Тема: Динамические массивы.




Цель работы:

· изучение свойств динамических массивов.

· получение практических навыков в работе с динамическими массивами.

 

Составить код программы, которая выполняет следующие действия:

  1. Формирование двумерного целочисленного массива (матрицы) размером N х M, значения размеров массива N и M ввести в компоненты Edit1 и Edit2
  2. Значения элементов массива задать функцией Random(10).
  3. Выполнить требуемые преобразования.
  4. Вывести исходные и преобразованные данные, снабдив их соответствующими комментариями в компоненты Label1 и Label2 соответственно.
  5. Параметры вычисления матрицы взять в соответствии с вариантом из таблицы 8.1.
  6. Все вычисления оформить в событии Click компонента Button1.

В отчет по лабораторной работе включить ответы на контрольные вопросы и код программы.

 

Таблица 8.1.

 

Условия задания
  Дан массив А размером mxn. Сформировать масив В из наибольших элементов каждой строки массива А.
  В массиве А размером mxnпоменять местами элементы 2 и 4-й строк.
  В массиве А размером mxn все элементы разделить на наибольший элемент первого столбца.
  Задан массив А размером mxn. Сформировать массив В из элементов, расположенных выше главной диавгонали.
  Задан массив А размером mxn. Сформировать массив В из произведений элементов каждого столбца массива А
  Задан массив А размером mxn. Заменить положительные элементы номером строки, в которой они находятся.
  Задан массив А размером mxn. Сформировать массив В из номеров столбцов, в которых находятся минимальные элементы каждой строки.
  Задан массив А размером mxn. Заменить отрицательные элементы номером столбца, в котором они находятся.
  Задан массив А размером mxn. Сформировать массив В из элементов, расположенных ниже главной диагонали.
  В заданном массиве А размером mxn строку, содержащую наибольший элемент, заменить единицами.
  В заданном массиве А размером mxn разделить все элементы на максимальный элемент первого столбца.
  Задан массив А размером mxn. Требуется к отрицательным элементам массива прибавить 4, от положительных элементов массива вычесть 3.
  Задан массив А размером mxn. Заменить его отрицательные элементы их квадратами.
  Задан массив А размером mxn. Сформировать массив В из номеров строк, в которых находятся максимальные элементы каждого столбца.
  Задан массив А размером mxn. Сформировать массив В из отношений элементов третьего столбца к элементам первого столбца.
  Задан массив А размером mxn. Разделить элементы массива на сумму элементов, расположенных на главной диагонали.
  Задан массив А размером mxn. Сформировать массив В из элементов массива А, умноженных на сумму их индексов.
  Задан массив А размером mxn. Сформировать массив В из элементов побочной диагонали.
  Задан массив А размером mxn. Заменить отрицательные элементы суммой номера столбца и номера строки, в которых они находятся.

Контрольные вопросы.

 

1. Как осуществляется распределение памяти и указание границ индексов по каждому измерению динамических массивов?

2. Чему всегда равна нижняя граница индексов по любому измерению динамического массива?

3. Какие действия необходимо осуществить при изменении длины уже инициированного динамического массива по какому-либо его измерению?

4. Опишите основные характеристики динамических массивов.

 

 

Лабораторная работа №9

Тема: Обработка символов и строк.

 

Цель работы:

· Использовать стандартные процедуры и функции для работы со строковыми данными;

· Решить задачи, связанные с обработкой и редактированием текста.

 

Составить код программы для обработки текстовых данных.

 

Ввести текст в поле компонента Memo1 выполнить необходимые преобразования и вывести результат в компонент Label1.

Исходный текст или строку формирует студент, исходя из требований заданий.

Все преобразования оформить в событии Click компонента Button1.

 

В отчет по лабораторной работе включить ответы на контрольные вопросы и код программы.

Таблица 9.1.

 

Условия задания
  Дана символьная строка. Заменить каждую группу CHILD на группуCHILDREN, если нет группы символов CHILD, то сообщить об этом.
  Дана символьная строка. Исключить группы символов, расположенные между скобками (). Сами скобки тоже должны быть исключены. Предполагается, что внутри каждой пары скобок нет других скобок.
  Дана символьная строка. Заменить каждый символ, встречающийся после первого вхождения символа *, на символ $, если нет символа *, то сообщить об этом.
  Дана символьная строка, в которой есть двоеточие. Вывести все символы, которые расположены до первого двоеточия. Вывести все символы расположенные после первого двоеточия. Все символы расположенные между первым и вторым двоеточием.
  Дана символьная строка. Вычислить количество букв А в последнем слове данной строки. Найти количество букв, начинающихся на букву А. Определить длину самого короткого слова.
  Дана символьная строка. Сжать строку по принципу: несколько вхождений одного и того же символа, заменяется на текст Х(К), где Х – символ, а К – строка, являющаяся записью числа вхождений символа Х в исходную последовательность ($$$#####FFFR преобразуется в $(4)#(5)F(3)R).
  Дана символьная строка. Задан символ. Определить позицию вхождения самого правого заданного символа в строку, если такого символа в строке нет, то сообщить об этом.
  Дана символьная строка. Найти какое-нибудь слово, оканчивающееся буквой Д, если такого слова нет, то сообщить об этом. Удалить из строки все слова, заканчивающиеся группой символов КОЕ.
  Дана символьная строка. Определить слово, начинающееся буквой А и заканчивающееся буквой Я, если таких слов нет, то сообщить об этом. Удалить из строки все слова, заканчивающиеся группой символов КАЯ.
  Дана символьная строка. Удалить из строки слова, встечающиеся больше двух раз. Найти самое длинное слово и количество букв в нем.
  Дана символьная строка. Удалить из строки первое слово, если количество слов в строке больше единицы и нечетно. Переставить последнее слово в начало строки, отделив его от исходной последовательности таким количеством пробелов, сколько букв в этом слове.
  Дана символьная строка. Найти слова, в которые первая буква входит хотя бы еще один раз. Найти слова, в которые последняя буква входит не менее трех раз.
  Дана символьная строка. Сформировать строку, состоящюю из последних букв слов исходной строки. Сформировать строку, состоящую из первых букв слов исходной строки. Найти самое короткое слово.
  Дана символьная строка. Удалить из слов все последующие вхождения первой буквы. Выделить слова с четным количеством букв с обеих сторон символом *.
  Дана символьная строка. Оставить в словах только первые вхождения каждой буквы. Удалить из строки среднее слово, если количество слов в строке нечетное.
  Дана символьная строка. Вывести все слова строки с указанием числа вхождений в строку. Вывести все слова в алфавитном порядке.
  Дана символьная строка. Вывести слова строки в обратном порядке. Вывести самое длинное слово строки.
  Дана символьная строка. В словах, которые заканчиваются группой букв ОЕ, заменить данную группу на ИЯ. Вывести последнее слово строки.
  Дана символьная строка. Найти какое-нибудь слово начинающееся буквой С. Преобразовать данную строку, заменяя всякое вхождение слова ЭТО на слово ТО. Найти длину самого короткого слова.

Контрольные вопросы.

1. Как сравниваются между собой строки?

2. Охарактеризуйте операцию конкатенации. Приведите пример.

3. Какие действия выполняет функция LENGTH? Приведите пример.

4. Какие действия выполняет процедура DELETE? Приведите пример.

5. Какие действия выполняет функция РОS? Приведите пример.

6. Какие действия выполняет функция СОРУ? Приведите пример.

 

Лабораторная работа №10

Тема: Текстовые файлы.

Использование текстовых файлов для работы с двумерными массивами.

Цель работы:

· Изучить файловую систему языка Object Pascal, процедуры и функции для работы с текстовыми файлами;

· Составить программы для работы с матрицами с использованием текстовых файлов.

Составить код программы для обработки числовых данных, содержащихся в текстовом файле.

 

Исходную матрицу формирует студент, исходя из требований заданий.

Все преобразования оформить в событии Click компонента Button1.

 

В отчет по лабораторной работе включить ответы на контрольные вопросы и код программы.

Таблица 10.1.

 

Условия задания
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Поместить ее в компонент STRINGGRID1. Найти среднее арифметическое матрицы и вывести в компонент LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5 в компонент STRINGGRID1. Найти максимальные элементы по каждой строке матрицы и вывести их в компонент LABEL1 с пояснением.
  Ввести значения матрицы 5х5 в компонент STRINGGRID1. Найти максимальные элементы каждого столбца матрицы. Вывести их в компонент LABEL1 с пояснениями, сформировать из них одномерный массив и записать его в файл M1.TXT.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5 в компонент STRINGGRID1. Найти сумму элементов главной S1 и побочной S2 диагоналей. Результат вывести в компонент LABEL1 с пояснениями.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Умножить ее на число, введенное в поле компонента EDIT1, и вывести полученную матрицу в компонент STRINGGRID1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти максимальный элемент, среди элементов, расположенных ниже главной диагонали матрицы. Результат с пояснениями вывести в компонент LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти в матрице суммы элементов, расположенных ниже главной диагонали S1 и выше главной диагонали S2. Результат с пояснениями вывести в компонент LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5 в компонент STRINGGRID1. Найти среднее арифметическое элементов, расположенных ниже побочной диагонали. Результат с пояснениями вывести в компонент LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти разность R между суммами элементов выше побочной диагонали S1 и ниже побочной диагонали S2 (R=S1-S2). Результат с пояснениями вывести в компонент LABEL1.
  Ввести значения матрицы 5х5 в компонент STRINGGRID1. Транспонировать ее и результат записать в файл M1.TXT.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти в ней все элементы, равные по значению числу, введенному в поле компонента EDIT1. Результат с пояснениями вывести в компонент LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти максимальный и минимальный элементы матрицы и поменять их местами. Результат записать в файл M2.TXT.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти сумму и количество четных по значению элементов матрицы. Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти число строк этой матрицы, имеющие отрицательные элементы. Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти число столбцов этой матрицы, для которых сумма значений элементов положительна. Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти число строк матрицы, имеющих нулевые по величине элементы. Вывести результат с пояснениями в компонент LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти произведение значений элементов матрицы, больших пяти. Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5 в компонент STRINGGRID1. Найти максимальный по величине элемент, среди элементов, расположенных по периметру матрицы. Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла M1.TXT считать матрицу 5х5. Найти число элементов этой матрицы, значение которых равны двум. Результат вывести в поле компонента LABEL1 с пояснениями.

Контрольные вопросы.

1. Что необходимо, для того чтобы программа могла выводить данные в файл или считывать данные из файла?

2. Что выполняет процедура AssignFile?

3. Объясните понятие файловая переменная.

4. Для чего служит инструкция write?

5. В чем различие между инструкциями write и writeln?

6. Когда применяется процедура Rewrite?

7. Когда применяется процедура Append?

8. Как производится чтение чисел из файла?

Лабораторная работа №11

Тема: Текстовые файлы.

Использование текстовых файлов для работы со строковыми данными.

 

Цель работы:

· Изучить файловую систему языка Object Pascal, процедуры и функции для работы с текстовыми файлами;

· Составить программы для работы со строками с использованием текстовых файлов.

Составить код программы для обработки строковых данных, содержащихся в текстовом файле.

 

Исходный текст или строку формирует студент, исходя из требований заданий.

Все преобразования оформить в событии Click компонента Button1.

 

В отчет по лабораторной работе включить ответы на контрольные вопросы и код программы.

Таблица 11.1.

 

Условия задания
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти самое длинное слово текста и количество букв в этом слове. Результат вывести в компонент LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти в тексте слова с количеством букв, равным числу N, введенному в поле EDIT1. Сформировать из них строку и вывести ее в компонент LABEL1.
  Из текстового файла T.TXT считать текст. Найти в тексте слова с четным количеством букв, сформировать из них строку ST1 и записать в файл T1.TXT, и с нечетным количеством букв, сформировать из них строку ST2 и записать в файл T2.TXT.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти в нем слова, состоящие из пяти букв и сформировать из них строку ST1. Вывести результат в компонент LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти все слова, начинающиеся со слога, заданного в поле компонента EDIT1. Сформировать из этих слов строку ST и вывести ее в компонент LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти в тексте слова, состоящие из четырех букв и вставить после них слово, введенное в поле компонента EDIT1. Текст, полученный в результате внесенных изменений записать в файл T2.TXT.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти в тексте самое длинное и самое короткое слова и поменять их местами. Результат записать в файл T2.TXT.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти в данном тексте самое большое (по коду символа) слово и заменить его на слово, введенное в поле компонента EDIT1. Полученный результат записать в файл T2.TXT.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти в тексте слова, которые начинаются и заканчиваются на одинаковые буквы. Составить из них новую строку ST и вывести ее в компонент LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Записать текст от последнего до первого слова (было: 1,2,…,n-1,n; стало: n,n-1,…,2,1). Результат вывести в компонент LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти с нем слово, введенное в поле компонента EDIT1 и заменить его на слово, введенное в поле компонента EDIT2. Результат записать в файл Т2.TXT.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти в тексте самое короткое слово и удалить его из текста. Результат вывести в компонент LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти и удалить из текста все слова, которые состоят из трех букв. Результат вывести в поле компонента MEMO1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти в тексте самое короткое слово, и заменить его на слово, введенное в поле компонента EDIT1. Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Поменять местами слова с заранее заданными номерами M и N (номера M и N задать соответственно в компонентах EDIT1 и EDIT2). Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти слова в тексте, начинающиеся и заканчивающиеся буквой, код которой задан в компоненте EDIT1. Составить строку из этих слов и вывести ее в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Каждую букву слова с номером N, заменить на первую букву слова с номером M (номера N,M ввести в компонент EDIT1, EDIT2 соответственно). Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. Найти В и С – начало и конец самого длинного слова в тексте и N – число букв в этом слове. Результат вывести в поле компонента LABEL1.
  Из текстового файла T1.TXT считать текст. В каждом слове текста, содержащем не менее четырех букв, поменять местами первую и последнюю буквы. Результат вывести в поле компонента LABEL1.

Контрольные вопросы.

1. Опишите причины возможных ошибок при открытии файлов?

2. Для чего используется процедура CloseFile?

3. Для чего используется процедура Reset?

4. Какая инструкция осуществляет чтение из файлов?

5. В чем отличие инструкций read и readln?

6. Что определяет функция EOF?

7. Как производится чтение строк из файла?

8. Как производится объявление файла?

 

 

Лабораторная работа №12

Тема: Записи

 

Составить алгоритм и код программы, которая выполняет следующие действия:

  1. Формирование записи по заданному варианту.
  2. Значения полей записи ввести в компонент Stringgrid1 или в компоненты Edit(N), где значение N определяется количеством полей создаваемой записи.
  3. Выполнить требуемые преобразования.
  4. Вывести исходные и преобразованные данные, снабдив их соответствующими комментариями в компоненты Label1 и Label2 соответственно.
  5. Все вычисления оформить в событии Click компонента Button1.

Варианты заданий. Таблица 12.1.

Условия задания
  Информация о туристе состоит из фамилии, возраста и пола. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе туристов из 10 человек. Найти: А). количество мужчин; Б). средний возраст группы; В). фамилию младшей из женщин.
  Представить дату (день, месяц, год) в виде записей. Задать информацию из 10 разных дат. Найти: А). все даты августа месяца; Б). наименьший из годов; В) все зимние даты.
  Информация о студенте состоит из его фамилии, роста (в см), пола, успеваемости(средняя оценка по пяти предметам, полученная на последней сессии). Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе из 10 студентов. Найти: А). количество студентов, рост которых 170 – 175 см; Б). количество мужчин – отличников; В). Фамилии студентов, средний балл которых ниже 3.
  Сведения об автомобиле состоят из номера (4-значное число), фамилии владельца и марки. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе владельцев из 10 человек. Найти: А). номера и фамилии владельцев автомобилей, заданной (в поле Edit1) марки; Б). количество автомобилей каждой марки; В). Проверить, является ли Иванов владельцем автомобиля. Если да, указать марку и номер автомобиля.
  Сведения о выдаче экземпляра журнала читателю состоят из названия журнала, номера и фамилии читателя. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе из 10 человек. Найти: А). по данному названию журнала, выдававшиеся номера и фамилии бравших их читателей; Б). для каждого номера заданного журнала количество его выдач; В). Узнать, является ли Петров читателем, перечислить выданные ему журналы.
  Информация об участнике спортивного соревнования по лыжам состоит из фамилии, фамилии тренера, результата. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе спортсменов из 10 человек. Найти: А). средний результат, показанный воспитанниками указанного (в поле Edit1) тренера; Б). указать фамилию победителя; В).указать фамилию тренера, воспитанник которого пришел к финишу последним.
  Сведения о книге состоят из фамилии автора, названия и года издания. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). название книг заданного (в поле Edit1) автора; Б). количество книг, изданных не позднее 1980 года; В). вывести.книги, изданные в период с 1990 по 2001 годы.
  Сведения о багаже пассажира включают в себя количество вещей и общий вес. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). число пассажиров, имеющих более двух вещей; Б). число пассажиров, количество вещей которых превосходит среднее число вещей; В). определить, имеется ли пассажир, багаж которого состоит из одной вещи, весом менее 30 кг.
  Сведения о сотрудниках учреждения состоят из фамилии, номера телефона, домашнего адреса. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). телефон сотрудника по его фамилии, заданного (в поле Edit1); Б). домашний адрес сотрудника, по его фамилии, заданного (в поле Edit2); В). домашний адрес сотрудника, по его номеру телефона, заданного (в поле Edit3).
  Даны сведения о поселке городского типа: список улиц и количество домов на каждой улице. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). определить улицу с наибольшим количеством домов; Б). указать улицы с количеством домов от 7 до 12; В). вывести на экран названия улиц, количество домов на которых не превышает 10.
  Информация о туристе состоит из фамилии, возраста и пола. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе туристов из 10 человек. Найти: А). количество женщин; Б). средний возраст мужчин; В). фамилию старшей из женщин.
  Представить дату (день, месяц, год) в виде записей. Задать информацию из 10 разных дат. Найти: А). все даты июля месяца; Б). наибольший из годов; В) все осенние даты.
  Информация о студенте состоит из его фамилии, роста (в см), пола, успеваемости(средняя оценка по пяти предметам, полученная на последней сессии). Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе из 10 студентов. Найти: А). количество студентов, рост которых 160 – 165 см; Б). количество женщин – отличниц; В). Фамилии студентов мужчин, средний балл которых ниже 3.
  Сведения об автомобиле состоят из номера (4-значное число), фамилии владельца и марки. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе владельцев из 10 человек. Найти: А). номера и фамилии владельцев автомобилей, заданной (в поле Edit1) марки; Б). количество автомобилей заданной (в поле Edit2) марки; В). Проверить, является ли Петров владельцем автомобиля. Если да, указать марку и номер автомобиля.
  Сведения о выдаче экземпляра журнала читателю состоят из названия журнала, номера и фамилии читателя. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе из 10 человек. Найти: А). по данному названию журнала, фамилии бравших их читателей; Б). для указанного номера журнала количество его выдач; В). Узнать, является ли Иванов читателем, перечислить выданные ему журналы.
  Информация об участнике спортивного соревнования по лыжам состоит из фамилии, фамилии тренера, результата. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе спортсменов из 10 человек. Найти: А). средний результат, показанный воспитанниками указанного (в поле Edit1) тренера; Б). указать фамилии участников соревнования, результаты которых ниже среднего; В).указать фамилию тренера, воспитанник которого пришел к финишу первым.
  Сведения о книге состоят из фамилии автора, названия и года издания. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). название и год издания книг заданного (в поле Edit1) автора; Б). количество книг, изданных после 2000 года; В). Вывести книги, изданные раньше 1990 и позже 2001 годов.
  Сведения о багаже пассажира включают в себя количество вещей и общий вес. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). число пассажиров, имеющих более трех вещей; Б). число пассажиров, количество вещей которых не превосходит среднее число вещей; В). определить, имеется ли пассажир, багаж которого состоит из одной вещи, весом более 20 кг.
  Сведения о сотрудниках учреждения состоят из фамилии, номера телефона, домашнего адреса. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). Телефон и фамилию сотрудника по его домашнему адресу, заданному (в поле Edit1); Б). домашний адрес и телефон сотрудника, по его фамилии, заданной (в поле Edit2); В). домашний адрес и фамилию сотрудника, по его номеру телефона, заданного (в поле Edit3).

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте понятие записи.

2. Какого типа могут быть поля записи:

3. Опишите структуру объявления типа записи.

4. Каким образом можно получить доступ к определенному компоненту записи?

5. Для чего используется оператор WITH. Приведите пример его применения.

 

Лабораторная работа №13

 

Тема: Работа с типизированными файлами.

1. Составить алгоритм и код программы для обработки типизированных файлов.

2. Создать массив записей в компоненте Stringgrid1 и записать ее в типизированный файл T1.DAT в событии Click компонента Button1.

3. Прочитать запись из типизированного файла T1.DAT в компонент Label1.

4. Выполнить требуемые преобразования.

5. Вывести преобразованные данные, снабдив их соответствующими комментариями в компонент Label2.

6. Пункты 3,4,5 оформить в событии Click компонента Button2.

Варианты заданий. Таблица 13.2.

Условия задания
  Сведения о багаже пассажира включают в себя количество вещей и общий вес. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 12 таких сведений. Найти: А). число пассажиров, имеющих более трех вещей; Б). число пассажиров, количество вещей которых превосходит среднее число вещей; В). определить, имеется ли пассажир, багаж которого состоит из одной вещи, весом менее 20 кг.
  Сведения о книге состоят из фамилии автора, названия, года издания и библиотечного шифра. Ввести набор из 8 таких сведений. Определить: А). по введенному автору, список книг и соответствующие шифры к ним; Б). по введенному шифру, автора и название книги; В). по введенному году издания, количество книг.
  Сведения о выдаче экземпляра журнала читателю состоят из названия журнала, номера и фамилии читателя. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе из 10 человек. Найти: А). по данному названию журнала, выдававшиеся номера и фамилии бравших их читателей; Б). для каждого номера заданного журнала количество его выдач; В). Узнать, является ли Петров читателем, перечислить выданные ему журналы.
  Даны сведения о поселке городского типа: список улиц и количество домов на каждой улице. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). определить улицу с наибольшим количеством домов; Б). указать улицы с количеством домов от 7 до 12; В). вывести на экран названия улиц, количество домов на которых не превышает 10.
  Сведения об автомобиле состоят из номера (4-значное число), фамилии владельца и марки. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе владельцев из 10 человек. Найти: А). номера и фамилии владельцев автомобилей, заданной (в поле Edit1) марки; Б). количество автомобилей каждой марки; В). Проверить, является ли Иванов владельцем автомобиля. Если да, указать марку и номер автомобиля.
  Сведения о книге состоят из фамилии автора, названия и года издания. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). название книг заданного (в поле Edit1) автора; Б). количество книг, изданных не позднее 1980 года; В). вывести.книги, изданные в период с 1990 по 2001 годы.
  Сведения о сотрудниках учреждения состоят из фамилии, номера телефона, домашнего адреса. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). телефон сотрудника по его фамилии, заданного (в поле Edit1); Б). домашний адрес сотрудника, по его фамилии, заданного (в поле Edit1); В). домашний адрес сотрудника, по его номеру телефона, заданного (в поле Edit1).
  Информация о туристе состоит из фамилии, возраста и пола. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе туристов из 10 человек. Найти: А). количество мужчин; Б). средний возраст группы; В). фамилию младшей из женщин.
  Представить дату (день, месяц, год) в виде записей. Задать информацию из 10 разных дат. Найти: А). все даты августа месяца; Б). наименьший из годов; В) все зимние даты.
  Информация об участнике спортивного соревнования по лыжам состоит из фамилии, фамилии тренера, результата. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе спортсменов из 10 человек. Найти: А). средний результат, указанный воспитанниками указанного (в поле Edit1) тренера; Б). указать фамилию победителя; В).указать фамилию тренера, воспитанник которого пришел к финишу.
  Сведения о сотрудниках учреждения состоят из фамилии, номера телефона, домашнего адреса. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). Телефон и фамилию сотрудника по его домашнему адресу, заданному (в поле Edit1); Б). домашний адрес и телефон сотрудника, по его фамилии, заданной (в поле Edit2); В). домашний адрес и фамилию сотрудника, по его номеру телефона, заданного (в поле Edit3).
  Сведения о багаже пассажира включают в себя количество вещей и общий вес. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). число пассажиров, имеющих более трех вещей; Б). число пассажиров, количество вещей которых не превосходит среднее число вещей; В). определить, имеется ли пассажир, багаж которого состоит из одной вещи, весом более 20 кг.
  Сведения о книге состоят из фамилии автора, названия и года издания. Представить информацию в виде записи. Задать набор из 10 таких сведений. Найти: А). название и год издания книг заданного (в поле Edit1) автора; Б). количество книг, изданных после 2000 года; В). Вывести книги, изданные раньше 1990 и позже 2001 годов.
  Информация об участнике спортивного соревнования по лыжам состоит из фамилии, фамилии тренера, результата. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе спортсменов из 10 человек. Найти: А). средний результат, показанный воспитанниками указанного (в поле Edit1) тренера; Б). указать фамилии участников соревнования, результаты которых ниже среднего; В).указать фамилию тренера, воспитанник которого пришел к финишу первым.
  Сведения об автомобиле состоят из номера (4-значное число), фамилии владельца и марки. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе владельцев из 10 человек. Найти: А). номера и фамилии владельцев автомобилей, заданной (в поле Edit1) марки; Б). количество автомобилей заданной (в поле Edit2) марки; В). Проверить, является ли Петров владельцем автомобиля. Если да, указать марку и номер автомобиля.
  Сведения о выдаче экземпляра журнала читателю состоят из названия журнала, номера и фамилии читателя. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе из 10 человек. Найти: А). по данному названию журнала, фамилии бравших их читателей; Б). для указанного номера журнала количество его выдач; В). Узнать, является ли Иванов читателем, перечислить выданные ему журналы.
  Информация о студенте состоит из его фамилии, роста (в см), пола, успеваемости(средняя оценка по пяти предметам, полученная на последней сессии). Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе из 10 студентов. Найти: А). количество студентов, рост которых 160 – 165 см; Б). количество женщин – отличниц; В). Фамилии студентов мужчин, средний балл которых ниже 3.
  Представить дату (день, месяц, год) в виде записей. Задать информацию из 10 разных дат. Найти: А). все даты июля месяца; Б). наибольший из годов; В) все осенние даты.
  Информация о туристе состоит из фамилии, возраста и пола. Представить информацию в виде записи. Задать информацию о группе туристов из 10 человек. Найти: А). количество женщин; Б). средний возраст мужчин; В). фамилию старшей из женщин.

 

Контрольные вопросы

 

  1. Опишите доступ (обращение) к типизированным файлам.

2. Для чего используется процедура AssignFile?

3. Что означает выражение «инициализировать файл»?

4. Какие вы знаете процедуры открытия типизированного файла, и в каких случаях они используются?

  1. Объясните назначение функции FilePos.

6. Объясните назначение функции FileSize.

7. Объясните назначение процедуры Seek.

8. Объясните назначение процедуры Read.

9. Объясните назначение процедуры Write.

Лабораторная работа №14

Тема: Графические возможности Delphi.

 

Цель работы:

· изучить основные методы вычерчивания графических примитивов;

· научиться вычерчивать график заданной функции.

Составить код программы вычерчивания графика функции F(x) на заданном отрезке [A,B] с шагом H.

Выражение для вычисления функции F, значения A, B, H взять из таблицы 13.1 в соответствии с номером варианта.

Вычисление и вывод значений функции F оформить в событии Click компонента BitBtn1.

Значения A и B ввести с поля компонентов Edit1 и Edit2.

Значение M задать локально в блоке Const.

Вывести результат построения функции F(х) с координатной осью (см. Рис.14.1).

В отчет по лабораторной работе включить ответы на контрольные вопросы и код программы.

Рис.14.1.

 

Таблица14.1.

Номер варианта Функция F(x) Параметры
A B H
  x-sin(x)     0,01
  Sin(x)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: