III. Технологические операции




Введение

Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов, вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной культуры личности, актуализируя тем самым задачи ее формирования.

Владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации является структурным элементом информационной культуры педагога.

Овладение методом аннотирования позволит педагогу развить знания, умения, навыки по информационному самообеспечению многогранной профессиональной деятельности педагогов; содействовать росту их учебно-методической квалификации.

Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. Аннотирование имеет целью сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания и представляет собой сложный процесс, сопряженный со значительными интеллектуальными и временными затратами.

Умение аннотировать предполагает специальную подготовку.

 

 

I. Общие положения

Назначение данной методики заключается в снижении субъективности действий человека, преследующего цель извлечь наиболее важные сведение из первичного документа и представить их в сжатом виде; в повышении качества подготавливаемых вторичных документов; снижении временных и интеллектуальных затрат на их подготовку.

Предлагаемая методика рассчитана на первичное ознакомление с большим количеством документов и позволяет принять решение о необходимости их дальнейшей, более глубокой переработки и усвоения. Практически используется при подготовке докладов и сообщений, рефератов, обзоров. Также может быть использована при организации руководства курсовых и дипломных работ.

Объектом аннотирования могут быть научные, учебные, справочные, нормативные, официальные издания; документы большого объема: сборники, собрания сочинений.

Целью предложенной методики является алгоритмизация действий человека при анализе текста научного документа для выявления его основного смыслового содержания.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Она, как правило, состоит из простых предложений.

Различают справочные и рекомендательные аннотации.

Справочная аннотация уточняет неясное заглавие и сообщает в справочных целях сведения об авторе, содержании, жанре и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании.

Рекомендательная аннотация призвана активно рекламировать документы, заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в необходимости прочтения документа. Поэтому в рекомендательных аннотациях имеют место дидактическая направленность, педагогические рекомендации, методические советы и т.д. Рекомендательные аннотации должны быть написаны живым и доступным языком. По объему значительно превосходят справочные аннотации.

В предложенных рекомендациях подробно рассматривается методика составления справочной аннотации, а также даны примеры рекомендательной аннотации.

Методика разработана на кафедре технологии автоматизированной обработки информации Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

В качестве основного метода при построении аннотации используется формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении аннотации заранее задаются некоторые формальные правила:

Ø определяются элементы структуры издания, которые подлежат анализу с целью извлечения информации для составления справочной аннотации;

Ø определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав аннотации;

Ø приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре аннотации аспекты содержания;

Ø задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в аннотацию.

 

 

II. Основные понятия

Аспект содержания – относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством.

Индикаторы – устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание читателей на отдельных фрагментах текста.

Маркеры – характеристические слова или словосочетания, однозначно определяющие тот или иной аспект содержания. Каждый аспект обладает своим специфически набором маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий.

 

III. Технологические операции

 

1. Составление библиографического описания первичного документа.

Библиографическое описание на первичный документ составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

2. Анализ текста первичного документа

В связи с особенностями объектов аннотирования (достаточно большой их объем) процедура аннотирования предполагает не чтение, а лишь просмотр первичного документа. Важнейшая роль при этом отводится анализу справочного аппарата издания (титульный лист, предисловие, послесловие, содержание (оглавление), из которых извлекаются основные сведения для составления справочной аннотации. Используя маркеры, приведенные в таблице «Аспект-маркер» (приложение 1) осуществить анализ элементов справочного аппарата.

Пользуясь оглавлением (содержанием) первичного документа, дать характеристику его смыслового содержания (тематики).

Данная процедура выполняется путем перечисления всех основных разделов, частей, тем, глав первичного документа с помощью перечня возвратных глаголов (или кратких страдательных причастий), приведенных в приложении 2. При этом необходимо соблюдать основное требование – соразмерность и последовательность в раскрытии содержания первичного документа, отсутствие «скачков» при перечислении глав и разделов. Например, недопустимо включать в аннотацию названия отдельных глав, если в целом характеристика смыслового содержания документа дается на уровне названия разделов.

На основе оглавления (содержания) первичного документа выявить наличие указателей (авторского, предметного и др.), списка литературы. Дать их характеристику, используя маркеры, приведенные в приложении 1.

3. Синтез текста

Исходя из заданной структуры справочной аннотации (см. приложение 1), определить состав и последовательность изложения аспектов содержания, выявленных в ходе анализа справочного аппарата первичного документа. Пользуясь списком аспектов, подлежащих обязательному включению в реферат, определить предложения, которые войдут в состав вторичного документа.

4. Редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений

Отредактировать текст справочной аннотации с целью достижения четкости и ясности изложения. При этом стоит соблюдать следующие правила:

Ø не допускается использовать громоздкие синтаксические конструкции;

Ø запрещается использовать шаблонные словосочетания, ничего не добавляющие к сведениям, содержащимся в тексте аннотации. Они подлежат замене краткими формами. Например, выражение типа «В данной монографии рассматривается…», «Автор пособия анализирует…» и т.п. должны быть заменены краткой формой «Рассматривается», «Анализируется» и т.п.

Ø нельзя повторять в тексте аннотации сведения из заглавия первичного документа без дополнительных объяснений и толкований.

5. Запись и оформление аннотации

Образцы аннотаций приведены в приложении 4. Примерные планы-макеты представлены в приложении 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: