Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




Рабочая программа дисциплины

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Направление подготовки магистратуры

44.04.01 – Педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Учитель - ученик - учебник в школьной практике словесника

 

Квалификация выпускника

Магистр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Саратов,


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Современные концепции педагогики» являются: формирование готовности будущего магистра педагогического образования (профиль - "Учитель - ученик - учебник в школьной практике словесника") к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в сфере образования; формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области образования, социальной сферы и культуры для успешного решения профессиональных задач.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина Б1.В.ДВ.2.2 «Современные концепции педагогики» относится к Дисциплинам по выбору (2 семестр). Освоение дисциплины «Современные концепции педагогики» является основанием для успешного изучения дисциплины: «Образовательные технологии в школьном филологическом образовании» (3 семестр), эффективного прохождения производственной практики (3 семестр).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2).

Общепрофессиональные компетенции:

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

Профессиональные компетенции:

- способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- сущностные характеристики и структуру современной педагогической концепции;

- основные современные концепции обучения и воспитания;

- современные техники педагогического общения;

- особенности педагогического взаимодействия в образовании;

- особенности каждого возрастного периода детей и подростков для осуществления обучения и воспитания в образовательных организациях;

- методы педагогического сопровождения и поддержки;

- особенности образовательной среды и способы ее конструирования.

Уметь:

- определять структурные компоненты современных педагогических концепций и выделять сущностные характеристики каждого компонента;

- применять способы командного взаимодействия, предусматривающего толерантное восприятие социальных, культурных и личностных различий;

- организовывать процессы обучения и воспитания, учитывая возрастные, социальные и психофизические особенности обучающихся;

- применять приемы и методы педагогического сопровождения;

- соблюдать профессиональную этику межличностного общения;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- строить профессиональную педагогическую деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

- проектировать образовательную среду.

Владеть:

- методами анализасовременных педагогических концепций;

- навыками работы в команде;

- методами обучения и воспитания детей и подростков с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

- приемами психолого-педагогического сопровождения;

- основами профессиональной этики и речевой культуры;

- техниками общения в смешанном (детско-взрослом) коллективе;

- способами создания педагогических ситуаций и ситуаций успеха для обучающихся;

- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому обучающемуся вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
Л ПР СРС КСР  
Раздел I. Современные концепции педагогики: теоретико-методологические аспекты.   1-3 -        
  Тема 1.1. Сущность и структура педагогической концепции.             Дискуссия
  Тема 1.2. Основные зарубежные и отечественные педагогические теории и педагогические парадигмы.   2, 3         Сообщение
Раздел II. Основные концепции педагогики: традиции и инновации.   4-11 -        
  Тема 2.1. Концепции современной дидактики.   4, 5         Коллоквиум
  Тема 2.2. Концепция гуманной педагогики             Творческие задания
  Тема 2.3. Мультикультурализм и сравнительная педагогика.             Дискуссия, письменные вопросы
  Тема 2.4. Концепция этнокультурной педагогики.             Задания для практических занятий
  Тема 2.5. Личностно-ориентированные культурологические концепции             Коллоквиум
  Тема 2.6.Концепции, ориентированные на коллективное воспитание             Коллоквиум
  Тема 2.7. Концепции педагогической поддержки ребенка в образовании               Дискуссия, эссе
Раздел III. Профессиональные педагогические задачи в образовании.   12-16 -        
  Тема 3.1.Педагогическое общение.   12, 13         Творческие задания
  Тема 3.2. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе.   14, 15         Педагогические ситуации (кейс-задачи)
  Тема 3.3. Образовательная среда.   16, 17         Проект, творческие задания
ВСЕГО – 144 ч.         экзамен

Содержание дисциплины

Дисциплина «Современные концепции педагогики» состоит из трех разделов:

Раздел 1. Современные концепции педагогики: теоретико-методологические аспекты.

Раздел 2. Основные концепции педагогики: традиции и инновации.

Раздел 3. Профессиональные педагогические задачи в образовании.

 

Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего педагогического образования:

историзма, который предполагает научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития педагогической науки.

личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);

гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);

фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);

практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);

принципа дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);

вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: