Вопрос. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд




Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п.1 ст. 525 ГК).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено ГК (п.2 ст. 525 ГК).

Правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд регулируется также специальными федеральными законами: от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ-44), причем, согласно ч.1 ст.1 ФЗ-44 нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать ФЗ-44.

В этой связи при заключении данного договора сначала действуют специальные правила, если вопросы ими не урегулированы, – вступают в действие положения договора поставки, далее – положения договора купли-продажи.

Государственными или муниципальными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета или внебюджетных источников финансирования.

Поставка осуществляется в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны, реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ и др.

Государственный (муниципальный) контракт (далее – контракт), договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, отличаются от других договоров поставки тремя основными моментами:1) целью продажи и приобретения товаров; 2) участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц; 3) оплатой товара, осуществляемой за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика.

Конкурентными способами определения поставщиков являются конкурсы, аукционы (в том числе аукцион в электронной форме), запрос котировок, запрос предложений. Эта специальная процедура именуется осуществлением закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По результатам процедуры в зависимости от того, нужды какого участника гражданско-правовых отношений удовлетворяются заключением договора, различают государственный и муниципальный контракт.

Государственный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд Муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд

При поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд могут использоваться как простая, так и сложная структура договорных связей.

В первом случае поставка осуществляется поставщиком в соответствии с условиями контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд непосредственно государственному (муниципальному) заказчику либо указанным им получателям без заключения с последним поставщиком каких-либо договоров на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд. Роль договора поставки играет контракт, поскольку он представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.

В этом случае сначала заказчиком или уполномоченным им органом (или юридическим лицом) размещается заказ путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме либо без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика на товарных биржах). С победителем и заключается контракт.

При сложной структуре договорных связей контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд предусматривается прикрепление государственным (муниципальным) заказчиком поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд на основании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. При заключении таких договоров между поставщиком и покупателями согласовываются условия о количестве и качестве товаров, порядке их доставки и принятии покупателем и т.п.

Когда покупатель и заказчик не совпадают, имеют место и контракт, и договор поставки.

По контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товар государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара. Проект контракта готовит заказчик, направляет его поставщику, который в 30-дневный срок подписывает его либо составляет протокол разногласий, либо отказывается от его заключения.

Основанием для заключения договора поставки для государственных (муниципальных) нужд является извещение о прикреплении покупателя к поставщику, выданное заказчиком поставщику и покупателю в соответствии с контрактом. Поставщик обязан направить покупателю проект договора поставки не позднее 30 дней со дня получения извещения, если иное не предусмотрено контрактом либо проект не представлен покупателем.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора заказчик обязан в течение 30 дней со дня получения от поставщика уведомления об этом прикрепить к поставщику другого покупателя либо направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить поставщику о своем согласии принять и оплатить товары.

Исполнение контракта и договора поставки осуществляется по общим правилам, установленным для договора поставки. Оплата товаров осуществляется заказчиком при поставке товаров указанным в отгрузочных разнарядках получателям, если иной порядок расчетов не предусмотрен контрактом (п.2 ст. 531 ГК РФ).

При поставке товаров покупателям по договорам поставки оплата производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен контрактом. В таких случаях заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (ст.532 ГК). Поручительство в данном случае возникает в силу закона, что является исключением из общего правила о договорной природе поручительства.

Ответственность сторон наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта или договора поставки, а также вследствие расторжения контракта. Виды ответственности: возмещение убытков (особенность в том, что убытки возмещаются заказчиком, если иное не предусмотрено законом или контрактом); взыскание договорной неустойки (штрафа, пени); взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в случае нарушения денежных обязательств; отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара; приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки; принуждение покупателя к оплате невыбранного им товара и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: