Рабочая программа дисциплины
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ
Направление подготовки магистратуры
44.04.01 – Педагогическое образование
Профиль подготовки
Учитель - ученик - учебник в школьной практике словесника
Квалификация выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Саратов,
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Современные концепции педагогики» являются: формирование готовности будущего магистра педагогического образования (профиль - "Учитель - ученик - учебник в школьной практике словесника") к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в сфере образования; формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области образования, социальной сферы и культуры для успешного решения профессиональных задач.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина Б1.В.ДВ.2.2 «Современные концепции педагогики» относится к Дисциплинам по выбору (2 семестр). Освоение дисциплины «Современные концепции педагогики» является основанием для успешного изучения дисциплины: «Образовательные технологии в школьном филологическом образовании» (3 семестр), эффективного прохождения производственной практики (3 семестр).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции:
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2).
Общепрофессиональные компетенции:
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).
Профессиональные компетенции:
- способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- сущностные характеристики и структуру современной педагогической концепции;
- основные современные концепции обучения и воспитания;
- современные техники педагогического общения;
- особенности педагогического взаимодействия в образовании;
- особенности каждого возрастного периода детей и подростков для осуществления обучения и воспитания в образовательных организациях;
- методы педагогического сопровождения и поддержки;
- особенности образовательной среды и способы ее конструирования.
Уметь:
- определять структурные компоненты современных педагогических концепций и выделять сущностные характеристики каждого компонента;
- применять способы командного взаимодействия, предусматривающего толерантное восприятие социальных, культурных и личностных различий;
- организовывать процессы обучения и воспитания, учитывая возрастные, социальные и психофизические особенности обучающихся;
- применять приемы и методы педагогического сопровождения;
- соблюдать профессиональную этику межличностного общения;
- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- строить профессиональную педагогическую деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- проектировать образовательную среду.
Владеть:
- методами анализасовременных педагогических концепций;
- навыками работы в команде;
- методами обучения и воспитания детей и подростков с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
- приемами психолого-педагогического сопровождения;
- основами профессиональной этики и речевой культуры;
- техниками общения в смешанном (детско-взрослом) коллективе;
- способами создания педагогических ситуаций и ситуаций успеха для обучающихся;
- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому обучающемуся вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Л | ПР | СРС | КСР | |||||
Раздел I. Современные концепции педагогики: теоретико-методологические аспекты. | 1-3 | - | ||||||
Тема 1.1. Сущность и структура педагогической концепции. | Дискуссия | |||||||
Тема 1.2. Основные зарубежные и отечественные педагогические теории и педагогические парадигмы. | 2, 3 | Сообщение | ||||||
Раздел II. Основные концепции педагогики: традиции и инновации. | 4-11 | - | ||||||
Тема 2.1. Концепции современной дидактики. | 4, 5 | Коллоквиум | ||||||
Тема 2.2. Концепция гуманной педагогики | Творческие задания | |||||||
Тема 2.3. Мультикультурализм и сравнительная педагогика. | Дискуссия, письменные вопросы | |||||||
Тема 2.4. Концепция этнокультурной педагогики. | Задания для практических занятий | |||||||
Тема 2.5. Личностно-ориентированные культурологические концепции | Коллоквиум | |||||||
Тема 2.6.Концепции, ориентированные на коллективное воспитание | Коллоквиум | |||||||
Тема 2.7. Концепции педагогической поддержки ребенка в образовании | Дискуссия, эссе | |||||||
Раздел III. Профессиональные педагогические задачи в образовании. | 12-16 | - | ||||||
Тема 3.1.Педагогическое общение. | 12, 13 | Творческие задания | ||||||
Тема 3.2. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе. | 14, 15 | Педагогические ситуации (кейс-задачи) | ||||||
Тема 3.3. Образовательная среда. | 16, 17 | Проект, творческие задания | ||||||
ВСЕГО – 144 ч. | экзамен |
Содержание дисциплины
Дисциплина «Современные концепции педагогики» состоит из трех разделов:
Раздел 1. Современные концепции педагогики: теоретико-методологические аспекты.
Раздел 2. Основные концепции педагогики: традиции и инновации.
Раздел 3. Профессиональные педагогические задачи в образовании.
Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего педагогического образования:
историзма, который предполагает научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития педагогической науки.
личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);
гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);
практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);
принципа дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);
вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда).