Краткий экскурс в Историю возникновения и использования понятия и термина «ПАРАДИГМА» (до Куна и после).




Сегодня принято считать, что парадигмальный подход в образовании является наиболее продуктивным.

Несколько определений понятия «парадигма»

1 )Парадигма (от греч. пример, образец) - понятие, используемое в антич. и ср .- век. философии, для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира (Примеры: Платоновская и Аристотелевская П-мы; П. Аврелия Августина и Ф.Аквинского. Позже – Марксистская П., идеалистические парадигмы).

 

2) Парадигма - теория ( или модель постановки проблем ), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. (Словари, Учебники)

Парадигма –теория или модель постановки проблемы, принятая научным сообществом в качестве образца решения исследовательских задач. (Т.Кун)

4) Парадигма – глобальный методологический подход, включающий в себя множество (или несколько) непротиворечивых методов, создающий особую картину мира. Эта картина в различные исторические периоды может быть господствующим (или сопутствующим) мировоззрением (Пример: идеализм, материализм, марксизм, либерализм, консерватизм (традиционализм) и т.д.) (Е.М.Прошина. Лекционный курс по ИПМ))

Известно, что термин «парадигма» широко использовался в истории политической и философской мысли, начиная с античности. Однако, в современной политологической литературе существует весьма авторитетная позиция, утверждающая, что введение этого термина в современную политическую науку связано именно с его трактовкой Т.Куном.

Т.Кун - американский историк науки (физики), автор сочинения «Структура научных революций» 1962. (русский перевод – в 1975).

По Куну, «Научная парадигма — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие «П.» тесно связано с понятием научного сообщества: П. — то, что принимается научным сообществом, т.е. сообществом ученых, принимающих одну Парадигму. … Парадигма - то, что дает модель постановки проблем и их решений научному сообществу (Марксисты. Традиционалисты Либералы. Консерваторы)».

«Смена парадигм представляет собой революцию в науке». (Марксистская П., Веберовская П. и т.д.)

Трактовка Куном понятия П. вызвала дискуссию, в ходе которой отмечалась неоднозначность этого понятия ( К. Поппер, И. Лакатос, М. Мастерман и др .). Эта дискуссия заставила его частично пересмотреть свою концепцию и разработать понятие «дисциплинарной матрицы»* и её компонентов (1. символич. обобщения, 2. метафизич. части П ., 3. ценности и 4. собственно образцы решения исследоват ельских задач ).

Обратим особое внимание на 4-е значение (компонент) матрицы (от лат. – матка, источник): совокупность однородных предметов, информационных данных, расположенных в определенном порядке и служащих в качестве образца, модели для получения серии каких-либо явлений или предметов.

 

Краткий экскурс в Историю возникновения и использования понятия и термина «ПАРАДИГМА» (до Куна и после).

(Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие; название, имя понятия ):

Античность:

Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные образцы, обладающие подлинным существованием: демиург создаёт всё существующее, взирая на неизменно сущее как на образец, или первообраз Тимей » 28 а, 37 cd и др .). Эта линия в трактовке идеи как Парадигмы, образца, нашла своё продолжение в неоплатонизме, в рамках которого выдвигались различные толкования соотношения демиурга (творца), образца и идей;

В ср .- век. философии:

эта линия выразилась в учении об эманации бога в творении им мира по своему образу и подобию.

 

В нем. классич. идеализме: учение о П. развёртывается в плане анализа принципов внешнего и внутр еннего единства различных формообразований, в учении о первообразе или прообразе системной организации всех тел. Согласно Шеллингу и Гегелю, принципы упорядочивания и целостной организации природных тел характеризует духовный, идеальный прообраз.

В марксистской литературе понятие П. используется при анализе процессов художеств. и науч. творчества ( художеств. канонов, стилей в искусстве и стилей мысли в науке и пр .).

К. Маркс и Ф. Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве образцов и выдвигались на первый план в концепциях науки: если Ф. Бэкон видел в качественной физике основу естественных наук, то Гоббс провозглашал геометрию «главной наукой» ( см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч ., т .. 2, с. 142 43 ).

А. Грамши, критикуя позитивистский сциентизм, отмечал, что длительное время наука отождествлялась исключительно с естественными науками. «Экспериментальные и естественные науки являлись в определенную эпоху "моделью", "образцом"; и поскольку общественные науки (политика и история ) стремились найти объективную основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им такую же точность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к ним и обращались при создании языка общественных наук» ( Грамши А ., Избр. произв ., М ., 1980, с. 305 ). Признавая общие принципы деятельности учёных, определенные культурные стандарты, эталоны и методологические регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследовательских задач внутри отд ельных научных дисциплин, марксистская методология науки отвергала унификацию реального методологического и предметного многообразия научных дисциплин, попытки построения некоторой нормативной методологии науки.

В философию науки понятие «парадигма» было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение это понятие приобрело после работ амер. историка физики Т.Куна.

Сегодня понятие П. используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания ( допарадигмального, т. е. периода, когда не существует теория, признанная науч. сообществом, и парадигмального ), для анализа науч ных революций.

Литература:

Лосев А. Ф., История античной. эстетики, [т. 3]— Высокая классика. М., 1974; его же, История антич. эстетики, [т. 6] — Поздний эллинизм, М., 1980;

Грязнов Б. С., Философия «Парадигмы» Т. Куна, «Природа», 1976, № 10;

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

См. также статью: Хомич Е.В. «Парадигма» в Всемирной энциклопедии «Философия ХХ век». М.-Минск 2002, с.553. В ней за идеями Куна признан «подлинный приоритет».

(Ср. с текстом Огурцова в Интернете)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: