Церковная реформа и церковный раскол.




Россия в XVII в.

 

Правление Михаила Федоровича (1613-1645) было не совсем самостоятельным. В начале царствования Михаил советовался со своей матерью – инокиней (монахиней) Марфой, в миру Ксения Романова. Однако в 1619 г. из польского плена вернулся отец государя – патриарх Филарет (он был наречен патриархом еще в Тушино, в лагере Лжедмитрия II) – он же в миру назывался Федор Никитич Романов.Волевой и властный человек, патриарх Филарет распустил Земские соборы и присвоил себе титул «великого государя и патриарха ». Он стал соправителем своего сына Михаила.

Характерная черта XVII в. – это эволюция от сословно-представительной монархии в сторону абсолютизма в правление Алексея Михайловича.

В течение 1613-1619 гг. непрерывно заседали Земские соборы. Русский народ, почувствовав свою силу в годы Смуты, пытался активно участвовать в государственном управлении.

Важнейшей задачей правительства первых Романовых была борьба с последствиями Смуты – с «великим московским разорением» и восстановление системы налогообложения..

Налогообложение. Последствие «порухи» 70-80-х гг. XVIв. и Смутного времени стало резкое сокращение населения, запустение сел и деревень, уменьшение доли пашенных земель. Как следствие, казна опустела, налоги платить было некому. Правительство начало реформы налогообложения:

С 1620-х гг. правительство приступило к составлению новых писцовых книг – описанию всех земельных владений государства. Описание должно было установить степень разорения хозяйств и возможности для уплаты налогов. Составление книг было в интересах дворян, так как подтверждались владельческие права дворян в отношении крестьян.

Вводилась новая система налогообложения – определенное количество крестьянских дворов «живущая четверть ». Раньше, со времен Ивана Грозного налоги взимали с сохи – определенного количества обрабатываемой земли.

Причина данного изменения: резкое сокращение количества обрабатываемой земли и, как следствие, снижения притока налогов в казну. Однако и недоимки по сборам с «живущей четверти» были огромны – свыше 1 млн рублей через 45 лет.

Основные налоги, взимаемые с податного населения: стрелецкие деньги (на содержание служилых людей по прибору), ямские деньги (на содержание почтовой ямской гоньбы), полоняничные деньги (на выкуп пленных из Крыма и Турции).

Позднее, уже при Федоре Алексеевиче в 1678-1679 гг. –будет проведена очередная перепись населения и введено подворное налогообложения. Единицей обложения стал крестьянский двор. Это было связано с ростом численности населения во второй половине XVII в.

В XVII в. происходит значительное расширение территории России за счет освоения Сибири, Приуралья, Левобережной Украины и южного Черноземья. Вся территория делилась на уезды, около 250 к концу столетия. Уезды делились на волости и далее на станы, центром стана было село. Численность всего населения к концу столетия составляла 10,5 млн человек.

Город и городское население. Основную массу городского населения составляли торговцы и ремесленники, жители слобод и посада. Городов было свыше 200. В Москве жило 200 тысяч человек, в основных городах от 1500 до 4000 человек.

Их числа торгового населения выделяется привилегированные слои:

- гости – богатые и привилегированные купцы, имевшие право покупать вотчины. Численность гостей возросла в течение века от 30 до 80 человек.

- торговые люди гостиной и суконной сотни – купцы среднего достатка, имевшие привилегии в торговле.

В городах развивается ремесло и переходит к мелкому товарному производству. То есть ремесленники работают не только для собственных нужд и на заказ, но и для рынка.

Зарождается специализация регионов на производстве определенного вида продукции:

- хлебопроизводящие районы: Кострома, Галич, Рязань, Орлов.

- производство льна и пеньки (холстов и канатов) – Новгород, Псков, Нижний Новгород.

- производство кож: Казань, Ярославль.

- центры металлообработки (работали на привозном железе): Москва, Тула, Великий Устюг, Тихвин.

В XVII в. появляются мануфактуры – предприятия, основанные на ручном (manus - рука) ремесленном труде и на разделении труда. Первые казенные мануфактуры – Пушкарский и Монетный двор – возникли еще ранее, в XVI в. В течение XVII в. было построено около 30 предприятий, в том числе:

- металлургические заводы на Урале, под Тулой;

- кожевенные предприятия в Казани и Ярославле;

- текстильные – в Москве (Хамовный двор).

Большое значение в торговой жизни приобрели ярмарки:

- Макарьевская под Нижним Новгородом, куда стекались купцы из Нижнего Поволжья;

- Свенская в районе Брянска, центр торговли с Польшей;

- Ирбитская под Тюменью, куда привозились хлопковые и шелковые ткани из Китая и Бухары.

Ввозили в Россию: сукно (шерстяная ткань), металлы, оружие, дороги ткани, предметы роскоши.

Вывозили из России: хлеб, кожи, меха (из Сибири), лес, пеньку, полотно, воск.

Через Астрахань шла торговля с Хивой, Бухарой и Персией, то есть со странами Востока.

Через Архангельск (замерзающий порт) шла торговля со странами Запада (Англией, Голландией, Францией).

Иностранные кампании пытались захватить в свои руки скупку иностранных товаров. Поэтому в середине столетия российское правительство предпринимает меры для защиты российских купцов. Новоторговый устав 1667 г.: вел высокие пошлины на иностранные товары. Вести оптовую торговлю иностранные купцы отныне могли только в пограничных торговых центрах.

Расширялся обмен товарами между отдельными российскими регионами, что свидетельствовало о складывании общероссийского рынка.

Царствование Алексея Михайловича (1645-1676) получило название «бунташный» век. Причины массовых народных волнений и бунтов крылись в следующем:

1) закрепощение крестьян (Соборное Уложение 1649 г.) и рост их повинностей;

2) усиление налогового гнета, в том числе из-за активной внешней политики (постоянные войны с Швецией, Польшей, Турцией);

3) попытка ограничить казачьи вольности;

4) церковный раскол и преследования старообрядцев.

В начале царствования Алексея Михайловича у власти находилась придворная группировка: боярин Борис Иванович Морозов (они с царем породнились, женившись на родных сестрах Милославских), дьяки Н. Чистой, П. Траханиотов, Л. Плещеев. Эта придворная клика проводила крайне непопулярную налоговую политику.

Соляной бунт 1648 г. в Москве. В 1646-1647 гг. был повышенный налог на соль. Продажи соли упали, одновременно сократились поступления в казну. В итоге, в 1648 г. правительство решило собрать недоимки (долги) по всем налогам. И народ восстал: Плещеева и Чистого растерзала толпа, Траханиотов был казнен, Морозов сослан из Москвы. Несколько дней толпа громила дворы бояр. Стрельцы подавили это восстание. Одним из его итогов был созыв Земского собора. На Земском соборе в 1649 г. было принято Соборное Уложение – свод законов Российского государства, означавший политическую победу дворянства. Соборное Уложение прикрепило крестьян к земле и установило бессрочный сыск беглых. Так было юридически оформлено крепостное право.

В 1650 г. вспыхнуло восстание в Пскове, а затем в Новгороде из-за правительственной спекуляции хлебом на северо-западе России. Псковичи сложили оружие только благодаря уговорам особой делегации Земского собора. Новгородское восстание было подавлено стрелецкими войсками.

Медный бунт 1662 г. в Москве. В 1654 г. в связи с начавшейся войной с Польшей и острой нехваткой денег в казне правительство начало чеканить медные деньги, приравненные к серебряным. За несколько лет медные деньги сильно обесценились из-за их обилия, фальшивомонетничества. Налог собирался серебром, а жалованье выдавалось медью. Все это вкупе с обнищанием населения вызвано очередной бунт. Многотысячная толпа отправилась к царю в подмосковное село Коломенское. Пока царь вел переговоры с толпой, подтянулись стрельцы и устроили погром. Много людей погибло – 7 тысяч. Итог: медные деньги перестали чеканить и вообще изъяли из обращения.

Церковная реформа и церковный раскол.

Причинами церковной реформы середины XVII в. стали:

1) укрепление нравственных устоев духовенства;

2) установление одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Тем более, что укрепились связи России с православными народами бывшей Византийской империи и с Украиной.

Предпосылки:

а) возникновение теории «Москва – третий Рим», последний оплот православия.

б) возникновение Кружка ревнителей благочестия под руководством Стефана Вонифатьева (личный духовник царя Алексея Михайловича). Кружок сложился в 1640- е гг. и в него входили Никон, протопоп Аввакум. Обсуждалась в нем необходимость изменений в церковной службе и богослужебных книгах. Возник спор, по какому образцу производить эти изменения: по старорусским или греческим (так считал и Никон) книгам?

В 1652 г. Никон был избран патриархом. Алексей Михайлович ценил и уважал Никона, называя его своим «собиным другом» (особенным).

Взяв за образец греческие книги и обряды, Никон начал церковную реформу: отныне крестились тремя перстами (а ранее двумя); Иисус писалось через две буквы «и» (а ранее с одной «и») и т.д. Все нововведения были поддержаны светской властью и утверждены Церковным собором 1656 г.

Результат. Реформы вызвали недовольство и неприятие части бояр и духовенства, а также части рядового крестьянского населения. Произошел раскол русской православной церкви на сторонников реформ Никона и старообрядцев. Идейным вождем старообрядцев или раскольников стал протопоп Аввакум.

Официальные власти жестоко преследовали старообрядцев. Вслед за расколоучителями народ устремился на Поморский Север, на Урал, в Сибирь, где возникли массовые старообрядческие поселения. Оплотом старообрядцев стал Соловецкий монастырь, оборонявшийся от правительственных войск в лет (1668-1676). После взятия монастыря протопоп Аввакум и его единомышленники были схвачены и брошены в земляную тюрьму на 14 лет, а затем сожжены заживо, поскольку от своей старой веры не отреклись. После такой кази среди раскольников распространились массовые самосожжения – «гари».

Никон добился титула «великого государя и патриарха» (как когда-то Филарет) и пытался поставить священство выше царства. Алексей Михайлович к нему охладел. И когда в 1658 г. Никон покинул столицу, объяв, что не хочет быть московским патриархом, а желает быть патриархом Руси, царь его не удерживал. В 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь в Вологду. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (который ранее был выстроен по его проекту).

Крестьянско-казачье восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина. Было два этапа восстания:

1667-1669: обычный казачий поход за зипунами – отряд Разина, в основном из беднейшего казачества (голытьбы) совершил набег на владения персидского (иранского) шаха, ограбил прикаспийские города от Дербента до Баку, и возвратился с богатой добычей на Дон.

1670-1671: антиправительственное восстание под руководством Степана Разина. Цели: разгромить бояр и дворян, уничтожить крепостное право и ввести повсеместно казачью вольницу. Эта «программа» восставших была изложена в «прелестных письмах» Разина, чтобы прельщать, то есть привлекать народ. Состав восставших: казаки, крестьяне, посадские люди, волжские бурлаки, мелкие служилые люди, нерусские народы Поволжья (чуваши, татары, мордва, марийцы).

Разин взял Царицын, затем Астрахань и двинулся вверх по Волге. Самару и Саратов взял без боя. Основные сражения развернулись под Симбирском, где разинцы и были разбиты правительственными войсками. Раненого Разина вывезли на Дон, откуда его и выдали правительству зажиточные (домовитые) донские казаки. Разина пытали и казнили в 1671 г. на Красной площади в Москве. Остатки его армии были разгромлены. Итогом это восстания было:

- уменьшение казачьей вольницы: казаки присягали на верность русскому царю;

- укрепление местной воеводской власти;

- распространение крепостничества на южные окраины России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: