Кризис трех лет. Как пережить?




Этим вопросом занимались Выготский, Эриксон, Пиаже.

Кризис первого года: причины

В первый год жизни ребенок стремительно развивается и получает массу информации. Ребенку приходится учиться всем тем действиям, которые для нас естественны и доведены до автоматизма. Поначалу даже переворот на другой бок для вашего малыша - это значительная физическая нагрузка. Но, научившись ползать, а потом и ходить, ваш ребенок открывает для себя мир за пределами своей кроватки. Он начинает изучать окружающие предметы и всеми силами привлекать внимания старших. Все эти причины в комплексе и вызывают кризис первого года жизни.

Признаки

По каким признакам можно определить, что у вашего ребенка начался кризис первого года жизни? В первую очередь, признак любого кризиса - это резкий всплеск самостоятельности. Едва научившись ходить, ребенок отправится исследовать квартиру, и тут вам придется внимательно следить, чтобы он не залез пальцами в розетку, не стащил с кухонного стола нож и не познакомился с когтями вашей кошки. Тяга к самостоятельности может привести к тому, что ребенок будет отказываться выполнять привычные процедуры.

Ребенок начинает активно изучать не только окружающий его мир, но и людей. Малыш предпринимает первые попытки манипулировать родителями, пусть и несознательно. А как поведет себя мама, если я сделаю вот так? Ребенку интересно видеть реакцию родителей на разные формы его поведения. Поэтому кризис первого года жизни часто сопровождается новыми формами поведения, непослушанием (отказом поступать так, как желают родители), капризами, упрямством. Малыш становиться эмоционально возбудимым, начинает кричать и плакать по любому поводу, обижается на замечания старших.

Однако самостоятельность ребенка все же ограничена чисто объективными факторами, поэтому следующий признак кризиса первого года жизни - это усиление привязанности к матери. Если ребенок сам не может дотянуться до понравившегося ему предмета, кто должен ему помочь? Абсолютно верно - мама! Привязанность ребенка может быть гипертрофированной. Он будет проситься на руки, капризничать, как только мама отходит на пару шагов, а выход мамы из комнаты может сопровождаться самой настоящей истерикой. Конфликт между тягой к самостоятельности и привязанностью к матери может выражаться в противоречивом поведении: ребенок попросит вас помочь, а потом откажется от вашей помощи.

Советы родителям

Как преодолеть кризис первого года с минимальным дискомфортом для вас и вашего малыша? Поскольку в отличие от следующих кризисов ребенок еще плохо умеет самостоятельно регулировать собственное поведение, очень многое в этот период зависит от родителей.

В первую очередь, необходимо максимально обезопасить ребенка. Кризис первого года жизни - это повышенная самостоятельность и любопытство. Вы с удивлением узнаете, как ваш малыш быстро передвигается по дому. Только что ребенок был рядом с вами - и вот он уже с интересом изучает розетку. Поэтому обязательно закройте все розетки, уберите колющие и режущие предметы туда, где малыш до них не доберется. Взяв нож или ножницы из ящика, не оставляйте их на столе, а положите обратно и плотно закройте ящик. Это нужно довести до автоматизма. Не оставляйте в доступных для ребенка местах горячую или хрупкую посуду, столовые приборы... В общем, ликвидируйте любой потенциальный источник опасности.

При этом важно не просто спрятать от ребенка все опасные предметы, а объяснить, почему тот или иной предмет опасен. Это чашка - горячая, ее нельзя брать, потому что можно обжечься. А когда она остынет, из нее можно будет пить чай. Ребенок должен четко знать, что можно, а что - нельзя. Запретов не должно быть слишком много, чтобы ребенок смог их все запомнить. Запрещать что-то нужно с серьезным лицом, чтобы малыш не подумал, будто это - очередная игра. Полезно также научиться переключать внимание ребенка с опасного объекта.

Во время кризиса первого года жизни лучшие ваши помощники - невозмутимое спокойствие и терпение. Все капризы и истерики ребенка - это попытки привлечь ваше внимание и посмотреть на вашу реакцию. Если вы будете спокойны и терпеливы, ребенок гораздо быстрее начнет вести себя нормально, потому что не достигнет желаемого результата. Помните невозмутимую Мэри Поппинс? У нее есть, чему поучиться!

2. Кризис 3 лет: причины:

Первый признак - негативизм. Ребенок пытается всегда и во всем противоречить взрослым. Это не просто послушание: трехлетний ребенок может поступить даже наперекор самому себе, лишь бы насолить родителям. Как говорится, "назло маме уши отморожу". При кризисе трех лет детский негативизм иногда доходит до смешного - ребенок отрицает очевидные вещи, называя кошку собакой.

Следующий признак кризиса трех лет - упрямство. Ребенок будет стоять на своем до последнего, игнорируя потребности и желания других людей. Ребенок упрямится не потому, что ему чего-то действительно хочется, а просто ради того, чтобы переупрямить взрослых. Иногда упрямство ребенка может переходить в детские истерики, причем нередко - в людных местах.

Кризис трех лет у детей проявляется также в строптивости. Ребенок бунтует против привычных правил и норм. Он может отказаться умываться и чистить зубы, игнорирует требования взрослых. Это протест не против конкретных людей, а против уклада и системы в целом.

К признакам кризиса трех лет причисляют и своеволие. В три года в речи ребенка появляется местоимение "Я". Он все стремится делать сам и только сам, без помощи взрослых, даже если это ему не под силу. Для того чтобы уговорить родителей разрешить ему сделать что-то самостоятельно, он может использовать любые методы.

Кризис трех лет непременно сопровождает протест. Ребенок постоянно пытается с кем-то воевать, причем как с окружающими, так и с самим собой. Конфликты со взрослыми неизбежны и становятся все более частыми.

Характерным для кризиса трех лет является обесценивание, в первую очередь - обесценивание родительского авторитета и привычного уклада жизни. Ребенок может дразнить родителей, обзывать и ругать их. Он теряет интерес к старым игрушкам, ломает и выкидывает их. Ранее дорогие и любимые вещи и люди теперь вызывают неприязнь и отторжение.

Последний признак кризиса трех лет - деспотизм. Ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся. Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особо ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, деспотизм может проявляться как ревность.

Кризис трех лет. Как пережить?

Кризис трех лет у детей неизбежен, поэтому родители должны быть к нему подготовлены. Как правильно вести себя с маленьким деспотом? В первую очередь, заранее приучайте ребенка к твердому распорядку дня. Мы упоминали выше, что кризис трех лет характеризуется стремлением рушить устои, и чем тверже они будут, тем хуже это будет получаться у ребенка. Впрочем, не стоит слишком сильно на него давить.

В каждой семье существуют свои запреты. Следите, чтобы слова в этом случае подкреплялись делом. Если вы запретили что-то ребенку, не нужно делать исключений: он увидит, что запреты можно нарушать по собственному желанию, и негативные проявления кризиса трех лет усугубятся. Но не устанавливайте излишних ненужных запретов просто чтобы приучить ребенка к дисциплине - ничего хорошего из этого не выйдет.

Во время кризиса трех лет ребенок будет проявлять все большую самостоятельность. Не надо все время ругать его за это. Конечно, за серьезные проступки нужно наказывать, но не нужно пресекать любые проявления самостоятельности.

Не пытайтесь избегать конфликтов, все равно это невозможно. Потакая ребенку, вы тем самым утверждаете его превосходство, и капризное поведение может закрепиться и остаться с ним и после кризиса. Научитесь говорить "нет", когда это действительно необходимо, это поможет избежать многих проблем в будущем. Если ребенок капризничает, особенно в общественном месте, не кричите на него ответ. Во-первых, вы все равно не сможете до него достучаться, пока он кричит или плачем. Во-вторых, цель его истерики - привлечения вашего внимания. Без аудитории ребенок быстро успокоится, и вы сможете спокойно поговорить. Сохранив спокойствие и игнорируя истерику, вы ускорите ее завершения. Конечно, если вы находитесь в людном месте, сперва уведите оттуда ребенка, чтобы не раздражать людей и не создавать себе репутацию безразличной мамаши.

Во время кризиса трех лет важно соблюдать золотую середину. Чрезмерная авторитарность так же плоха, как и излишняя мягкость и уступчивость. Привыкайте к тому, что ваш ребенок начал осознавать себя как личность. Поощряйте проявления самостоятельности, пытайтесь найти с ним общий язык при решении проблем, предоставляйте ему альтернативные варианты, если это возможно.

Не воспринимайте кризис трех лет как нечто страшное. Это естественный этап развития ребенка, который рано или поздно пройдет. В этот период ребенку как никогда нужна ваша поддержка, любовь и забота. Ему непременно передастся ваш позитивный настрой, и вы вместе сможете преодолеть это непростое время.

3. Кризис 7 лет: причины

Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен.

При переходе от дошкольного возраста к младшему школьному ребенок становится более трудновоспитуемым, чем раньше. В 7 лет наблюдается бурный физический рост, происходит ряд изменений в организме, смена зубов. Часто семилетки начинают манерничать (неестественно вести себя), капризничать, ходить не так, как ходили раньше. В поведении появляется что-то нелепое, искусственное: паясничанье, клоунада, писклявый голос, кривляние и др.
В целом можно отметить, что 7-летнего ребенка отличает в первую очередь утрата детской непосредственности, что связано с развитием произвольности. Причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни (значение предмета и сам предмет слиты воедино). Потеря непосредственности, в свою очередь, связана с привнесением в наши поступки интеллектуального момента, осмысленности в построении действий.


В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент. Их эмоции становятся осмысленными, что знаменует собой переход от аффекта к чувству в развитии эмоциональной сферы. Формируется такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».
Общая характеристика кризиса семи лет:
1) поскольку переживание приобретает для ребенка смысл, иногда дети используют это для воздействия на другого человека: начинают демонстративно плакать, кричать, когда ударятся, для того чтобы привлечь внимание;
2) возникает обобщение переживаний, «логика чувств». В раннем детстве, начале дошкольного возраста дети реагируют ситуативно; в семь лет появляется обобщенное отношение к предмету («любимая игрушка»), взрослому, к себе (самооценка). Новообразования семилетнего возраста — самолюбие и самооценка — сохраняются и в последующем, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) — исчезают в младшем школьном возрасте;
3) возможна внутренняя борьба мотивов.

Таким образом, возникает новое единство средовых и личностных моментов, новое отношение к людям и предметам, а следовательно — новая социальная ситуация развития. Единицей для изучения отношений личности и среды выступает переживание (Л.С. Выготский). Оно включает в себя элементы среды и личности. «Среда определяет развитие ребенка через переживание среды и деятельность самого ребенка» (Л.С. Выготский). Следовательно, в критических возрастах происходит смена переживаний личности, их перестройка, связанная с изменением отношений к среде, перестройкой потребностей. В норме в этом возрасте у ребенка появляется готовность к осуществлению социально значимой деятельности (учению), осуществлению социальных функций (ученика) (Д.Б. Эльконин).

Основные симптомы кризиса обозначает в своей работе Л.Ф. Обухова:
— потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка);
— манерничанье (ребенок что-то строит из себя, что-то скрывает — его душа уже закрыта);
— симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показать).
Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь — чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э.Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

4. Подростковый кризис

Подростковый кризис может начинаться в разном возрасте. Хотя его иногда и называют "кризис 14 лет", он не обязательно начнется, когда вашему ребенку исполнится 14. У девочек подростковый кризис обычно приходится на 11-16 лет, у мальчиков - чуть позже, 12-18. Рамки подросткового кризиса индивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его начало и конец невозможно.

Обычно чем позже проявляется подростковый кризис, тем более бурно он происходит. Однако если ваш ребенок ведет себя идеально в течение всего подросткового возраста - это повод задуматься. Если у ребенка подростковый кризис отсутствует вообще или проявляется очень слабо, это не совсем нормально. Любой кризис - это закономерный этап развития ребенка. Если подростковый кризис отсутствует, ребенок может вырасти инфантильным.

Подростковый кризис - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам.

Подростковый кризис, помимо прочих факторов, усугубляется половым созреванием ребенка. Помимо психологических механизмов в дело вступают физиологические. Как говорится - "гормоны бушуют". Подросток может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным и быстро устающим. Происходящие с подростком перемены (как внутренние, так и внешние), первое не совсем осознанное половое влечение - все это тревожит ребенка, заставляет его переживать и может стать причинойподростковых комплексов.

Подростковый кризис обычно проявляется более бурно, чем остальные кризисы. Возможности маленького ребенка в плане самовыражения и самоутверждения более ограничены - да, он будет капризничать, но по крайней мере - у вас на виду. Подросток может замкнуться в себе или напротив - конфликтовать с вами в открытую, а в более тяжелых случаях подростковый кризис может сопровождаться курением, употреблением алкоголя, демонстративным уходом из дома или даже попыткой суицида.

Конечно, далеко не всегда проявления переходного возраста настолько критичны, но повышенная конфликтность, перепады настроения, утомляемость, депрессия, ложь, немотивированная агрессия, часто сопровождающие подростковый кризис, могут стать проблемой для родителей.

Подростковый кризис состоит из трех основных стадий. Во время предкритической стадии ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы - пока что несмело и осторожно. Кульминационная стадия подросткового кризиса протекает более бурно - ребенок подросток может "выкинуть" что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело. Течение этого этапа зависит от атмосферы в семье - чем она здоровее, тем меньше будет подобных "фокусов". Во время посткритической стадии у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми.

Что делать, если у вашего ребенка начался подростковый кризис? Как правильно вести себя, чтобы сгладить конфликты и сохранить хорошие отношения с ребенком? В первую очередь запаситесь терпением. Конечно, когда ваш ребенок-подросток кричит и хамит, первое желание - накричать на него в ответ. Но в таком случае конфликт покатится, как снежный ком, и его тяжело будет остановить. Замкнутый круг - агрессия приводит исключительно к ответной агрессии.

Постарайтесь "ослабить поводок", на котором вы держали своего ребенка, и предоставить ему разумную самостоятельность. Подросток хочет, чтобы к нему относились, как к взрослому. Попробуйте ему ее предоставить - советуйтесь с ребенком по бытовым вопросам, дайте ему возможность принимать участие в обсуждении семейных проблем.

Если подросток что-то настойчиво требует - не запрещайте ультимативно. Обсудите с ним эти требования, какими абсурдными и наглыми они бы вам ни казались, и попробуйте прийти к соглашению. Может быть, это получится не с первого раза, но даже не совсем удачные переговоры лучше очередного конфликта с хлопаньем дверьми.

Если подросток чем-то хочет с вами поделиться - не отмахивайтесь от него, даже если его проблемы кажутся вам смешными. Потеряв доверие ребенка, очень сложно обрести его снова - подростки часто замыкаются в себе. Дайте подростку совет, но ни в коем случае не требуйте его беспрекословного выполнения - пусть решает сам. Он может набить пару шишек, но это даже полезно.

Во время ссор подросток может наговорить вам гадостей - вплоть до "Лучше бы ты меня не рожала". Это неприятно и обидно, но помните, что на самом деле подросток так не думает. Постарайтесь отнестись к таким фразам максимально спокойно, не припоминайте их ребенку после примирения и во время следующих конфликтов.

Несмотря на внешнюю "колючесть" и отчужденность, во время подросткового кризиса вы очень нужны ребенку. Нужна ваша поддержка, ваша любовь, ваше понимание, ваши ненавязчивые советы. В подростковом возрасте ребенок примеряет на себя новые социальные роли, пробует себя в новом качестве. Сделайте это и вы - из родителя-наседки превратитесь в родителя-советчика. Не надо рвать связь с ребенком - но изменить ее в соответствии с возрастом чада придется.

Подростковый кризис - непростое время и для ребенка, и для родителей, но его негативные проявления можно и нужно сгладить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: