Виды иммунитета и пути их формирования.




Иммунитет Активный Пассивный
Искусственный Формируется путем вакцинации. Человеку делается прививка ослабленными или убитыми вирусами или бактериями. В результате развивается первичный иммунный ответ организма, а при попадании нормального неослабленного возбудителя заболевания обеспечивается вторичный ответ, ведущий к легкому течению болезни и быстрому обезвреживанию антигена. Методами генной инженерии создаются безвредные вакцины, не имеющие в своем составе “поражающего” фактора (ДНК или РНК вирусов или бактерий), но содержащие их поверхностные белки, на которые развивается иммунный ответ возникает после введения сывороток, которые содержат готовые антитела против конкретного антигена (например, против дифтерии, энцефалита, змеиного яда). Эти антитела получают от иммунизированных лошадей или методами генной инженерии. Поскольку некоторые болезни развиваются быстрее, чем иммунный ответ организма, человек может умереть; но если своевременно ввести готовые антитела, они помогают справиться с болезнью, за это время развивается собственный иммунный ответ. Разработка методов вакцинации и сывороток тесно связана с именем великого французского ученого Л.Пастера
Естественный Возникает как вторичный ответ организма после перенесения заболевания, первого контакта с каким–то антигеном и т.п. В крови такого человека накапливаются антитела (против данного антигена!), образуются также клетки иммунологической памяти. Если в организм вновь попадает этот антиген, иммунный ответ развивается быстрее и сильнее, и болезнь протекает в легкой форме обеспечивается передачей от матери к плоду (через плаценту) или ребенку (в большей степени–через молозиво, в меньшей – через молоко) антител против самых опасных детских болезней – скарлатины, дифтерии, кори и т.п.

Иммунология как наука имеет путь развития длиной чуть более ста лет, но тем не менее, сейчас она является одной из самых результативных и динамически развивающихся биологических наук, имеющая к тому же и огромный выход в практику (прежде всего, в медицинском плане). Начальный период развития иммунологии характеризовался многолетней, но весьма плодотворной дискуссией между сторонниками теорий клеточного (их возглавлял И.И.Мечников) и гуморального (во главе с П.Эрлихом) иммунитета. Первые считали, что главная роль в защите организма от антигенов принадлежит лейкоцитам, способным в фагоцитозу антигенов с последующим их перевариванием. Вторые доказывали, что решающую роль в обезвреживании антигенов имеют защитные белки (их назвали “антитела”), которые растворены в плазме крови. В конечном итоге оказалось, что правы и те, и другие, а современная теория иммунитета объединила обе ранее существовавшие.

 

 

Лимфа – прозрачная, слегка желтоватая жидкость, содержащая значительное количество лимфоцитов. Она содержится в лимфатическом русле, которое присутствует в большинстве органов и тканей человеческого организма. Русло начинается слепыми лимфатическими капиллярами, в которые поступает жидкость из тканей. Из лимфатических капилляров лимфа попадает в более крупные лимфатические сосуды, которые образуют большие лимфатические сети и сплетения.

Лимфа выводит из тканей вещества, которые нельзя допускать в общую циркуляцию. В конечном итоге через систему лимфатических сосудов и протоков она поступает в венозное русло в области основания шеи, но на этом пути она обязательно проходит через фильтры – лимфатические узлы. Максимальное их скопление обнаруживается в подмышечной и паховой областях. Лимфатические пути обильно снабжены клапанами, допускающими ток лимфы только в одном направлении – от тканей. При попадании в лимфу микроорганизмов, продуктов воспаления, опухолевых клеток наблюдается реакция лимфоузлов, обслуживающих область с патологическим очагом.

Лимфообращение.

Движение лимфы по сосудам называется лимфообращением. Лимфатическая система способствует дополнительному оттоку жидкости из органов. Стенки лимфатических сосудов тонкие и подобно венам имеют клапаны. Движение лимфы очень медленное (0,3 мм/мин) и происходит благодаря сокращению мышц тела и стенок лимфатических сосудов. Она движется лишь в одном направлении – от органов к сердцу.

Лимфатические капилляры переходят в более крупные сосуды, которые собираются в правый и левый грудные протоки, впадающие в крупные вены. По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы: в паху, в подколенной и подмышечной впадинах, под нижней челюстью. В состав лимфатических узлов входят клетки, обладающие фагоцитарной функцией. Они обезвреживают микробы и утилизируют чужеродные вещества, проникшие в лимфу, в результате чего лимфатические узлы припухают, становясь болезненными. Клетки лимфатических узлов участвуют в образовании антител и лимфоцитов. Важное значение в выработке иммунитета имеют миндалины (лимфоидные скопления в области зева) и лимфатические узлы пищеварительного канала. Но иногда в складках и ткани миндалин сохраняются болезнетворные микроорганизмы, продукты обмена которых отрицательно влияют на функцию важнейших внутренних органов. Если в этих случаях обычные методы лечения не дают эффекта, прибегают к хирургическому удалению миндалин. Фагоцитарную функцию после удаления миндалин осуществляют другие лимфатические железы нашего организма.

 

У человека половые клетки формируются в специальных органах – гонадах (в яичниках у женщин и в семенниках у мужчин).

Женская половая клетка – яйцеклетка – крупная, округлая, неподвижная.

В процессе эмбриогенеза в женском организме закладывается около 400 тыс. первичных половых клеток, их размножение к моменту рождения прекращается и они превращаются в ооциты первого порядка. Каждый ооцит окружен эпителиальными клетками и образует яйцевой пузырек {фолликул). Лишь небольшая часть ооцитов яичника женщины созревает и дает начало яйцеклеткам. Этот процесс начинается с 12-13 лет и заканчивается к 50-53 годам. По мере роста ооцита фолликулярный эпителий разрастается, в нем появляется полость с жидкостью – образуется Граафов пузырек. Разрыв созревшего фолликула и выход яйцеклетки из яичника называется овуляцией. Она происходит в среднем раз в 29 дней. Созревает обычно одна яйцевая клетка поочередно то в одном, то в другом яичнике. Образование ооцита второго порядка происходит в маточной трубе. Здесь же яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом.

Мужская половая клетка – сперматозоид – формируется в семенниках в процессе сперматогенеза. Ядро с гаплоидным набором хромосом находится в головке сперматозоида. На формирование половых клеток влияют секреты гипофиза, яичников, семенников и другие железы внутренней секреции.

В процессе оплодотворения яйцеклетка и сперматозоид сливаются, образуя диплоидную зиготу.

Процесс дробления зиготы совершается в течение 3-4 суток, когда зигота продвигается по маточной трубе к матке. Возникшие бластомеры образуют морулу, а затем однослойный зародыш – бластулу; в ней различают полость – бластоцель и стенку – бластодерму. В результате дробления поверхностно расположенных бластомеров формируется оболочка, участвующая в питании зародыша – трофобласт, а центральные бластомеры образуют эмбриобласт, из него развивается зародыш. Следовательно, образовавшийся зародышевый пузырек включает в себя трофобласт, окружающий полость с жидкостью, и эмбриобласт – зародышевый узелок, лежащий в полости.

Во вторую неделю происходит гаструляция и трофобласт погружается в стенку матки: у семидневного зародыша эктодерма образует амниотический пузырек. Из зародыша, имеющего форму щитка, в полость бластулы выселяются клетки и заполняют ее. Вместе с трофобластом эти клетки формируют хорион. В дальнейшем развиваются зародышевые оболочки – амнион и желточный мешок. Желточный мешок функционирует как кроветворный орган. Производным желточного мешка является первичный мочевой пузырь – аллантоис. Впоследствии амнион обрастает зародыш и образует водную оболочку плода, защищающую его от повреждений и создающую здесь однородную жидкую среду. Часть хориона, обращенная к стенке матки, имеет ворсинки, врастает в ее ткани и формирует детское место, или плаценту, через которую плод питается. В плаценте переплетаются кровеносные сосуды плода и матери. Из крови материнского организма поглощаются питательные вещества, кислород и выделяются продукты распада.

После рождения ребенка его организм растет и развивается до 20-23 лет. Процесс развития подразделяют на четыре периода: 1) грудной, в течение которого ребенок питается высокоценным продуктом – молоком матери, содержащим все необходимые вещества для развития; 2) ясельный – от одного года до трех лет; 3) дошкольный – от трех до семи лет; 4) школьный – от семи до 17 лет – период формирования основных физических, умственных и нравственных качеств человека.

Периоды развития Особенности строения Физиологические особенности
Зародышевый Зигота Оплодотворенная яйцеклетка. Несет диплоидный набор хромосом: один набор – от яйцеклетки, другой – от сперматозоида. Каждая пара хромовом гомологична Оплодотворение происходит в яйцеводе, куда проникает сперматозоид в результате полового акта. Яйцевод соединяет яичник (женскую половую железу) с маткой, где происходит дальнейшее развитие зародыша
Бластула Первая стадия развития зародыша. Представляет однослойный многоклеточный пузырек Образуется в яйцеводе в результате дробления (митотическое деление без последующего роста клеток) зиготы
Гаструла Вторая стадия развития зародыша, имеющая два зародышевых листка: эктодерму и энтодерму; затем появляется мезодерма. Из этих трех листков формируются все системы органов Бластула перемещается в матку и внедряется в ее стенку, после чего из нее образуется гаструла. На стороне гаструлы, где она контактирует со стенкой матки, формируются зародышевые оболочки (плацента, пузырь), на противоположной стороне – зародыш
Плод Проходит все стадии зародышевого развития, сходные со стадиями развития позвоночных; пузырь заполняется водянистой жидкостью, плацента своими ворсинками внедряется в стенки матки; плаценту с организмом плода соединяет пупочный канатик. У плода один круг кровообращения Черты зародышевого развития (жаберные щели, хвост), а также волосяной покров свидетельствуют об общем происхождении всех хордовых и подтверждают положение биогенетического закона. К 9 месяцам плод полностью приобретает все черты человеческого организма. Развиваясь в водной среде, он защищен от ударов, свободно движется. Через плаценту по пупочной вене он получает кислород и питательные вещества, по пупочной артерии венозная кровь возвращается в организм матери
Послеродовой Новорожденный Новорожденный имеет непропорциональное строение тела – очень крупную голову и короткие ноги и руки. Кости черепа несросшиеся, между ними имеются кожные пленки – роднички; тазовые кости несросшиеся, позвоночник без изгибов Несросшиеся кости заходят друг за друга, уменьшают объем головы и тела, что помогает рождению ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток СО2 в крови, что гуморально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и в результате происходит первое рефлекторное движение – крик и вдох. Затем появляется следующий врожденный рефлекс – сосательный
Грудной (до 12 мес) Ребенок овладевает движениями – поднимает голову, ложится на живот, встает – это способствует образованию изгибов позвоночника: шейного, грудного, поясничного. Появляются молочные зубы У ребенка формируются мышцы, движения становятся разнообразными, укрепляется скелет, появляется потребность ходить. В первый период – питание грудным молоком, содержащим все необходимые питательные вещества, затем докармливание пищей, содержащей витамины. Развивается высшая нервная деятельность – произносятся первые слова
Ясельный (1-3 года) У ребенка изменяются пропорции тела: голова становится относительно меньше, удлиняются конечности. Мозг развивается более выражены борозды и извилины Самостоятельный организм, переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают. Выраженные эмоции, членораздельная речь. Требуется постоянный медицинский надзор и уход за неокрепшим организмом
Дошкольный (3-7 лет) Молочные зубы сменяются на постоянные. Ярко выявляются различия клеток коры головного мозга Согласованные движения. Речь, связанная с мышлением. Формируются условно–рефлекторные центры речи и письма
Школьный (7-17 лет) Усиленное развитие костно–мышечной системы, усиленный рост организма, который заканчивается к 20-25-летнему возрасту. После 10 лет срастаются кости таза. В соответствии с особенностями строения организма различают детский, подростковый и юношеский периоды развития В возрасте 13-15 лет начинается перестройка организма в связи с половым созреванием, изменяются деятельность и строение коры больших полушарий, функции желез внутренней секреции. Это вызывает психологические (преобладание возбуждения над торможением), физиологические (менструальный цикл) и физические изменения в организме. Проявляются вторичные половые признаки: у девочек изменяется форма тела, тембр голоса; у мальчиков – пропорции тела, усиливается физическое развитие, ломается голос, появляются волосы на лице. Однако полное формирование заканчивается к 20-25-летнему возрасту.

 

Нажмите кнопку "Сброс" и приступайте к решению.

Начало формы

   
   
  1.   Что из нижеперечисленного входит в состав клетки:
    тканиевая жидкость
    митохондрии
    цитоплазма
  2.   Система опоры и движения включает в себя:
    кости
    кожу и слизистые оболочки
    мышцы
  3.   Различают три вида сосудов:
    вены
    артерии
    аорты
    капилляры
  4.   Постоянство внутренней среды организма поддерживается непрерывной работой органов:
    пищеварения
    эндокринной системы
    дыхания
  5.   Какие функции из нижеперечисленных выполняет кровь:
    защитную
    питательную
    трофическую
  6.   Стенка сердца состоит из трех слоев:
    эпикарда
    эндокарда
    миокарда
  7.   Разрушение оболочки эритроцитов, сопровождающееся выходом из них гемоглобина в плазму крови называется:
    кроветворение
    гемолиз
    свертывание крови
  8.   Естественный иммунитет подразделяется на:
    врожденный
    приобретенный
    специфический
    неспецифический
  9.   Ядро с гаплоидным набором хромосом в спермотазоиде находится:
    в ооците
    в головке сперматозоида
    в фолликуле
   
Организм и его строение Внутренняя среда организма Развитие организма
Организм человека состоит из клеток, тканей и органов, которые объединяются в системы органов. Они и формируют любой живой организм. Это – его структура. Подробнее см. здесь. Внутренняя среда организма (ВСО) – это совокупность жидкостей, принимающих участие в обмене веществ и поддержании постоянства состава ВСО. Подробности здесь. Развитие организма человека – длительный и сложный процесс. Происходит формирование будущего организма в цельную, полноценную систему. Продолжение см. здесь.
         

 

Человеческий организм имеет сложное и очень интересное строение. Все системы организма работают слаженно: от самых маленьких – клеток, до самых больших – систем органов. Они обеспечивают обмен веществ и поддерживают гомеостаз - постоянство состава ВСО. Человек регулирует физиологические процессы, в соответствии с состоянием окружающей среды и др. внешними и внутренними воздействиями. Делает он это с помощью двух систем: гуморальной и нервной. Гуморальной – с помощью химических веществ, а нервной – с помощью нервной системы. Эти два способа связаны между собой и оказывают друг на друга большое влияние. Мы можем выделить некоторые науки, изучающие человеческий организм:
  • Анатомия – наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток.
  • Физиология – наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем.
  • Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально – личностных свойствах конкретного человека.
  • Гигиена – наука об условиях для сохранения здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха.
Это далеко не все науки, изучающие наш организм, его строение, состав и поведение.

 

 

 

Структуру человека условно подразделяют на клетки, ткани, органы и системы органов, которые и формируют организм.

Клетка – мельчайшая единичка строения организма. В клетку входят органоиды, которые выполняют различные функции. Клетка обладает рядом свойств, необходимых для жизни, развития и роста организма. Состав клетки за счет обмена веществ постоянно обновляется, и организм получает нужное количество энергии, органических и неорганических веществ.

Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле различают четыре основных типа тканей, каждый из которых имеет свою функцию и значение.

Орган – это часть тела, которая имеет свое местоположение и которая выполняет свои функции в организме. Органы объединяются в более сложные системы органов, тесно связанных между собой и выполняющих какую - то общую функцию.

 

Основной структуроной единицей строения живого является клетка. Клетка – строительный материал для тканей, о чем свидетельствует клеточная теория. Деятельность организма – сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: высокоупорядоченное строение, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Строение.

Снаружи клетка покрыта клеточной мембраной, отделяющей клетку от внешней среды. Она выполняет следующие функции: защитную, разграничительную, рецепторную (восприятие сигналов внешней среды), транспортную.

Цитоплазма образует ряд специфических структур. Это межклеточные соединения, микроворсинки, реснички, клеточные отростки. Межклеточные соединения (контакты) подразделяются на простые и сложные. При простом соединении цитоплазмы соседних клеток формируют выросты, которые соединяют клетки. Между цитоплазмами всегда сохраняется межклеточная щель. При сложных соединениях клетки соединяются с помощью волокон, а расстояния между клетками почти нет. Микроворсинки – это лишенные органоидов пальцевидные выросты клетки. Реснички и жгутики выполняют функцию движения.

Митохондрии содержат вещества, богатые энергией, участвуют в процессах клеточного дыхания и преобразования энергии в форму, доступную для использования клеткой. Количество, размеры и расположение митохондрий зависит от функции клетки, ее потребности в энергии. Митохондрии содержат собственную ДНК. Около 2% ДНК клетки содержится в митохондриях. В рибосомах образуются клеточные белки. Рибосомы участвуют в синтезе белка, присутствуют во всех клетках человека, за исключением зрелых эритроцитов. Рибосомы могут свободно располагаться в цитоплазме. Они синтезируют белок, необходимый для жизнедеятельности самой клетки. Синтез белка связан с процессом транскрипции – переписывания информации, хранящейся в ДНК.

Ядро – важнейший органоид клетки: в нем содержится особое вещество хроматин, из которого перед делением клетки образуются нитевидные хромосомы – носители наследственных признаков и свойств человека. В состав хроматина входят ДНК и небольшое количество РНК. В делящемся ядре хроматин спирализуется, в результате чего становятся видимыми хромосомы. Ядрышко (одно или несколько) – плотное округлое тельце, размеры которого тем больше, чем интенсивнее протекает белковый синтез. В ядрышке образуются рибосомы.

Клетка состоит из цитоплазмы и ядра, а снаружи покрыта мембраной(3), через которую происходит обмен веществ между клетками. Цитоплазма(4) – вязкое полужидкое вещество, включающее в себя органоиды, выполняющие разные функции. Митохондрии(7) выделяют энергию, сеть канальцев(5) – это «дорога», которая обеспечивает обмен веществ между органоидами в клетке, рибосомы(2) – место образования белков, клеточный центр(1) используется клеткой при делении, ядро(8) содержит хроматин. В ядре клетки также выделяют ядрышко(6).

Состав.

Клетки организма человека состоят из разнообразных химических соединений неорганической и органической природы. К неорганическим веществам клетки относятся вода и соли. Вода составляет до 80% массы клетки. Она растворяет вещества, участвующие в химических реакциях: перености питательные вещества, выводит из клетки отработанные и вредные соединения. Минеральные соли – хлорид натрия, хлорид калия и др. – играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом. Отдельные химические элементы, такие, как кислород, водород, азот, сера, железо, магний, цинк, иод, фосфор, участвуют в создании жизненно важных органических соединений.

Органические соединения образуют до 20-30% массы каждой клетки. Среди органических соединений наибольшее значение имеют углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты.

Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода. К углеводам относятся глюкоза, животный крахмал – гликоген. Многие углеводы хорошо растворимы в воде и являются основным источником энергии для осуществления всех жизненных процессов. При распаде 1 г углеводов освобождается 17,2 кДж энергии.

Жиры образованы теми же химическими элементами, что и углеводы. Жиры нерастворимы в воде. Они входят в состав клеточных мембран. Жиры также служат запасным источником энергии в организме. При полном расщиплении 1 г жира освобождается 39,1 кДж энергии.

Белки являются основными веществами клетки. Белки – самые сложные из встречающихся в природе органических веществ, хотя и состоят из относительно небольшого количества химических элементов – углерод, водород, кислород, азот, сера. Молекула белка имеет большие размеры и представляет собой цепь, состоящую из десятков и сотен более простых соединений – аминокислот. Белки служат главным строительным материалом. Они участвуют в формировании мембран клетки, ядра, цитоплазмы, органоидов. Многие белки выполняют роль ускорителей течения химических реакций – ферментов. Белки имеют разнообразное строение. Только в одной клетке насчитывается до 1000 разных белков.

Нуклеиновые кислоты образуются в клеточном ядре. С этим связано их название (от лат. «нуклеус» – ядро). Они состоят из углерода, водорода и фосфора. Нуклеиновые кислоты бывают двух типов – дезоксирибонуклеиновые (ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). ДНК находятся в основном в хромосомах клеток. ДНК определяет состав белков клетки и передачу наследственных признаков и свойств от родителей к потомству. Функции РНК связаны с образованием характерных для этой клетки белков.

Жизнедеятельность.

В клетке происходит биосинтез (создание сложных органических соединений), обмен веществ между клеткой и окружающей средой, в результате которого состав клетки постоянно обновляется: одни вещества в них образуются, другие разрушаются. Клетка также способна реагировать на внешние и внутренние воздействия - раздражители называется раздражимостью. Одним из важнейших видов жизнедеятельности клетки является ее способность к размножению.

С помощью размножения наш организм развивается, растет, обновляется. В основе размножения организма лежит размножение клеток. Существует два способа размножения - прямое и непрямое. При прямом делении ядро клетки без особых изменений делится на две части, но такое в организме случается крайне редко. Обычно клетки делятся непрямым способом. Это сложный процесс, состоящий из нескольких фаз. Деление происходит примерно в течение 0.5 часов. При делении клеток особое вещество – хроматин передается и дочерней клетке, наследственный материал клетки точно и полно распределяется. Поэтому дочерние клетки так похожи на материнскую.

Таким образом, клетка обладает рядом жизненных свойств: обменом веществ, раздражимостью, ростом и размножением, подвижностью, на основе которых осуществляется функции целого организма.

 

 

Рисунок мышцы человека. Вид сзади

Мышцы человека. Вид сзади

 

Фиг. 1. Вид сзади. На правой половине тела поверхностные мышцы отчасти удалены. 1. Затылочная мышца (Musculus occipitalis). 2. Треугольная мышца головы и шеи (Musculus splenius capitis et colli). 3. Височная мышца (Musculus temporalis). 4. Мышцы век, или круговые глаза (Musculus orbicularis s. sphincter palpebrarum). 5. Жевательная мышца (Musculus masseter). 6. Мышца, наклоняющая голову, или грудино-сосковая (Musculus sterno-cieidomastoideus). 7. Мышца капуциновая, или трапецевидная (Musculus cucullaris s. trapezius). 8. Мышца, поднимающая лопатку (Musculus levator scapulae s. angularis). 9. Ромбоидальная мышца (Musculus deltoideus). 10. Верхняя мышца лопатки (Musculus supraspinatus). 11. Нижняя мышца лопатки (Musculus infraspinatus). 12. Большая круглая мышца (Musculus teres major). 13. Дельтовидная мышца (Musculus deltoideus). 14. Широкая мышца спины (Musculus latissimus dorsi). 15. Длинная спинная мышца (Musculus longissimus dorsi). 16. Задняя нижняя зубчатая мышца (Musculus serratus posticis inferior). 17. Гребень подвздошной кости. 18. Мышца трехглавая плеча (Musculus triceps s. extensor brachii). 19. Внутренняя локтевая мышца (Musculus ulnaris internus). 20. Мышца, разгибающая пальцы общая (Musculus extensor digitorum communis). 21. Мышца, поворачивающая ладонь кнаружи (сверху) длинная (Musculus supinator longus). 22. Мышца, поворачивающая ладонь кнаружи (кверху) короткая (Musculus supinator brevis). 23. Четвертая мышца локтя (Musculus anconeus quartus). 24. Мышца, разгибающая большой палец длинная (Musculus extensor pollicis longus). 25. Мышца длинная, отводящая большой палец (Musculus abductor pillicis longus). 26. Общая тыльная связка запястья (Ligamentum carpi commune dorsale s. armillare). 27. Сухожилия мышцы, распрямляющей пальцы. 28. Межкостные мышцы (Musculus interossei). 29. Большая ягодичная мышца (Musculus glutaeus magnus). 30. Малая ягодичная мышца (Musculus glutaeus mimimus). 31. Грушевидная мышца (Musculus pyriformis s. pyramidalis). 32. Верхняя двойничная мышца (Musculus gemellus superior). 33. Наружняя запирательная мышца (Musculus obturator s. obturatorius externux). 34. Нижняя двойничная мышца (Musculus gemellus inferior). 35. Квадратная бедренная мышца (Musculus quadratus femoris). 36. Двуглавая бедренная мышца (Musculus biceps fempris). 37. Полусохожильная мышца (Musculus semi tendinosus). 38. Полуперепончатая мышца (Musculus semi membranosus). 39. Двуглавая икроножная мышца (Musculus gemellus surae s. gastrocnemius). 40. Длинная пяточная мышца (Musculus plantaris). 41. Пяточная мышца (Musculus soleus). 42. Ахиллесово сухожилие (Tendo Achillis). 43. Короткая малоберцовая мышца (Musculus peroneus bravis). 44. Крестообразная связка (Ligamentum cruciatum). 45. Сухожилия, разгибающие пальцы.

 

Рисунок мышцы человека. Вид спереди

Мышцы человека. Вид спереди

 

Фиг. 2. Вид спереди. На левой стороне поверхностные мышцы отчасти удалены. 1. Лобная мышца (Musculus frontalis). 2. Височная мышца (Musculus temporalis). 3. Мышца, смыкающая века (Musculus orbicularis s. sphincter palpebrarum). 4. Мышца, сжимающая нос (Musculus compressor nasi). 5. Кольцевая мышца рта (Musculus orbicularis oris). 6. Ланитная мышца (Musculus bussinators. buccalis). 7. Скуловая мышца (Musculus zygomaticus). 8. Мышца, опускающая нижнюю губу (Musculus depresspr labii inferioris s. quadratus menti). 9. Широкая шейная мышца (Platisma myoides s. subcutaneus colli). 10. Грудино-сосковая мышца (Musculus sterno-cieidomastoideus). 11. Грудино-подъязычная мышца (Musculus sterno-hioideus). 12. Шейнореберные мышцы (М. scaleni). 13. Подключичная мышца (Musculus subclavius). 14. Большая грудная мышца (Musculus pectoralis major). 15. Малая грудная мышца (Musculus pectoralis minor). 16. Межреберные мышцы (Musculus intercostales). 17. большая передняя зубчатая (Musculus serratus anticus major). 18. Дельтовидная мышца (Musculus deltoideus). 19. Двуглавая мышца (Musculus biceps). 20. Мышца, поворачивающая ладонь книзу (внутрь) круглая (Musculus pronator rotundus s. teres). 21. Мышца, поворачивающая ладонь кнаружи длинная (Musculus supinator longus). 22. Мышца лучевая внутренняя (Musculus radialis internus). 23. Мышца, сгибающая пальцы поверхностная (Musculus flexor digitorum sublimis). 24. Внутренняя локтевая (Musculus ulnaris internus). 25. Мышца, сгибающая пальцы глубокая (Musculus flexor digitorum profundus). 29. Сухожилия, сгибающие пальцы. 30. Мышца ладонная короткая (Musculus palmaris brevis). 31. Прямая брюшная мышца (М. rectus abdominis). 32. Косая внутренняя брюшная мышца (М. obliguus abdominis internus). 33. Внутренняя поясничная мышца (Musculus iliacus internus). 34. Мышца, направляющая влагалище бедра (Musculus tensor fasciae latae). 35. Портняжная мышца (Musculus sartorius). 36. Длинная приводящая бедра (Musculus adductor longus). 37. Длинная головка разгибающей голень четырехглавой, или прямая голени (Musculus rectus cruris). 38. Наружная головка разгибающей голень, или широкая наружная (Musculus vastus externus). 39. Внутренняя головка разгибающей голень, или широкая внутренняя мышца (Musculus vastus internus). 40. Средняя головка разгибающей голень, или широкая средняя (Musculus vastus medius s. cruralis). 41. Тонкая бедренная мышца, или прямая внутренняя (Musculus gracilis s. sectus internus). 42. Сухожилие мышцы, разгибающей голень с коленной чашечкой. 43. Сухожилие портняжной мышцы. 44. Длинная малоберцовая мышца (Musculus peroneus longus). 45. длинная разгибающая пальцы общая (Musculus externum digitorum communis longus). 46. Короткая малоберцовая мышца (Musculus peroneus brevis). 47. Двуглавая икроножная мышца (Musculus gastrocnemius). 48. Крестообразная связка (Ligamentum cruciatum). 49. Сухожилия, разгибающие пальцы.

 

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

Цель: Формирование знаний о рефлекторной регуляции.

Задачи

  1. Развить понятия о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.
  2. Сформировать представление о рефлекторной дуге, типах рефлекторных дуг, прямой и обратной связи, рефлекторном круге.
  3. Показать вклад И.М.Сеченова и И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах.
  4. Развивать способность к анализу изученного и нового материала, делать выводы на основе проделанных опытов.
  5. Продолжить развивать интерес к приобретению знаний о своем организме, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование

  1. Таблицы «Схема строения нервной системы», «Рефлекторная дуга», схемы «Полисинаптические рефлексы», «Виды рефлекторных дуг», портреты И.М.Сеченова и И.П. Павлова.
  2. Раздаточный материал: схемы «Полисинаптические рефлексы».

Тип урока: Урок освоения школьниками новых знаний.

Вид урока: Комбинированный урок.

Формы: Рассказ, письменное тестирование, эвристическая беседа, лабораторная работа в группах.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный.

Организация: Работа в группах, взаимопроверка, индивидуальная работа.

Ход урока

Этапы урока и деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Приветствие. Сообщение темы урока. Записывают тему в тетрадь.
2. Целеполагание и мотивация. (Рассказ) В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии: французский философ Рене Декарт заявил миру о существовании рефлекса. Однако до середины XVIII века считалось, что причиной сокращения мышц и вообще всех движений является душа. Декарт считал, что по нерву в мышцу поступает газ и раздувает ее. Борели доказывал, что из нерва в мышцу попадает «нервный сок», и она «намокает», а Геллер показал, что мышцы отвечают на прямое механическое, химическое или электрическое раздражение. Сегодня на уроке вам предстоит убедиться, что рефлекс лежит в основе работы нервной системы, и выяснить, какова материальная основа и механизм осуществления рефлексов.  
3. Актуализация знаний Проверка домашнего задания проводится в виде письменного теста с вопросами закрытого типа по вариантам. I вариант Укажите номера верных суждений:
  1. Синапс – это место контакта двух нервных клеток или нейрона с тканью рабочего органа.
  2. Мякотные волокна состоят из одного осевого цилиндра, покрытого миелином.
  3. Нервный импульс распространяется быстрее по безмиелиновому волокну.
  4. Эфферентные нервы состоят из чувствительных нервных волокон.
  5. В синапсе нервный импульс проводится только в одном направлении.
  6. Рецепторы, «узнающие» нейромедиатор, расположены на пресинаптической мембране.
  7. Ацетилхолин и норадреналин – тормозные нейромедиаторы.
  8. Проницаемость мембраны для K+ в 20 раз выше, чем для Na+.
  9. При возбуждении нейрона происходит деполяризация мембраны и возникает потенциал действия равный +40 мВ.
  10. При передаче нервного импульса один нейрон может вызывать у другого только возбуждение.
II вариант Укажите номера верных суждений:
  1. Безмякотные нервные волокна толще мякотных.
  2. Участки мякотного волокна, не покрытые миелином, называются перехваты Ранвье.
  3. Нерв – совокупность нервных волокон, покрытая соединительнотканной оболочкой.
  4. Смешанные нервы могут проводить нервный импульс в двух направлениях.
  5. В синапсе мембрана аксона – пресинаптическая, а дендрита – постсинаптическая.
  6. В химических синапсах возбуждение передается от одного нейрона к другому с помощью нейромедиатора.
  7. Наружная сторона клеточной мембраны отрицательно заряжена по отношению к внутренней.
  8. Мембранный потенциал покоя у нейрона равен примерно -70 мВ.
  9. Торможение – это процесс, приводящий к угнетению возбуждения.
  10. Потенциал действия у нейрона может длиться несколько секунд или минут.
Ответы:I Вариант 1, 2, 4, 5, 8, 9. II Вариант 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. По окончании теста ребята обмениваются работами с одноклассниками и производят взаимопроверку, а затем сдают их на проверку учителю. После чего можно провести устное обсуждение в<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: