выполненная в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, защищается на кафедре в присутствии комиссии (с участием научного руководителя).

По итогам защиты комиссией выставляется оценка. Система оценки курсовой работы включает оценку содержания самой работы, ее оформление и защиту. Оценивается работа по следующим основным позициям:

1. Полнота, глубина и логичность раскрытия темы, доказательность выводов, научная обоснованность предложенных мероприятий.

2. Качество оформления курсовой работы.

3. Самостоятельность изложения, оригинальность предложенных методик и других материалов.

4. Стилистическая и грамматическая правильность текста.

5. Умное и грамотное владение понятным аппаратом при устной защите.

После защиты курсовая работа хранится на кафедре в течение трех лет. При необходимости студент – автор курсовой – работы может снять с нее копию.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Объем курсовой работы должен быть в пределах 35–45 страниц рукописного или 25–35 страниц компьютерного текста (без приложений). Работа большего объема подлежит редактированию.

Тема курсовой работы, объект и предмет исследования, умение студента работать со специальной литературой определяют структурные особенности курсовой работы. Вместе с тем курсовая работа должна быть выполнена по единой схеме. Требования единства относятся только к форме построения основных структурных частей курсовой работы, но не к содержанию. Курсовая работа должна состоять из следующих структурных частей (разделов):

Титульный лист.

Содержание.

Введение (2–3 страницы).

Теория исследуемых экономических процессов и явлений (8–10 страниц).

Методика исследования проблемы (7–8 страниц).

Подробное исследование проблемы согласно принятой методике (8–10 страниц).

Предложения и рекомендации, мероприятия и подробное обоснование их экономической эффективности (5–6 страниц).

Заключение (3–4 страницы).

Список использованной литературы (15–20 работ).

Приложения.

Титульный листявляется первой страницей курсовой работы, заполняется по строго определенным правилам и должен соответствовать образцу (прил. 1).

В содержании приводятся названия разделов (глав), подразделов (параграфов) и пунктов (если таковые имеются) курсовой работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны в точности соответствовать заголовкам в тексте курсовой работы. Содержание также должно давать представление о взаимной подчиненности и логической последовательности отдельных разделов работы. Такая подчиненность передается средствами оформления (подробнее см. п. 4).

Во введении курсовой работы кратко обосновывается выбор темы, ее актуальность, практическая и теоретическая значимость для развития предприятия (организации), определяется предмет исследования, ставится цель работы, характеризуется современное состояние научной проблемы, которой посвящена курсовая работа, степень разработанности в отечественной и зарубежной литературе. Здесь же обобщенно указывается, на каком материале выполнена работа. В качестве такового могут быть даны труды ведущих ученых и специалистов, законы и документы правительства, специальная литература по конкретной проблеме, статистические данные, конкретные материалы предприятий и организаций. Во введении следует четко сформулировать задачи, поставленные в работе, новизну курсовой работы (если таковая имеется), обосновать необходимость проведения исследований по избранной теме.

Введение, как правило, пишется после того, как выполнена основная часть работы.

В первой главе, теории исследуемых экономических процессов и явлений, рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы, понятие, сущность, экономическая природа, исторические аспекты. В этой части курсовой работы необходимо акцентировать внимание на исследовании состояния проблемы, которое базируется на ретроспективном анализе литературных источников отечественных и зарубежных ученых, выявлении дискуссионных и спорных аспектов изучаемой проблемы, изучении зарубежного опыта и рассмотрении возможности его использования.

Теоретическая глава курсовой работы заканчивается выводом, где могут быть изложены в краткой форме систематизация имеющихся знаний по проблеме, разработка классификаций, типологизаций, выделение факторов, свойств, характеристик изучаемого объекта, выступающего носителем специфической проблемной ситуации.

Во второй главе, методике исследования проблемы, указываются методы сбора и обработки информации, дается критическая оценка методики анализа проблемы, применяемой на предприятиях отрасли, обосновывается принятая автором методика. При выполнении курсовой работы применяются новейшие методы экономического анализа, экономико-математические методы комплексного и системного анализа, экономико-математическое моделирование. Обязательно раскрывается методика расчета экономической эффективности исследуемой проблемы с учетом специфики и отраслевых особенностей. Если в работе применялись общепринятые методы, их описания подробно излагать не следует. При этом делаются ссылки на соответствующие источники информации. В случае если ни одна из имеющихся методик не соответствует современным требованиям, целесообразна разработка собственной оригинальной методики исследования проблемы.

В третьей главе проводится подробное исследование проблемы согласно принятой методике. Это один из важнейших разделов самостоятельной работы студента, в котором производится экономический анализ, научная обработка данных, дается оценка, выявляются как положительные, так и отрицательные моменты в деятельности предприятия, определяются имеющиеся резервы и пути устранения недостатков, формулируются выводы.

Экономический анализ должен всесторонне и систематизированно раскрывать сущность вопросов, которым посвящена курсовая работа. Изучение фактических данных рекомендуется проводить в динамике (за ряд лет). Наиболее оптимальным периодом считается пять лет, причем по годам, наиболее характерным по своим показателям для исследования. Такой порядок динамического исследования позволяет раскрыть объективные тенденции и закономерности, складывающиеся в развитии отдельных экономических процессов и явлений на предприятиях. Конкретный экономический анализ должен быть насыщен формулами, таблицами, графиками, схемами, расчетами и другим наглядно-аналитическим инструментарием научного аппарата исследования.

Данный раздел целесообразно начать с общей характеристики предприятия и анализа обобщающих показателей его деятельности в динамике за ряд лет. Анализ деятельности предприятий при любых формах собственности всегда должен быть творческим и разнообразным по содержанию, применению различных аналитических приемов с учетом специфики производства, его организации на конкретном предприятии. Он может охватывать анализ объема, структуры и качества продукции, работ и услуг, прибыли и рентабельности, себестоимости продукции, технического и организационного развития предприятия, анализ социального развития коллектива и др. Если объектом исследования является регион, то раздел целесообразно начать с его общей характеристики и анализа основных социально-экономических показателей развития территории в динамике за ряд лет.

Большое внимание в разделе должно быть уделено анализу и оценке трудовых показателей (рекомендуется выделить в отдельный параграф). При анализе трудовых показателей целесообразно обозначить следующие объекты исследования, на которые необходимо обратить внимание: трудовой потенциал (обеспеченность трудовыми ресурсами), производительность и оплата труда, факторы и пути повышения эффективности труда, влияние трудовых показателей на конечные результаты хозяйственной деятельности – объем, ассортимент и качество продукции, ее себестоимость и финансовые результаты.

После анализа и оценки общего состояния предприятия, трудовых показателей следует акцентировать внимание на изучении частных (конкретных) аспектов проблемы. Курсовая работа должна содержать экономико-статистические (корреляционно-регрессионное моделирование, анализ динамических и временных рядов, вариационное моделирование, исследование методами средних величин, нахождение дисперсий, отклонений, прогнозирование экстраполяционным и другими методами и т. д.) или экономико-математические (линейное программирование, имитационное моделирование, динамическое, дробно-линейное и целочисленное, стохастическое программирование) методы и модели.

В четвёртой главеформулируются существенные предложения и рекомендации по теме исследования, связанные с повышением эффективности работы объекта исследования, совершенствованием его состояния. На основе принятой методики рассчитывается экономический эффект от внедрения разработанных студентами конкретных мероприятий, а также излагается порядок внедрения их на предприятии.

Заключениедолжно содержать оценку результатов исследовательской работы, выводы и предложения, состоять из оптимального обобщения всех разделов и этапов работы. Эта часть формируется на основе выполненной курсовой работы. По каждой главе делается краткое обобщение, которое вытекает из содержания работы. Заключение не является дальнейшим развитием темы, а подводит итог курсовой работы. Сюда могут быть вынесены выводы, которые уже сделаны по ходу изложения материала, причем в ходе их формирования выделяются главные, существенные моменты.

В список использованных источников включают только те произведения и источники, из которых автор заимствовал отдельные мысли, цифры, факты и др., т.е. которые нашли отражение в курсовой работе.

В приложениях помещают различные материалы, дополняющие и иллюстрирующие содержание основных разделов работы (таблицы, рисунки, цифровой материал, вспомогательные расчеты и другие информационные данные).

 

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Текст курсовой работы должен быть выполнен от руки, четким и разборчивым почерком или набран на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4, через полтора межстрочных интервала. В рукописном тексте должны применяться трафареты: №3 – при высоте букв до 3 мм и №4 – при высоте букв более 3 мм.

Текст курсовой работы следует набирать на компьютере, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее и нижнее – 20 мм. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль 12 или 14).

Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами. Нумерация страниц должна быть сквозной, начиная с титульного листа. Титульный лист включается в общую нумерацию, но он не нумеруется. На последующих страницах (начиная со второй) номер проставляется в центре нижней части листа без точки.

В содержании указываются "Введение", номера и названия разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов и подпунктов в соответствии с их названиями в работе, "Заключение", "Список использованных источников" и "Приложения", а также страницы, на которых эти названия размещены. Названия разделов пишут без отступа от левого края листа, допускается двойной межстрочный интервал между первой строчкой, содержащей названия раздела, и последней – предыдущего текста. Названия подразделов и пунктов пишут с отступлением от левого края листа, чтобы была видна их подчиненность.

Слово "Глава" не пишется, начинают с нумерации. Введение, Заключение, Список использованных источников, Приложения не нумеруют, промежутки от последней буквы названия рубрики до номера страницы заполняют отточием. Слово "стр." не пишут. Если раздел (глава) и подраздел (параграф) начинаются на одной странице, то номер страницы указывается против подраздела.

Текст основной части курсовой работы делят на разделы (главы), подразделы (параграфы), пункты и подпункты. Наименование структурных элементов курсовой работы (содержание, введение, заключение, список использованных источников) печатают по центру прописными буквами.

Разделы (главы) должны иметь сквозную нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).

Подразделы (параграфы) следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела (главы). Номер подраздела состоит из номера раздела, в который входит данный подраздел, и порядкового номера этого подраздела, разделенных точкой, например, первый подраздел второго раздела – 2.1., в конце точка не ставится.

Пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например, второй пункт первого подраздела первого раздела – 1.1.2., в конце точка не ставится.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки разделов, подразделов печатаются с абзаца (абзацы в тексте образуются отступом, приблизительно 15–17 мм) строчными буквами (кроме первой прописной) без точки в конце. Подчеркивать заголовки и переносить в заголовках слова не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений их разделяют точкой.

Слова, напечатанные на отдельной странице прописными буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ), служат заголовками соответствующих структурных элементов курсовой работы и не нумеруются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть 3–4 интервала. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала.

Если в работе используются цитаты и отдельные положения из литературных источников, то следует делать на них ссылки. Ссылка – это приведенный в тексте порядковый номер упомянутых видов источников информации. Рекомендуется делать ссылки и на другие материалы (таблицы, цифровые данные и т. д.), которые заимствуются у других авторов. Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочных примечаниях (сносках) или указывать порядковый номер по списку источников, выделенных квадратными скобками.

Цифровой материал, помещенный в работе, рекомендуется оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают после слова "Таблица" через тире, заголовок начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует. Заголовки граф таблицы пишут с прописной буквы, подзаголовки – со строчной.

Таблицы следует помещать так, чтобы их можно было читать без поворота работы. Если это невозможно, то размещают так, чтобы работа поворачивалась по часовой стрелке.

Таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела (главы). В левом углу помещают надпись "Таблица" с указанием порядкового номера, без абзацного отступа. Таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация – сквозная или состоит из номера раздела и номера таблицы, разделенных точкой. Слово «Таблица» указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. Нумерация таблиц приложений – отдельная и состоит из буквы, обозначающей приложение, и цифры – номера таблицы (Например, Таблица А.1).

Формулы размещают посередине текста отдельной строкой. Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами. Номер формулы выносится в правый край страницы на уровне формулы, приводится в круглых скобках.

Все иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, чертежи, фотографии и пр.), помещенные в работе, именуются рисунками. Каждый рисунок должен иметь название, которое помещают под ним. Рисунки нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей курсовой работы (Например, Рисунок 1 – название).

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Иллюстрации в приложении обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения (Например, Рисунок А.3).

Литературные источники в списке использованных источников располагаются либо по алфавиту (более предпочтительно), либо в той последовательности, в какой на них даны ссылки в тексте. Все источники должны быть пронумерованы.

Библиографические данные в списке использованной литературы пишут на том языке, на котором опубликован сам источник.

Сведения об источниках должны содержать фамилию и инициалы автора (если таковой имеется); полное название книги, после косой черты – данные о редакторе (если книга написана группой авторов); после тире – название города, в котором издана книга; после двоеточия – название издательства (без кавычек), после запятой – год издания. Для некоторых городов приняты специальные сокращения: М. (Москва), СПб. (Санкт-Петербург), Ростов н/Д (Ростов-на-Дону).

При использовании статьи (главы, раздела) из книги или периодического издания необходимо указать: фамилию, инициалы автора (если фамилия автора указана на титульном листе книги), название статьи (главы, раздела), после двух косых линий – название издания, где она помещена; после тире – год; после тире – номер.

Приложение оформляют как продолжение содержания курсовой работы на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в работе. Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием наверху страницы слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывается по центру с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, З, Л, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

 

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРИМЕРНАЯ)

 

1. Труд как основа развития человеческого общества и важнейший фактор производства.

2. Управление трудом в условиях рыночной экономики.

3. Труд и его роль в обществе, экономике, производстве.

4. Редукция труда на современном этапе экономического развития России.

5. Зарубежный опыт управления трудом на предприятии и возможности его использования.

6. Работа менеджера по труду на предприятии: отечественный и зарубежный опыт.

7. Кадровые ресурсы на предприятии: состав и структура.

8. Управление производительностью и эффективностью труда в условиях конкуренции.

9. Система управления трудовыми ресурсами в регионе.

10. Использование мотивации труда для совершенствования его оплаты в современных условиях.

11. Взаимосвязь производительности и качества труда (теоретическое обоснование и практическое подтверждение).

12. Качество трудовой жизни как критерий социально-трудовых отношений на предприятии.

13. Экономико-правовые аспекты регулирования трудовых конфликтов на предприятиях России.

14. Формирование и регулирование системы социально-трудовых отношений на предприятии.

15. Управление ростом производительности труда на предприятии.

16. Прогноз и внутрифирменное планирование труда.

17. Внутренний рынок труда на предприятии и его особенности.

18. Человеческий капитал как основа роста качества, полезности результатов и эффективности труда.

19. Анализ состава и структуры кадров на предприятии.

20. Взаимосвязь маркетинговой и кадровой политики предприятия.

21. Прогрессивные формы и методы подготовки и переподготовки персонала на предприятии в условиях рыночной экономики.

22. Планирование структуры и численности персонала на предприятии в условиях рыночной экономики.

23. Влияние механизации и автоматизации на производительность труда.

24. Повышение производительности и качества труда.

25. Пути снижения простоев и сокращения потерь рабочего времени на предприятии.

26. Системы нормирования труда в современных условиях.

27. Экономическая эффективность организации и обслуживания рабочих мест.

28. Экономическая эффективность укрепления дисциплины труда в условиях рыночной экономики.

29. Пути совершенствования и экономическая эффективность организации труда на предприятии в условиях рыночной экономики.

30. Экономическая эффективность инвестиций в человеческий капитал.

31. Потребительская корзина как основа расчета стоимости жизни.

32. Оптимизация численности основных и вспомогательных рабочих и ее экономическая эффективность в условиях рыночной экономики.

33. Влияние изменения объема и структуры производства на рост производительности труда в условиях рыночной экономики.

34. Пути рационального совмещения функций рабочих и его экономическое стимулирование.

35. Совершенствование организации системы оплаты труда персонала предприятия.

36. Нормативно-правовая регламентация оплаты труда работников предприятий различных форм собственности.

37. Анализ и оценка качества рабочей силы на предприятии.

38. Пути, факторы и резервы повышения производительности труда на предприятиях.

39. Влияние качества управления и организации производства на рост его эффективности.

40. Совершенствование информационного обеспечения и аудита управления трудом на предприятии.

41. Организация переподготовки и использования избытков трудовых ресурсов в регионах в условиях рыночной экономики.

42. Спрос и предложение на региональном рынке труда.

43. Формирование планов по труду и заработной плате на предприятиях в условиях рыночной экономики.

44. Исследование возможностей совершенствования и ускорения адаптации рабочей силы к потребностям производства в современных условиях.

45. Совершенствование методов измерения и показателей эффективности труда в условиях рыночной экономики.

46. Совершенствование анализа трудовых показателей на предприятии в условиях рыночной экономики.

47. Роль профсоюзов на рынке труда.

48. Прогнозирование роста производительности труда на предприятиях, в отраслях и регионах в условиях рыночной экономики.

49. Прогнозирование потребности в кадрах рабочих и специалистов в регионе.

50. Система профессионального отбора работников на промышленном предприятии в условиях рыночной экономики.

51. Совершенствование профессиональной подготовки персонала на предприятиях в условиях рыночной экономики.

52. Исследование и улучшение условий и охраны труда на предприятии в современных условиях.

53. Экономическая эффективность аттестации рабочих мест на предприятиях в условиях рыночной экономики.

54. Государственное регулирование трудовых отношений на предприятиях различных форм собственности.

55. Государственная политика доходов и ее регуляторы.

56. Анализ и оценка трудовых ресурсов региона.

57. Анализ, оценка и экономическая эффективность деятельности службы занятости.

58. Формирование совокупного дохода работника и механизм его регулирования.

59. Потребительский бюджет семьи работника предприятия и методы его расчета.

60. Анализ уровня и качества жизни работников предприятия.

61. Особенности воспроизводства рабочей силы региона.

62. Анализ и оценка факторов, формирующих уровень заработной платы.

63. Роль предприятий, госуд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: