Предъявление грамматического материала




Формирование грамматических навыков

Под грамматическим навыком подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной и письменной речи.

Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте.

Под продуктивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по использованию грамматических явлений в ситуациях устного общения, а также в письменной речи (грамотное построение предложения, правильное использование видо-временных форм, грамотное использование местоимений, предлогов, артиклей, и т.д)

Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых - основная задача обучения иностранному языку. Особенно важен этот процесс на среднем этапе, когда у учеников закладывается алгоритм усвоения иностранного языкового материала.

Грамматика как один из важных аспектов языка во все времена находилась в центре научных споров, дискуссий о её месте, роли и значении при обучении иностранным языкам

История методики преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике никогда не было однозначным и определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. При этом роль грамматической теории либо преувеличивалась, когда в обучении иностранным языкам ведущим был грамматико-переводной метод, представители которого полагали, что изучение иностранного языка в средних учебных заведениях имеет исключительно общеобразовательное значение, которое сводится к гимнастике ума и развитию логического мышления, достигаемых в результате систематического изучения грамматики, но с отрывом формы от содержания; либо недооценивалась или вовсе исключалась в прямых методах, где, по словам Я. А. Каменского, всякий язык "должен усваиваться скорее путем его употребления, чем по правилам, путем слушания, чтения, письма, путем устного и письменного подражания".

В коммуникативно-функциональном подходе наблюдалась аналогичная картина. Первоначально превалировала точка зрения, согласно которой грамматическая компетенция формируется сама по себе, независимо от того, будет ли осуществляться специальное обучение грамматике. Другая точка зрения сводилась к тому, что при обучении иностранным языкам следует создавать прочную структурную базу, на основе которой формируются грамматические навыки. В первом случае предпочтение отдавалось беглости речи, во втором - точности и правильности высказывания.

В настоящее время грамматика является частью содержания программ обучения иностранным языкам, поэтому её роль следует рассматривать именно в аспекте учебной деятельности. Особенно важно место грамматики в освоении языкового материала для английского языка, отличающегося строгим порядком построения речевого высказывания.

Таким образом, грамматика английского языка, равно как и других языков, должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков, то есть играть вспомогательную роль в речемыслительной деятельности. Иначе говоря, грамматические правила и структуры должны служить коммуникативным целям обучения.

Общаться на языке можно, не владея грамматикой в полном объеме, делая грамматические ошибки. Но, с другой стороны, школьникам приходится писать тесты и сдавать экзамены по языку. Не зная грамматики, они могут не выдержать данные испытания. Значит, грамматику надо учить. А учителю нужно сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным, творческим.

Это возможно, если обучение грамматике будет иметь коммуникативную и функциональную направленность

 

Предъявление грамматического материала

Целью этапа презентации (введения) грамматического материала является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматического явления, обеспечить контроль понимания учащимися и первичное закрепление.

Форма презентации - устная или письменная - выбирается с учетом следующих факторов:

1) стадии обучения (начальная, средняя, старшая). На начальной стадии обучения устная форма презентации предпочтительнее письменной; на старшей - письменную предпочитают устной; на средней ступени введение грамматического материала происходит в зависимости от характера грамматических явлений: более сложные вводятся в письменной форме, простые – в устной.

2) трудности (сложности) грамматического материал. Следует строго соблюдать принцип одной трудности: все, кроме вводимого грамматического явления, должно быть учащимся хорошо известно в данном предложении (образце).

3) цели усвоения (активный или пассивный грамматический материал). Установка на активное владение требует более раннего включения данного явления в устно-речевую деятельность.

Характер (способ) ознакомления с грамматическим материалом может быть различным:

1) чисто практическим (индуктивным), когда учащиеся, знакомясь с новым грамматическим явлением в РО (речевых образцах) и понимая, в целом, его значение из контекста (предложения), осмысливают его самостоятельно (т.е. устанавливают наиболее существенные его признаки) и затем по аналогии с образцом выполняют грамматические действия имитативно.

Например, при изучении Past Simple на стадии изучения учащимся может быть предложен следующий текст:

Once there lived an old woman and old man.One day the old woman made a gingerbread man. Then she put him in the oven to bake. When the old woman opened the oven door the gingerbread man ran out. The old woman and man ran after the gingerbread man.

Ученикам предлагается прочесть текст и определить грамматические закономерности. Учитель начинает учебное взаимодействие с объяснения задания, а затем получает ответы учеников, не всегда даже правильные. Но ученики не боятся говорить, выражать свои мысли. Учитель использует наводящие вопросы и держит мыслительную деятельность учащихся под контролем.

После того как учащиеся найдут определенные закономерности в предложенных примерах на стадии изучения, учитель или ученики могут обобщить сделанные находки, фокусируя внимание на структуре. Учитель объясняет правила, ибо именно они делают речь учащихся грамматически правильной.

 

Преимущество данного способа в том, что он активизирует учащихся, развивает языковую догадку. Кроме того, последующие образцы учащийся формирует по аналогии, без использования соответствующих правил, что значительно облегчает формирования стереотипа в строго заданных пределах. Наглядность, простота приемов, исключение дискурсивности в усвоении грамматического материала также являются достоинством данного способа. К нему часто прибегают в самом начале обучения языку при овладении простыми по своей психологической структуре грамматическими навыками, требующими выполнения элементарных речевых действий.

Вместе с тем, этот способ ознакомления с грамматическими явлениями имеет ряд отрицательных сторон: затруднено отчетливое осознание всеми учащимися механизма образования и употребления особенно сложного по своей структуре грамматического явления, т.е. учитель не может быть уверен, что все учащиеся поняли грамматическое явление одинаково.

Этот способ не всегда экономичен во времени, т.к. для правильного понимания каждого исключения в способах образования необходимо приводить достаточно большое количество примеров.

 

2) Теоретико-практический (дедуктивный) способ введения
грамматического материала.
Он применяется при введении и тренировке
сложных грамматических явлений и предполагает вначале формулировку
правила, предъявление модели, а затем анализ конкретных примеров,
речевых образов. В настоящее время существует тенденция использования
дедуктивного пути применительно к обучению рецептивной грамматике.

 

К достоинствам этого способа можно отнести следующее:

1) он создает условия для более точного и осмысленного понимания всеми
учащимися способов образования и сферы употребления данного явления;

2) позволяет предупредить и сознательно преодолеть отрицательное
влияние родного языка;

3) дает возможность формировать речевой навык в ИЯ путем «проб и ошибок» и не только в строго детерминированных условиях (по аналогии с РО), но более творчески и самостоятельно;

4) он более экономичен во времени, т.к. сокращает количество примеров, необходимых для формирования стереотипа по аналогии;

5) позволяет широко использовать схематическую наглядность.

Тренировка

Второй этап работы над грамматическим материалом -. формирование речевых грамматических навыков путем автоматизации их в устной речи. Это - самый важный этап. Задача его состоит в том, чтобы придать тренировке грамматического явления речевой характер, учитывая трудности, вызванные интерферирующим влиянием соответствующих навыков родного языка, отсутствием языковой среды и ограничением речевой практики.

Имитационные упражнения:

Цель этих упражнений – артикуляционная и интонационная отработка грамматического явления. В этих упражнениях грамматическая структура задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, контрастного повторения различных форм за преподавателем, списыванием текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

Имитация может осуществляться на слух или на основе печатной опоры. В имитационные упражнения имеет смысл включать ценный в содержательном отношении материал: пословицы, афоризмы, шутки, а также фрагменты возможных будущих высказываний учащихся. Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени на уроке. Большое место при осуществлении имитации отводится хоровой работе, которой следует дирижировать.

Примеры упражнений

1. Повторите… вслед за диктором.

2. Повторите следующие предложения, выполняя соответствующие действия.

3. Повторите… в паузах вслед за диктором, обращая внимание на повышение (понижение) тона к концу предложения.

4. Прочтите предложения хором (по цепочке, в парах).

5. Перепишите следующие предложения.

6. Скажите, что вы делали то же, что и диктор (если это соответствует действительности).

7. Подтвердите высказывание диктора, если он прав.

8. “Chinese Whisper”: Передайте фразу по секрету (Секрет передается по цепочке, в парах, небольших группах).

9. “Эхо”: Повторите предложение несколько раз, произнося его каждый раз все тише.

10. Скажите, что сегодня все было, как обычно.

11. Скажите, что в воскресенье (на прошлой неделе) вы делали то, что любите делать.

12. Подтвердите, что высказывание вашего собеседника соответствует действительности.

13. Заверьте товарища, что в действиях Н., которого он хвалит, нет ничего удивительного.

14. Заверьте собеседника, что он ошибается.

15. Согласитесь с утверждениями товарищей.

16. Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически.

17. Выразите уверенность, удивление по поводу высказывания вашего товарища.

18. Произнесите фразу, изменяя поочередно логическое ударение на отдельных словах.

19. Повторите, добавляя слово (словосочетание, фразу).

20. Повторите для того, кто вас не расслышал.

 

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.

Примеры упражнений

1. Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.

2. Составьте как можно больше предложений, используя таблицу. Переведите предложения, отмеченные звездочкой.

3. Составьте предложения из заданных слов.

4. Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму.

5. Составьте предложения по образцу.

6. Составьте предложения по образцу, заменяя определение (дополнение, обстоятельство) развернутой фразой.

7. Составьте предложения по образцу, заменяя подпись к каждому рисунку одним словом.

8. Составьте предложения по таблице. Имена, данные в таблице, замените именами ваших друзей и знакомых.

9. Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по аналогии.

10. Выберите из таблицы предложения, отвечающие действительности.

11. Расскажите о себе или о своем товарище, используя образец.

12. Ответьте на вопросы, используя образец.

13. Закончите предложения по образцу.

14. Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы.

15. Сгруппируйте следующие предложения так, чтобы получился рассказ. Для самопроверки используйте образец.

16. Изучите содержание подстановочной таблицы и скажите, где (когда), при каких обстоятельствах произошло событие.

17. Дополните таблицу своими примерами.

18. Посоветуйте другу посмотреть фильм (прочитать книгу, рассказ, журнал), который вам понравился. (Приводится образец.)

19. Расскажите о…, используя подстановочную таблицу (логико-синтаксическую схему, образец).

20. Посмотрите на фотографии и скажите, чем отличается одна от другой. (Приводится образец.)

21. Спросите, как сделать…. (Приводится образец.)

22. Проверьте, хорошо ли знают ваши товарищи, где находятся различные вещи. (Приводится образец.)

23. Примите участие в беседе. Используйте таблицу, которая поможет вам найти нужные слова.

24. Скажите, о чем вы попросите своего товарища, который собирается в туристическую поездку по Сибири. (Приводится образец.)

25. Прослушайте реплики своего товарища. Скажите, что вы выполнили (выполните) только одно из названных им действий.

26. Угадайте, кто (что) это (Указываются признаки)

27. «Снежный ком»

 

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи. При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков.

С помощью трансформационных упражнений можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных ранее частей целые высказывания с новым содержанием. Выбор вида упражнения зависит от конкретной задачи.

Примеры упражнений

1. Выразите ту же мысль иначе (скажите по-другому).

2. Дополните предложение, обращая внимание на …

3. Замените выделенные слова ….

4. Напишите предложения в … форме.

5. Объедините простые предложения в сложно-подчиненные.

6. Переведите предложения на иностранный язык.

7. Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.

8. Посмотрите на незавершенный рисунок и выскажите предположение о том, что не успел нарисовать художник.

9. Перескажите текст, представляя, что действие совершилось только что (вчера, раньше).

10. Дайте начало следующих диалогов. (Приводятся ответные реплики.)

11. Догадайтесь, какие вопросы были поставлены в следующих диалогах. (Приводятся ответы.)

12. Прореагируйте на следующие приказания, употребляя изученные глагольные (грамматические) формы.

13. Объясните причину, по которой вы не сможете навестить товарища, используя при этом необходимые грамматические формы.

14. Узнайте у товарища, где (когда, почему) произошли события, о которых идет речь.

15. Выразите сомнение в правильности высказываний вашего собеседника.

16. Уточните, когда происходят указанные действия (события).

17. Опровергните высказывания и дополните их.

18. Сделайте вывод из того, что вам сказали, и выразите свое удивление.

19. Ответьте на вопрос и задайте такой же вопрос товарищу.

20. Скажите, какие вопросы вы зададите собеседнику, если захотите узнать о….

21. Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами.

22. Поручите своим товарищам подготовить маршрут поездки.

23. Ответьте на просьбу (приглашение, совет, комплимент).

24. Откажитесь от поручения.

25. Поделитесь друг с другом новостью (впечатлениями о летних каникулах).

26. Нарисуйте квартал города (дом, квартиру, комнату) и предположите, кто в нем будет жить.

27. Запишите вопросы, которые вы могли бы задать в беседе с….

28. Решите и скажите, что вам нужно сделать в создавшейся ситуации.

29. Разложите действие на более мелкие действия и операции. Сообщите подробно о том, что вы собираетесь делать.

30. Прикиньте мысленно и скажите, что (где) должно находиться в комнате (аудитории, классе, читальном зале).

31. Прокомментируйте движения (пантомимические действия).

32. Передайте содержание диалога в монологической форме, обращая внимание на….

33. Измените ситуацию так, чтобы в ней можно было использовать другую грамматическую форму.

 

Нельзя забывать, что методические приёмы, задания и практические способы обучения грамматическим явлениям на каждом этапе должны быть разнообразными. Различают некоммуникативные и коммуникативные приёмы обучения грамматической стороне языка.

В коммуникативно-ориентированном обучении используются коммуникативные задания деятельностного характера, которые Ж.С. Гергенредер делит на две большие группы: "функционально-коммуникативные" и "взаимодействия в группе". Функционально-коммуникативные задания включают сравнение набора картинок и изображений, восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам и др. При этом взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых. При этом исчезает "чистота коммуникативного метода", но повышается результативность работы [4].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: