1. Независимость от внутренних проблем. Способность свои проблемы видеть, признавать и решать. Способность преодолевать плохое настроение, лень, неуверенность, злость и другие негативные, и ослабляющие эмоции и состояния. Независимость от внутренних проблем основывается на адекватном отношении к себе (самооценка человека) и на правильном отношении к собственным проблемам (не расстраиваться, а решать). Эта независимость формируется целенаправленным развитием и управлением собой.
2. Независимость от обстоятельств, неудач и внешних трудностей жизни. Способность не расстраиваться, не раскисать, не отказываться от цели, а достойно преодолевать все тяготы жизни, как воин. Независимость от обстоятельств и неудач основывается на неуязвимой самооценке (человек не ломается при неудачах) и на правильном отношении к жизни (в жизни — есть всё, задача благоприятные возможности видеть и использовать, трудности преодолевать, проблемы решать).
3. Независимость от других людей и их мнений. Способность, с одной стороны, людей и их мнения уважать, прислушиваться к ним, если они авторитеты, но при этом думать и принимать решения всегда своей головой, не прислуживая им, не унижаясь, не боясь осуждения с их стороны. Независимость от других людей — основывается на уверенности в себе, ответственности за себя и свою судьбу и на искренности перед собой и другими (не врать ни себе не другим, не давать себя обманывать, не поддаваться на лесть).
4. Независимость от денег и всего материального. Основывается на адекватном отношении к деньгам — понимать их ценность, уметь зарабатывать, не бояться их (страх денег) и не обожествлять (жадность, скупость). Если у тебя с деньгами нет проблем, и ты можешь заработать столько, сколько необходимо и даже больше в любой момент жизни — ты независим от денег. А если у тебя нет денег или их постоянно не хватает — ты зависим от них, как ни крути.
Тест на независимость
В этом опроснике вопросы имеют несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать наиболее подходящий из них.
1. Окончив школу, как вы приняли решение о своей будущей профессии и учебе:
а) решил этот вопрос самостоятельно, следуя своим увлечениям и оценке своих способностей;
б) прислушался к мнению своих родителей и родственников;
в) прислушался к совету близких друзей.
2. На что вы рассчитывали, поступая в избранное вами учебное заведение:
а) только на свои силы;
б) на связи и благоприятный результат вступительных экзаменов;
в) только на связи с людьми, которые обещали помочь.
3. Как во время учебы вы готовились к экзаменам и к занятиям:
а) делали упор на свое трудолюбие, рассчитывали на него;
б) иногда обращались к помощи однокурсников и преподавателей;
в) рассчитывали только на чужую помощь.
4. Как вы поступили на работу после завершения учебы:
а) по распределению;
б) воспользовался для этого информацией сведущих людей;
в) устроился благодаря связям.
5. Каким образом в сложных ситуациях работы вы принимаете решение:
а) рассчитываю только на свой опыт и знания;
б) иногда консультируюсь с коллегами;
в) всегда советуюсь с людьми.
6. Чем в основном был продиктован ваш выбор партнера при вступлении в брак:
а) совершенно самостоятельно принятым решением;
б) мнением близких и знакомых людей;
в) решением родителей, принятым независимо от меня.
7. Если ваша жена (муж) находится в длительной командировке, то в состоянии ли вы сами, допустим, выбрать жилье, купить мебель, принять другие важные жизненные решения:
а) да;
б) да, но после советов с людьми, но лучше всего отложить принятие решения до приезда супруга;
в) нет.
8. Насколько упорно в подростковом возрасте вы отстаивали свое мнение:
а) всегда отстаивал;
б) спорил с родителями, и каждый из нас обычно оставался при своем мнении, учитывая, однако, и мнение другой стороны;
в) в большинстве случаев не мог самостоятельно решить, как поступать и отказывался от своего мнения.
9. Насколько упорно в настоящее время вы отстаиваете свое мнение в общении с домашними, коллегами по работе, с друзьями:
а) отстаиваю всегда, независимо от людей и обстоятельств;
б) отстаиваю довольно часто;
в) отстаиваю довольно редко, чаще — уступаю.
10. Как вы развиваетесь как личность в профессиональной, общественной и интеллектуальной сферах:
а) полностью все силы и время отдаю работе;
б) для меня очень важно мнение супруга (и) и близких людей;
в) полностью полагаюсь на их [супруга (и) и близких людей] мнение.
11. Если ваши близкие нуждаются в улучшении своего здоровья и если вы видите, что они сами не следят за ним, нанося тем самым себе вред, то:
а) вы заставляете их следить за своим здоровьем;
б) вы намекаете и время от времени тактично напоминаете об этом;
в) думаете об этом, но фактически ничем не помогаете.
Оценка результатов
За выбор варианта ответа (а) испытуемый получает 4 балла.
За выбор варианта ответа (б) он получает 2 балла.
За выбор варианта ответа (в) он приобретает 0 баллов.
Подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым. На основе этой суммы делается вывод о степени развития у него качества личности "независимость".
При сумме баллов от 33 до 44 считается, что человек чересчур независим в своих суждениях и поступках и фактически не считается с мнениями окружающих людей.
При сумме баллов от 15 до 29 делается вывод о том, что человек достаточно независим, но в своей независимости все же со вниманием и уважением относится к мнениям других людей.
При общей сумме баллов от 0 до 14 индивид рассматривается как зависимый от окружающих людей, несамостоятельный, неуверенный в себе.