КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ




В Типовомположении о дошкольном образовательном учрежде­нии (1995) сформулированы основные задачи ДОУ:

· охрана жизни и укрепление здоровья детей;

· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

· осуществление необходимой коррекции отклонений в разви­тии ребенка;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного раз­вития ребенка.

Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связана с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интег­рации детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диаг­ностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педаго­гического медико-социального сопровождения развития ребенка.

Изложенная выше концепция сопровождения является основопо­лагающей для построения такой системы в ДОУ, однако контекст рас­смотрения этой технологии в ракурсе дошкольного воспитания детей «групп риска» требует некоторого уточнения имеющегося определе­ния, в котором сопровождение трактуется как система профессиональ­ной деятельности различных специалистов по созданию условий при­нятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия (Е. И. Ка­закова, 1998). Система профессиональной деятельности различных специалистов в ДОУ преследует прежде всего цель всестороннего раз­вития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Поэтому комплексное сопровождение в ДОУ мы опре­деляем как систему профессиональной деятельности «команды» специа­листов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

Основные характеристики этой системы:

· законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка ' при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);

· мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей и др.);

· ограничение во времени с учетом перспектив дальнейшего обу­чения в школе;

· независимость. и автономность каждого специалиста при со­блюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.

Специфический контингент детей, имеющих как психоневроло­гичёские, таки соматические проблемы (а зачастую и тенденцию к девиантному поведению) при снижении коммуникативных Воз­можностей и способности к взаимодействию со взрослыми и в ус­ловиях детского коллектива, требует акцента на некоторых значи­мых факторах:

· необходимости максимально тщательных усилий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием (нарушением раз­вития), от проблем педагогической запущенности, социальной депривации и дезадаптации);

· дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;

· кропотливой работы врачей, зачастую с привлечением высококвалифицированных специалистов извне и организацией дорогостоящих диагностических исследований;

· четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей и психологов;

· необходимости сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

 

· отработанной динамической системы.гибкого перевода с од­ного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;

· включения родителей в деятельность учреждения как участни­ков реабилитационного процесса.

Исходя из сформулированных выше положений, рассмотрим осо­бенности организации сопровождения в условиях ДОУ

0РГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛУЖБЫСОПРОВОЖДЕНИЯ

Разные цели, задачи и возможности дошкольных образователь­ных учреждений требуют раскрытия вариантов организации службы ППМС - сопровождения.

Представляется целесообразным вьц1елить три основные формы этой организации, возможные в ДОУ:

1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) - наибо­лее распространенная форма индивидуального сопровождения развития ребенка, закрепленная нормативно (приложение 2). Обычно создается сроком на один учебный год и начинает функ­ционировать с момента издания приказа заведующей ДОУ

2. Служба сопровождения в структуре типового штатного распи­сания также вводится приказом заведующей ДОУ на текущий учебный год. Не требует привлечения дополнительных матери­альных средств и заключается в перераспределении обязаннос­тей с учетом целей и задач создаваемой службы.

3. При определенных финансовых и кадровых возможностях в ДОУ может быть создана служба сопровождения на основе ин­дивидуального штатного расписания (ППМС - центр). Вводит­ся распоряжением главы администрации по согласованию с органами управления образованием.

Независимо от организационной формы (консилиум, служба, центр), основные направления организационно-методического обес­печения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ служ­бой ППМС - сопровождения следующие:

 

· Разработка уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во вре­менных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуаль­ных возможностей);

· Разработка уточнение с учетом данных динамического обсле­дования и реализация схем и программ сопровождения;

· гигиеническое нормирование нагрузок;

· обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;

· организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь кол­лектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в иде­ологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко оп­ределенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Основные области деятельности специалистов ППМС-сопровож­дения:

1. Учитель (учитель-дефектолог): педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных мар­шрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и группо­вых занятий с детьми в соответствии с избранными программами.

2. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологичес­кое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психо­терапия, разработка и оформление рекомендаций другим спе­циалистам по организации работы с ребенком с учетом данных

психодиагностики.

3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и раз­витие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в ра­боте с ребенком.

4. Социальный педагог: о6ъсктивное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического

 

Мы дали очень полный перечень специалистов, которых может и не быть в ДОУ, но которые в случае необходимости привлекаются (на договорных условиях) к работе в службе сопровождения, участвуют в консилиумах климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законода­тельно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пре­делах компетенции.

5. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активно­сти и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным оценки изобразитель­ной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания со­гласно возрастному этапу; реализация рекомендаций учителя, психолога, логопеда, врача (организация режима, развиваю­щих и коррекционных игр и Т. д.).

6. Врач: организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического

лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим кон­тролем, контроль за организацией питания детей, разработка ме­дицинских рекомендаций другим специалистам.

7. Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного са­нитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическими соматическим состоянием воспитанников, про­ведение фито- и физиотерапевтических процедур (при наличии дополнительных штатных единиц эти обязанности могут исполнять медицинские сестры по фито- и физиотерапии).

8. Инструктор ЛФК: проведение занятий по согласованным с врачом учреждения или курирующей организации (ППМС - цент­ра, детской поликлиники и Т. п.) схемам.

9 ,Массажист: проведение массажа по согласованным с врачом учреждения ИЛИ курирующей организации (ППМС - центра, детской поликлиники и Т. п.) схемам.

10. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образо­вания): реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элемен­тами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, теат­ральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.

11. Представитель администрации — руководитель службы сопро­вождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов,

контроль за организацией работы, анализ эффективности.

Деятельность специалистов при такой автономности и независи­мости каждого подчиняется логике сопровождения, определенной цикличности, которая может быть представлена следующим алго­ритмом, изображенным на рис. З.

Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка до­статочно наглядно и полно раскрыт М. Р. БИТАНОВОЙ (1997). Он может быть принят и в ДОУ с некоторой адаптацией и представлен в следующем виде.

Представляется целесообразным определить в качестве приоритетных следующие области деятельности службы сопровождения:

· базовая и динамическая диагностика;

· организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса;

· организация взаимодействия с родителями и их обучения.

Остановимся более подробно на каждой из этих областей.

БАЗОВАЯ ДИАГНОСТИКА

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА,

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ

ПРОГРАММЫ

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

КОНТРОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ (уточнение содержания сопровождения)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

КОНТРОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ(уточнение содержания сопровождения)

 

ПЕРЕВОД РЕБЕНКА НА ШКОЛЬНУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (в другое ДОУ)

 
 


ОЦЕНКА КАТАМНЕЗА

Рис. З. Алгоритм деятельности ППМС -сопровождения развития ребенка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: