Цель и задачи дисциплины. О.А.Горбунова




О.А.Горбунова

 

ОСНОВЫМЕНЕДЖМЕНТА.

КУРС ЛЕКЦИЙ.

Часть 1

 

 

Самара

2008


ББК 65.290-2

УДК 658(075)

 

 

Горбунова О.А. Основы менеджмента. Курс лекций. Часть 1. – Самара: МИР, 2008, 44 с.

 

В настоящей работе представлена общая программа курса «Основы менеджмента». Рассмотрены общие подходы к управлению, исторические тенденции его развития. Представлена организация с точки зрения системного подхода.

Представлен список рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации предназначены для студентов Международного института рынка, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Могут быть использованы студентами других экономических специальностей.

 

Библиогр. 24 назв.

 

 

Рецензенты к.э.н., доцент Е.А.Кукольникова

к.э.н., доцент В.Н.Красовская

 

 

Печатается по решению методического совета Международного института рынка

 

© О.А.Горбунова, 2008

© Международный институт

Рынка, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  
Программа курса «Основы менеджмента»  
Тема 1. Общая теория управления  
Тема 2. Природа управления и исторические тенденции его развития  
Тема 3. Организация как социотехническая система  
Рекомендуемая литература  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи дисциплины

 

Цель курса: Понимание концепции менеджмента и современных проблем ее практического использования.

Это предполагает изучение студентами основных теорий, концепций и ключевых проблем современного менеджмента, а также выработку базовых навыков принятия и реализации административно-управленческих решений. Программа курса нацелена на формирование стройной системы взглядов в данной области.

Курс «Основы менеджмента» ориентирован на студентов, обучающихся по специальности менеджмент организации. Программа предполагает прикладной подход к конкретным ситуациям менеджмента. Содержание дисциплины включает методологические основы менеджмента, историю его развития, технологию и механизм менеджмента.

Учебно-методическое пособие разделено на две части.

В первой части рассмотрены общие подходы к управлению, исторические тенденции его развития, а также организация с точки зрения системного подхода.

Во второй части рассмотрены функции и связующие процессы менеджмента, групповая динамика, проблемы власти и лидерства в организации, организационные конфликты, эффективность системы менеджмента.

 

Задачи курса:

- дать слушателям общее представление о функциях, законах и методах управления;

- отработать на примерах и игровых ситуациях навыки управления организацией и ее подразделениями.

 

Требования к знаниям и умениям специалиста

 

В результате изучения данного курса студенты должны

Знать:

- знать и уметь охарактеризовать вклад каждой из школ управления в развитие менеджмента;

- теоретические основы менеджмента;

- место и роль менеджмента и его взаимосвязь с другими разделами и отраслями экономической науки;

- методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;

- основные проблемы современного менеджмента и принципиальные возможности их решения;

- принципы принятия и реализации эффективных управленческих решений, функции и методы управления;

- этапы развития теории и практики менеджмента, культурные различия и особенности национальных школ и моделей менеджмента;

- содержание менеджмента как профессиональной деятельности;

- типы организационных структур управления, логика принятия и воплощения управленческих решений в рамках этих структур;

- практические технологии менеджмента, техника личного труда менеджера.

 

Уметь:

- охарактеризовать отличия в школах управления и стилях менеджмента;

- показать роли, которые выполняет менеджер в различных школах управления.

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- использовать методологические, организационно-экономические, социально-экономические, социально-психологические основы менеджмента, теоретические модели при принятии практических управленческих решений;

- адаптировать, зарекомендовавшие себя, технологии менеджмента к конкретным условиям отраслевой сферы бизнеса и предприятия;

- применять методы научной организации труда и организационного проектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда.

 


ПРОГРАМА КУРСА

«ОСНОВЫМЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

Тема 1. Общая теория управления

1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.

2. Методологические основы менеджмента. Инфраструктура менеджмента. Природа и состав функций менеджмента.

 

Тема 2. Природа управления и исторические тенденции его развития

1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

2. Этапы и школы в истории менеджмента.

3. Американский, японский, европейский и др. менеджмент.

4. Развитие управления в России.

 

Тема 3. Организация как социотехническая система

1. Понятие организации. Признаки и законы организации. Виды организаций.

2. Компоненты успеха организации: эффективность, производительность. Предприниматель и менеджер.

3. Внутренняя среда организации. Главные переменные организации: цели, структура, задачи, технология, люди.

4. Внешняя среда организации и ее неопределенность. Среда прямого и косвенного воздействия.

5. Социальная ответственность и этика организаций в их отношениях с внешней средой.

 

Тема 4. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

1. Планирование в системе менеджмента организации. Стратегические и тактические планы.

2. Сущность, функции и преимущества стратегического управления.

3. Основные этапы и задачи стратегического управления.

4. Типология стратегий роста, адаптации и конкуренции. Методика их формирования.

5. Стратегические зоны бизнеса (SBU). Матрица оценки предпочтительности стратегических зон бизнеса.

6. Реализация стратегии организации. Взаимосвязь стратегии и организационной структуры.

 

Тема 5. Организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента

1. Содержание и цели организационной деятельности. Понятие организационной структуры. Этапы организационного проектирования.

2. Делегирование полномочий. Виды полномочий. Препятствия к эффективному делегированию.

3. Типы организационных структур. Иерархические (бюрократические) структуры, их особенности, преимущества и недостатки.

4. Органические (адаптивные) структуры, характеристика их особенностей, преимуществ и недостатков.

5. Тенденции развития организационных структур на современном этапе.

 

Тема 6. Мотивация деятельности в менеджменте

1. Сущность мотивации как функции менеджмента. Основные задачи и методы мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации.

4. Российские концепции мотивации.

 

Тема 7. Регулирование и контроль в системе менеджмента

1. Сущность контроля и его необходимость. Виды контроля.

2. Этапы процесса контроля. Ошибки процесса контроля.

3. Эффективный контроль и его характеристики.

 

Тема 8. Сущность коммуникаций и их роль в управлении

1. Общее понятие о коммуникации. Классификация коммуникаций.

2. Коммуникационный процесс. Его элементы и этапы.

3. Причины и преграды неэффективных межличностных коммуникаций.

4. Барьеры эффективных организационных коммуникаций и их совершенствование.

 

Тема 9. Процесс принятия решений

1. Решения и их разновидности.

2. Этапы принятия рационального решения.

3. Факторы, влияющие на процесс приятия управленческих решений.

4. Модели принятия решений.

5. Методы принятия решений.

 

Тема 10. Динамика групп в системе менеджмента

1. Управление человеком и управление группой. Группы и их значимость.

2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп и факторы, оказывающие влияние на эффективность их работы.

3. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной группой.

 

Тема 11. Власть и личное влияние руководства организации

1. Руководство: власть и партнерство. Влияние и власть. Баланс власти.

2. Формы власти и влияния. Практическое использование влияния.

Тема 12. Лидерство в системе менеджмента

1. Понятие лидерства. Обзор теорий лидерства.

2. Поведенческие концепции лидерства.

3. Ситуационные подходы к эффективному лидерству. Адаптивное руководство.

4. Новые подходы к лидерству.

 

Тема 13. Конфликтность в менеджменте

1. Понятие организационного конфликта и его структура. Причины возникновения конфликтов.

2. Виды организационных конфликтов.

3. Функции конфликтов и способы их разрешения.

4. Стратегии поведения участников конфликтов.

 

Тема 14. Факторы эффективности менеджмента

1. Эффективность организации и ее виды.

2. Понятие эффективности управления. Ресурсно-потенциальный подход к определению эффективности.

3. Основные параметры, характеризующие эффективность управления. Эффективность и качество деятельности менеджера.

4. Понятие и сущность имиджа менеджера. Технология его формирования.

 

 


ТЕМА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.

2. Методологические основы менеджмента. Инфраструктура менеджмента. Природа и состав функций менеджмента.

 

1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами

 

Менеджмент – это «искусство организовывать выполнение задач силами других людей».

Содержание понятия «менеджмент» включает в себя:

­ совокупность научных знаний и практического опыта управления;

­ управление самостоятельным видом деятельности;

­ определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

­ учебная дисциплина.

Содержание понятия «управление» – целенаправленная деятельность человека, направленная на регулирование взаимодействия и создание условий для развития объектов и процессов природы, общества, техники.

Характерными чертами современного развития менеджмента являются:

­ его компьютеризация;

­ сокращение избыточных звеньев административной системы;

­ децентрализация управленческих функций;

­ разработка методов долгосрочного социотехнического планирования;

­ разработка технологии проектирования социальных систем.

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй – закономерности менеджмента.

К общим законам управления относятся:

­ закон специализации управления;

­ закон интеграции управления;

­ закон экономии времени.

Закон специализации управления предполагает необходимость наличия узкоспециализированных знаний и навыков в различных областях науки и техники. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.

Закон интеграции управления вытекает из потребности самого производства и управления им. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

Закон экономии времени справедлив для любого труда. Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы.

 

2. Методологические основы менеджмента. Инфраструктура менеджмента. Природа и состав функций менеджмента

 

Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента.

Принципы – одно из ключевых понятий менеджмента. Оно включает широкий спектр внутрифирменных отношений и отношений фирмы с окружающей средой.

К общим принципам менеджмента относятся: принцип эффективности; принцип социальной ответственности; принцип ориентации на потребителя; принцип системности; принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного управления.

К специальным принципам менеджмента относятся: принцип плановости деятельности фирмы; принцип организации управления; принцип разделения и кооперации труда; принцип делегирования полномочий; принцип единоначалия; принципы мотивации; принцип коммуникаций; принцип принятия решений; принципы контроля.

Управление опирается на следующие методы менеджмента:

­ экономические – использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации (к ним относятся: выгода, постановка целей, создание условий для самостоятельной деятельности, формирование системы экономических стимулов);

­ административные или организационно-распорядительные – система способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем (среди них: проектирование, ориентация, регламентация, нормирование, расстановка, документирование, распорядительство, поощрение, наказание);

­ социально-психологические – создание условий для реализации трудового потенциала всех сотрудников (к ним относятся: формирование коллектива и благоприятного климата в нем, развитие индивидуальных способностей каждого).

В менеджменте выделяют четыре основные функции управления:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

Планирование предполагает прогнозирование перспективных тенденций и определение оптимальной стратегии и тактики достижения компанией ее целей.

Организация предполагает создание таких управленческих отношений, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также разработку организационной структуры, устанавливающей взаимодействие между различными подразделениями предприятия.

Мотивация – это направляющая деятельность, предполагающая создание заинтересованности в эффективной работе для достижения целей организации.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

 

 

ТЕМА 2. ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

 

1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

2. Этапы и школы в истории менеджмента.

3. Американский, японский, европейский и др. менеджмент.

4. Развитие управления в России.

 

1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

 

Один из крупнейших специалистов в области управления У.Д. Дункан заметил следующее: «Мы должны оглядываться на прошлое, ибо это все, что мы имеем для того, чтобы узнать что-либо о будущем». В самом деле, без знания истории трудно подойти к решению современных проблем управления и выявлению перспективных тенденций.

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

– социальной – необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

– экономической – необходимость в производстве и распределении ресурсов;

– оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.

Полагают, что возникновение письменности в Шумере (3000г. до н.э.) объяснялось главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением огромного количества имущества.

Кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности. Во времена другого вавилонского царя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.) применялось цветное кодирование при контроле продукции и выплата прогрессивной заработной платы.

Египетское искусство по возведению пирамид и гробниц, а также по строительству и обслуживанию ирригационной системы (между 4000 и 525 гг. до н.э.) – свидетельство достижений не только строительной механики, но и управления производством и огромным количеством рабочих (до 100 000 чел.) в течение 20 лет. Очевидно, что люди, которые строили сооружения Древнего Египта, не только знали, как планировать объект, но и проявили способности к мобилизации и использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов производства и управления.

Древнегреческие философы считали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие эффективного управления. Поэтому вопрос о принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей античности. В частности, Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. Управлять обществом должны правители (философы), способные руководствоваться разумно понятыми общими интересами. Принятые философами решения должны воплощать в жизнь воины, на которых также возлагалась задача по охране установленного порядка. Обязанность производительного труда ложилась на плечи трудящихся.

В свою очередь Аристотель указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. При этом Аристотель замечал, что дело это довольно хлопотное, и поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.

Основной проблемой Римской империи был сбор налогов по причине значительной удаленности отдельных частей друг от друга. С большим успехом решил эту задачу император Диоклетиан. В 284 г. н.э. он разделил империю на 101 провинцию, объединенных в 12 диоцезов, которые в свою очередь сводились в 4 географических региона, возглавляемые Диоклетианом и его помощниками. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских вопросов, однако военная власть была жестко централизована.

Начиная с эпохи Возрождения, в экономике феодального государства появляются крупные хозяйственные образования – монастырские владения, торговые дома, мануфактуры и строительные артели. В них были отражены представления того времени об управлении государством и экономикой.

Накопленный к тому времени опыт управления обобщил Никколо Макиавелли, который в своих работах касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений с подчиненными.

Идеальный руководитель, с его точки зрения, это руководитель автократичного типа, освобожденный от религиозных и моральных иллюзий. Человеческий эгоизм оправдывает жесточайшую власть над людьми, допускающую применение жестокости и насилия.

Другим течением политической и хозяйственной мысли Ренессанса считается утопизм, одним из основоположников которого является Томас Мор. В сочинении «Утопия», содержащем описание идеального острова Утопия, Мор изобразил общество, где нет частной собственности, обобществлены производство и быт; труд – обязанность всех, распределение происходит по потребностям. Мор признавал разделение труда, при этом считая, что основную работу должны выполнять рабы.

Большая заслуга в развитии представлении о государственном управлении в период, называемый индустриальным (1776 – 1890 гг.), принадлежит А.Смиту. В частности, он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. А.Смит разделил буржуазное общество на три класса: капиталисты, землевладельцы и рабочие.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ управления оказало учение Р.Оуэна. Он был первым реформатором во взглядах на управление организацией. Его вдохновляла вера в то, что сознание человека определяется его бытием и потому может изменяться в лучшую сторону. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были приличное жилье, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости. Также он запретил труд детей, не достигших десяти лет, и сократил продолжительность рабочего дня с 14 до 12 часов. Он разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Оуэн также показал, что избранный им подход позитивно влияет на производство, ибо качество производимых на его фабриках в Нью-Ланарке нитей постоянно улучшалось, а доходы Оуэна и его партнеров росли год от года. Многие его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Карл Маркс в своих трудах говорил о необходимости разделения труда, причем не просто разделении труда между наемными рабочими, но и необходимости обособления управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 г. английский математик Ч.Бэббидж разработал проект «аналитической машины» – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

История научной мысли показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в теории управления всегда зависели от развития промышленности, успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, антропология. При этом следует помнить замечание Ф.Тейлора о том, что искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение.

Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:

­ органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;

­ возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

­ развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;

­ появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению и объема сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников;

­ рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.

 

2. Этапы и школы в истории менеджмента

 

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

1. Подход с позиций выделения 4 различных школ. Здесь выделяют школы:

- научного управления;

- административного управления;

- человеческих отношений и науки о поведении;

- науки управления или количественных методов.

2. Процессный подход.

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход.

Как это часто бывает в науке, приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений.

Школа научного управления

Школу научного управления (1885 – 1920) чаще всего связывают с работами Ф.Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрейт, Генри Гантта и Гаррингтона Эмерсона.

Настоящий взрыв интереса к научному управлению произошел в 1911 году, когда американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор (1856 – 1915) опубликовал свою книгу «Принципы научного управления».

Тейлора считают отцом классической теории научного управления. Он обосновал необходимость научного подхода к управлению. Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда, по типу инженерного.

Тейлор ввел изучение рабочего времени, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время выполнения этих движений. Результаты данных исследований затем анализировались для проектирования более эффективных методов работы.

Кроме того, Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих. Им это было сделано для того, чтобы рабочие не беспокоились, что им будут платить меньше, если они выполняют свою работу слишком быстро.

Система научной организации труда Тейлора, получившая название тейлоризм, была построена на пяти основных принципах:

1. Создание научного фундамента, заменяющего старые (практические) методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профобучение (для проверки способностей работников выполнять определенные виды деятельности разрабатывались различные тесты).

3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда.

4. Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Самое эффективное использование персонала и ресурсов требует дружеской кооперации между трудом и управлением.

5. Оплата по результатам труда. Рабочие получают оплату за то, что они сделали и премируются, если они превысили установленную норму.

В соответствии с идеей общественного разделения труда Тейлор закрепил за менеджером функцию планирования, а за рабочим функцию исполнения.

Тейлор с успехом использовал на практике сформулированные им постулаты. Так, в компании «Бетлехем Стил» (в которой работал Тейлор) в результате внедрения научной организации труда и принципов научного управления производительность труда рабочих возросла в 3,5 раза.

Работы Тейлора имеют большое значение для развития теории управления. Однако в его концепции имеется очень серьезный недостаток – подход к человеку как к фактору, элементу производственного процесса (по принципу человек – придаток машины).

Идеи Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Ганнта. Он считал, что низкая производительность труда – это результат устаревшей формулировки задач и методов их решения. Поэтому необходимо усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления систем формирования задач и распределения поощрений и премий.

Ганнт разработал систему плановых графиков (графики Ганнта), позволивших осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.

Среди последователей Тейлора особенно выделяются Френк и Лилиан Гилбрейт. Все их усилия были сконцентрированы на направлении, которое позднее получило название «изучение движений». Они считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.

Гилбрейты изучали операции, впервые применив для этого кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Комплексную операцию они разбивали на отдельные движения, анализируя каждое из них. Затем ненужные, лишние движения исключались из рассмотрения, и путем суммирования простейших движений отыскивалась наиболее эффективная последовательность выполнения сложной операции.

Значительный вклад в развитие идей Тейлора внес Гаррингтон Эмерсон, которого интересовали вопросы целостной организации предприятия, эффективности функционирования отдельных промышленных отраслей, государственного управления. Он разработал систему повышения производительности, которую изложил в книге «Двенадцать принципов повышения производительности»:

1. Четко поставленные цели производства – основа эффективности работы.

2. Здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин.

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

4. Дисциплина.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Планирование и регулирование работ.

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций (стандартизация способов их выполнения и регламентирование времени).

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за производительность.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. Создавая автомобильный завод, он преследовал цель – «производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью».

Форд сформулировал основные принципы организации производства:

1. Максимальное разделение труда, специализация.

2. Широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.

3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса.

4. Регламентированный ритм производства продукции.

5. Механизация транспортных операций.

На основе этих принципов появилась возможность создания поточного производства. Первый конвейер был пущен в 1913 году, экономический эффект от его внедрения превзошел все ожидания.

Форд заменил ручной труд машинным, заботился о своих рабочих, об их благополучии, а главное – постоянно заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременным регулярным снижением продажной цены.

В целом, заслуга Тейлора и его последователей заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Классическая (административная) школа

Если научный управленческий подход в основном был нацелен на эффективность производства, то административный управленческий подход (1920 – 1950) был направлен на совершенствование управления организацией в целом. Целью приверженцев административного подхода было создание универсальных принципов управления. Представители административной школы в управлении, а именно – А.Файоль, Л.Урвик, М.Вебер имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Один из наиболее видных представителей административного подхода Анри Файоль (1841 – 1925) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль. Все эти функции относятся к административным операциям, протекающим на любом предприятии.

Кроме того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко используются в современной теории и практике управления. Принципы управления, по мнению Файоля, это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Вот эти принципы:

1. Разделение труда, т.е. специализация.

2. Полномочия и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единоначалие.

5. Единство направления (руководства).

6. Подчиненность личных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (ряд лиц, стоящих на руководящих должностях от верхнего до нижнего уровня управления).

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Стабильность рабочего места для персонала.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Файоль первым перестал рассматривать управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.

Линдал Урвик внес значительный вклад в развитие классической школы управления. Он уделил большое внимание разрабо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: