Верования восточных славян.




В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний.

Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба, днепровские славяне, например, поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты содержания русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.

Язычество восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь "хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего, или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой - маленький горбатенький старикашка.

Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов.Основные боги:

· Сварог – бог неба

· Перун – бог грома и молнии, войны и оружия

· Хорс – бог солнца

· Даждьбог – бог солнца

· Стрибог – бог ветра

· Велес (Волос) – бог скотоводства и хранитель подземного мира предков

· Жива – богиня плодородия

· Макошь – богиня плодородия, покровительница женщин

· Симаргл – божество, охраняющее посевы (священный крылатый пёс)

У восточных славян существовал следующая схема, племена выбирали сто войной, которые в свою очередь объединялись в союз племен, а те разделялись на тысячи, тысячу возглавлял «тысяцкий». Одним из военных руководителей был князь.

Вече - важнейший элемент в социально-политической структуре восточных славян. Племенные вече - народные собрания - возникли в глубокой древности. О них писал ещё византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.) повествует об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует, о том что в вече участвовало все население, включая знать. Вече действовало на протяжении IX-XIвв.

В это время восточные славяне вели многочисленные войны, отражая натиск кочевых народов. Они также совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях необычайно возрастала роль военачальника - князя, который одновременно является высшим лицом в исполнительной власти племенного управления. Первоначально князь выбирался на вече, там же избирался предводитель племенного войска - воеводы. Усиления значения князя в условиях постоянных войн привело к тому, что он пытался превратить свою власть в наследную, все меньше зависеть от вече, интересы князя все больше отчуждались от интересов соплеменников. Военные успехи, выполнение усложнявшихся управленческих функций, отделение от соплеменников дел, отдельная резиденция князя порождали в сознании общинников убеждение в том, что князь наделен сверхъестественными силами, соплеменники стали видеть в нем залог своего благополучия. Личность князя все больше отождествлялась с племенным тотемом богов, что вело к сакрализации личности князя.

Когда войны были редки, на них выходило все мужское население племени - племенной полк («вои»). В условиях частых войн это становилось экономически выгодным. Рост прибавочного продукта у племени позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Вокруг племенных князей формировались дружины, которые создавались из представителей родоплеменной знати и незанятых людей, выделявшихся личной храбростью. Дружина не было подотчетна народному собранию. Это была группа воинов, лично преданных только князю. Князь и дружины существовали как в племенах, так и в союзах племен. Средством содержания князей и их дружин вначале были военная добыча и добровольные приношения соплеменников.

 

Вопрос 7Понятие, особенности и периодизация Средневековья как исторического периода. Причины и особенности возникновения первых государств в Европе, их политическое и социально-экономическое развитие в период раннего средневековья.

 

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация – переход к Новому времени. Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода буржуазную революцию в Англии. Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 – начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна. С марксисткой точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике (неолитической революцией), приведшей к регулярному появлению прибавочного продукта. Появилось общественное разделение труда, которое взорвало родовой строй, привело к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.

Первое крупное разделение труда – это отделение скотоводства от земледелия.

Второе крупное разделение труда – отделение ремесла от скотоводства и земледелия.

Третье крупное разделение труда – появление класса купцов.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Рост производительности труда, переход к производящей экономике, разложение коллективных форм производства, проникновение в общину товарных отношений приводит к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытная организация начинает испытывать кризис власти, т.к. индивидуальные и общие интересы расходятся. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. Поэтому появляется новая организация уже не для всего общества, а только его части – собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.

Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой, потому что в данном случае весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика – возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому что существуют многочисленные литературные источники, раскрывающие все существенные подробности образования данного государства. Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.И не рабовладельческое, а раннеклассовое государство с последующим развитием в государство азиатского способа производства (типичное явление), в рабовладельческое государство (уникальное явление), в феодальное государство (главным образом в Европе) было той первой формой государственности, в которую эволюционно, в силу внутреннего развития, переросла социальная организация первобытного общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: