Прочитайте следующий текст.




(1) Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. (2) Лицо его отлича­лось чрезвычайной выразительностью. (3) Лоб — высокий, глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. (4) Вся фигура, взгляд, слова, движения — всё отличалось жи­востью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники при­выкли считать обязательным признаком крупного деятеля.

(5) Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. (6) Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя даже элементар­ного комфорта, (7) Спал на покрытой простынёй охапке сена, укрываясь вместо одеяла пла­щом. (8) Вставал в 4 часа утра, причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. (9) Шубы, перчаток никогда не носил. (10) Ездил всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью.

(11) Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. (12) Он изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками; был основательно знаком с древней и новой лите­ратурой. (13) Военная эрудиция его была изумительна. (14) Он проштудировал все важней­шие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. (15) Ум Су­ворова не знал отдыха.

(16) Военное дарование — та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. (17) Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русско­го человека.

(По А. Осипову)

Задания

 

1. Укажите стиль текста.

2. Определите тип текста.

3. Определите тип речи.

4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

5. Определите позицию автора.

6. Определите изобразительно-выразительные средства.

 

IV. Изучение нового материала

Педагог знакомит учащихся со способами моделирования вступления, представленными на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

 

I. Именительный темы

Схема приема:

1) Запишите ключевое слово.

2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.

3) Сделайте переход к теме исходного текста.

 

Примеры выполнения:

1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю

Ф. М. Достоевскому.

 

а) упрощенный вариант:

 

Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений.

Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…

 

б) усложненный вариант:

 

Ф.М.Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.

 

2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.

 

Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

 

II. Вопросы-стимулы

 

Схема приема:

 

1). Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.

2). Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

 

Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

 

III. Картина

 

Схема приема:

 

1). Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

2). Сделайте переход к исходному тексту.

 

Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…

Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит…

 

IV. Название

 

Схема приема:

 

1). Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2). Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

«Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы, если у нас отняли необходимость трудиться!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: