Для проверки учитель называет последовательность чисел на каждом маршруте движения:
а) 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46;
б) 50, 48, 46, 44, 42, 40, 38, 36, 34, 32, 30, 28, 26, 24, 22, 20, 18, 16, 14, 12, 10, 8.
Упражнение «Кто быстрее?»
Учащиеся выполняют задание 4 в рабочей тетради.
Рекомендуется, чтобы все учащиеся начали выполнение задание одновременно, а учитель отмечал время выполнения задания. После взаимопроверки правильности выполнения задания с использованием ответов в конце рабочей тетради определяются победители: учащиеся, которые прошли лабиринт безошибочно и быстро.
Переменка 1
Проводится в виде дидактической игры на распределение внимания «Острый слух».
Ученики по очереди становятся водящими, поворачиваясь спиной к остальным учащимся. По сигналу учителя двое, затем трое (четверо) учащихся одновременно произносят любое число, название которого состоит из одного слова (например: «четыре», «двенадцать», «шестьдесят», «триста», «тысяча» и др.). Водящему надо повторить все названные числа.
Упражнение «Продолжаем числовые ряды»
Учащиеся выполняют задание 5 в рабочей тетради сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно (для проверки используют ответы в конце рабочей тетради).
Упражнение «Какое число пропущено?»
Учитель сообщает, что закономерности также могут быть представлены в виде рисунков.
Учащиеся выполняют задание 6 в рабочей тетради. Возможна парная или групповая форма выполнения задания.
Возможные ответы к заданиям:
а) 49 (число на трубе равно сумме чисел в окне и на колесах);
б) 20 (число на двери равно разности суммы чисел в окнах и числа на крыше);
в) 20 (число в круге равно разности суммы чисел в серых секторах и суммы чисел в белых секторах);
г) 7 (число в угловом квадрате равно уменьшенной на 10 сумме чисел в боковом и верхнем квадратах).
Переменка 2
Рекомендуется проведение упражнений на координацию движений «Делаем одновременно». Учащимся надо одновременно отбивать носком правой ноги два, а носком левой — три удара. Затем правой ногой выполнять круговые движения «от себя», а правой рукой — круговые движения «к себе». Потом левой рукой гладить себя по голове, а правой рукой выполнять круговые движения по животу. После этого левой рукой имитировать движение «гладим утюгом», а правой — «забиваем гвоздь молотком».
Упражнения в указанной последовательности можно повторить несколько раз.
Творческое задание «Составляем закономерности»
Учащиеся выполняют задание 7 в рабочей тетради.
Составленные учащимися числовые ряды можно в дальнейшем использовать на уроках математики.
ЗАНЯТИЕ 12 ПОЗИЦИОННЫЕ И НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫСЧИСЛЕНИЯ. АБАК. РИМСКИЕ И АРАБСКИЕ ЦИФРЫ | |
Краткое содержание:занятие нацелено на формирование элементарных понятий о позиционной и непозиционной системах счисления, на развитие представлений о десятичной записи чисел. Примечание: для проведения занятия нужныдемонстрационные палочки-спички (полоски бумаги в форме спичек) на магнитной основе, рисунок абака на доске, магниты двух цветов — у учителя; счетные палочки — у учащихся. |
Методические рекомендации
Разминка
Разминка проводится в виде дидактической игры «Считаем внимательно». Учитель демонстрирует рисунок, на котором в произвольном порядке изображены узелки, камушки и бусины (ПРИЛОЖЕНИЕ 30).
Учащиеся делятся на три группы: первая группа считает косточки, вторая — камушки, третья — бусины. Счет ведется по рисунку: первая группа называет «Одна косточка», «Две косточки», вторая группа — «Один камушек», первая группа — «Три косточки», третья группа — «Одна бусина», «Две бусины», первая — «Четыре косточки», вторая — «Два камушка», «Три камушка» и т. д.
Затем учитель сообщает, что в древности камушки, бусины, косточки использовались при счете, и спрашивает, известны ли ученикам слова «микрокалькулятор», «абак», «счеты». После ответов учащихся можно обобщить: микрокалькулятор — это современный вычислительный прибор, которым люди пользуются при вычислениях; абак и счеты — приспособления, которые облегчали вычисления в древности. При этом можно продемонстрировать рисунок, на котором изображены современные калькуляторы (ПРИЛОЖЕНИЕ 31).
Интересно знать | ||
Абак — это древнейшее счётное приспособление, а счеты — одна из разновидностей абака. У разных древних народов абаки были разные. Но идея устройства абака одинаковая: на счетном поле размещают счётные предметы, которые при счете перемещают по определённым правилам. Эта идея счета объединяет греческий и римский абаки, китайский суан-пан и японский соробан, английскую линейчатую доску и русские счёты (учитель демонстрирует соответствующие изображения (ПРИЛОЖЕНИЕ 32)). Можно обратить внимание учащихся, что слово «калькулятор» произошло от названия римского абака «калькули» («камушек»). | ||