Екатерина Павловна Уйданова
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск,Россия
THE GENERAL ISSUE OF GIFTED CHILDREN
Ekaterina Pavlovna Uydanova
Novosibirsk state pedagogical University
Novosibirsk,Russia
Когда мы говорим о детской одаренности, то имеем в виду некое соединение особенностей генетики и влияние внешней среды. Микросреда, в которой развивается ребенок, является собирательным понятием, включающим в себя: семью, школу, сверстников и т.д. Очень важно, чтобы микроклимат в семье, в школе, в отношениях между сверстниками – был оптимальным для растущих детей с ранимой психикой. У одаренных детей, как у «белых ворон» зачастую, может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, педагогу необходимо создать условия для воспитания всесторонне – развитой личности. Как следствие, дети, будь они одаренные или «заурядные» будут стремиться строить взаимоотношения между собой, опираясь на уважение друг к другу, терпение, доброжелательность и т.д.
В сфере психосоциального развития факторами проблемы одаренностью детей дошкольного возраста являются следующие особенности: самоактуализация. Стремление ребенка к самоактуализации проявляется уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.
В психологии под понятием самоактуализация имеют ввиду- стремление человека реализовать свои личностные возможности.
Данной проблемой самоактуализации занимался известный американский психолог А.Маслоу.
По его словам, стремление к самоактуализации – это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать свои способности, свою сущность.По мнению А.Маслоу, у людей склонных к самоактуализации, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этой особенностью они отличаются от людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает.
|
В условиях «внутреннего» и «внешнего» обучения, главная задача педагогов- помочь ребенку обнаружить то, что в нем закалено, а не обучать «отливая» в определенную форму.Рассмотрим особенности психосоциального развития одаренных детей.Такое качество как перфекционизм тесно связано со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к совершенству.Такая внутренняя потребность в совершенстве результатов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных этапах.
Следующая особенность психосоциального развития – это социальная автономность. Считается одной из основных особенностей одаренных детей.
Для ребенка характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.
Чем нижу уровень педагогической квалификации учителей, чем менее тактичны и внимательны родители, тем больше количества проблем.
Неприязнь к традиционному обучению у творчески одаренных детей приводит к плохой успеваемости.
Далее перейдем к особенности психосоциального развития это эгоцентризму.Это качество свойственно и взрослым, если их эгоцентризм производное эгоизма, то эгоцентризм ребенка определяется неспособностью его встать на позиции другого, по причине ограниченного опыта. Следующая особенность ребенка, берущая на себе роль руководителя и организатора групповых игр и дел.
|
Основная причина склонности ребенка к командованию сверстниками его интеллектуальное превосходство над другими, гибкость и быстрота мышления.Склонность одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи: Н.Гольдман, К.Джонстоун, М.Партен,Э.Чудновский, В.С.Юркевич и др.
«Через соревнование ребенок формирует собственное предстваление своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать (К. Абромс, А.Карне, К.Т.Экенс). В качестве одной из основных особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость.
Способность детей улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственными им эгоцентризмом, приводит к тому что они все принимают на свой счет.
Способность видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека.
В заключении хочу сказать, что творческий дар нужно постоянно обогащать, «возделывать».Одаренность существует только в динамике, она или развивается, или угасает. Поэтому одаренному человеку нужно всегда двигаться вперед, не оставаться на достигнутых результатах, максимально самосовершенствоваться, ведь творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности.
Литература: