Программа «Бакалавр»
“Отечественная история
2017/2018 учебный год (1-й семестр)
Преподаватель: аспирант Бителёв Иван Александрович
Количество часов: 34 часа
Консультации: телефон: 8-916-485-44-20, e-mail: ivanbitel@yandex.ru.
Концепция курса
Объектом изучения курса является история России с древнейших времен до начала ХХI века. Предметом изучения – этапы развития государственности, экономики и общества, общие и особенные факторы, определявшие ход российской истории в контексте всемирной истории. Курс состоит из 2-х разделов: 1) Россия с древнейших времен до конца XIX в.(34 часа, включая 2 часа для письменной аттестационной работы), 2) Россия с начала ХХ века до начала ХХI века (36 часов, включая 2 часа для письменной аттестационной работы). Первый раздел читается в первом семестре, второй раздел – во втором семестре. В середине каждого семестра предполагается проведение аттестационной письменной работы. По окончанию первого семестра проводится письменный зачет, по окончанию второго семестра – письменный экзамен по всему курсу.
Цели курса
Целью курса является создание у студентов представлений об истории российской государственности как о процессе отстаивания российским народом суверенного права на использование имеющихся ресурсов развития. Материал курса должен подвести студентов к осознанию, что Россия на всех этапах своей истории обладала и обладает своими национально-государственными интересами, понимание которых объединяет страну вокруг общих целей.
Целью данного курса является формирование у обучающихся следующих компетенций:
Общенаучные и общекультурные компетенции:
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | ОК-2 | |
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | ОК-4 | |
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | ОК-5 | |
Способность к самоорганизации и самообразованию | ОК-6 | |
Уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальная ответственность, честность и пунктуальность | ОК-9 | |
Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | ОК-11 | |
Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию | ОК-12 | |
Способность самоуправления, включая постановку целей; принятие решений; построение программы действий, направленной на достижение целей; способность к фокусированию и концентрации; умение осуществлять планирование и управление ресурсами; способность к работе в условиях многозадачности и стрессовых ситуации | ОК-14 | |
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией | ОК-19 | |
Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах | ОК-20 | |
Общепрофессиональные компетенции:
Способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | ОПК-4 |
Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | ОПК-7 |
Профессиональные компетенции:
Способность участвовать в управлении проектом | ПК-6 |
Способность анализировать основные проблемы и тенденции развития экономики и бизнеса в масштабах России и мира | ПК-21 |
3. Образовательные результаты
Студенты должны знать ключевые факты и обстоятельства их возникновения политического, социально-экономического и культурного развития России с древнейших времен и до наших дней. Им должны быть известны имена людей, внесших значительный вклад в историю Отечества, а также им необходимо ориентироваться в хронологии процессов и событий.
Образовательные результаты:
- позволяют студентам усвоить как академические, так и специальные навыки. К числу первых относятся навыки выявления причинно-следственных связей рассматриваемых событий отечественной истории, а также способность к их самостоятельной исторической оценке с позиций гражданственности и патриотизма.
- должны соответствовать образовательным задачам прививания навыков анализа и системного восприятия окружающего мира;
- должны дать представление потенциальным работодателям и другим заинтересованным сторонам о широте кругозора и творческих способностях, которыми будет обладать студент, изучивший данный курс. В русле же актуализации профессиональной подготовки студентов особое внимание предполагается уделить формированию у них навыков анализа социально-экономических процессов и особенностей деловых, предпринимательских отношений в России на разных этапах ее истории.
Студент, изучивший данный курс, должен:
Знать/понимать | Уметь | Владеть навыками и/или опытом | |
ОК-2 | Знать основные этапы и закономерности исторического развития российского общества | Владеть навыком анализа процесса социально-экономического развития | |
ОК-4 | Знать основы научно-академической и деловой дискуссии | Иметь способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Владеть опытом коммуникации в устной и письменной формах на русском языке и решением задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОК-5 | Уметь работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Владеть опытом работы в коллективе | |
ОК-6 | Уметь организовываться и заниматься самообразованием | Владеть опытом самоорганизации и самообразования | |
ОК-9 | Знать основы академической и трудовой дисциплины | Уметь соблюдать академическую и деловую этику | Владеть опытом и навыками уважительного отношения к академической и трудовой дисциплине, иметь индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность |
ОК-11 | Знать основы логической аргументации | Уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Владеть опытом логически верной, аргументированной устной и письменной речи |
ОК-12 | Уметь личностно и профессионально развиваться | Владеть опытом и навыком стремления к личностному и профессиональному саморазвитию | |
Ок-14 | Уметь ставить цели; уметь принимать решения; строить программы действий, направленной на достижение целей; уметь фокусироваться и концентрироваться; уметь осуществлять планирование и управление имеющимися ресурсами; уметь работать в условиях многозадачности и стрессовых ситуации | ||
Ок-19 | Уметь получать, хранить, перерабатывать информацию, уметь работать с компьютером как средством управления информацией | Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией | |
ОК-20 | Знать основные информационные ресурсы, необходимые для исторических исследований | Уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах | Владеть навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах |
ОПК-4 | Знать основы методики публичных выступлений | Уметь осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | Владеть навыками публичных выступлений, совещаний, электронной коммуникации |
ОПК-7 | Уметь решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | ||
ПК-6 | Уметь участвовать в управлении проектом | Владеть опытом в управлении проектом | |
ПК-21 | Знать основные проблемы и тенденции развития экономики и бизнеса в масштабах России и мира | Уметь анализировать основные проблемы и тенденции развития экономики и бизнеса в масштабах России и мира | Владеть опытом анализа основных проблем и тенденций развития экономики и бизнеса в масштабах России и мира |
4. Методы обучения
Обучение в рамках данного курса включает в себя аудиторные занятия и самостоятельную работу студента.
Аудиторные занятия включают лекционную, интерактивную, презентационную часть. Самостоятельная работа включает индивидуальную и групповую.
Занятия включают в себя следующие элементы:
Лекции – систематизированное изложение основного материала по теме занятия, предоставляющее студенту целостное представление конкретного исторического периода. Включают в себя наводящие вопросы аудитории, позволяющие развивать аналитические и коммуникативные навыки студентов.
Дискуссии – интерактивный формат, позволяющий студентам развивать аналитические и коммуникативные навыки и способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (общекультурная компетенция 2), способность Способностью анализировать основные проблемы и тенденции развития экономики и бизнеса в масштабах России и мира (профессиональная компетенция 21), уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность (общепрофессиональная компетенция 9)
Презентация индивидуального проекта – представление сообщения, или краткого доклада по вопросу, более узкому чем тема занятия, что позволяют слушателям углубить знания по конкретному историческому периоду, а докладчику обрести навыки самостоятельной исследовательской работы, коммуникации, презентации и публичных выступлений (общепрофессиональная компетенция 4), уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность (общекультурная компетенция 9), способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (общепрофессиональная компетенция 7), способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (общекультурная компетенция 2), способность к самоорганизации (общекультурная компетенция 6), умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (общекультурная компетенция 11), научиться основным методам, способам и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (общекультурная компетенция 19) и обрести способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (общекультурная компетенция 20) и поддерживающее стремление к личностному и профессиональному саморазвитию студента (общекультурная компетенция 12)
Презентация группового исследовательского проекта – представление исследовательской работы (реферата), позволяющее докладчикам обрести навыки самостоятельной исследовательской работы, коммуникации, презентации и публичных выступлений (общепрофессиональная компетенция 4), уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность (общекультурная компетенция 9), способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (общепрофессиональная компетенция 7), способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (общекультурная компетенция 2), умение работать в коллективе (общекультурная компетенция 5), способность к самоорганизации (общекультурная компетенция 6), умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (общекультурная компетенция 11), способность самоуправления, включая постановку целей; принятие решений; построение программы действий, направленной на достижение целей; способность к фокусированию и концентрации; умение осуществлять планирование и управление ресурсами; способность к работе в условиях многозадачности и стрессовых ситуации (общекультурная компетенция 14), способность участвовать в управлении проектом (профессиональная компетенция 6), научиться основным методам, способам и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (общекультурная компетенция 19) и обрести способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (общекультурная компетенция 20) и поддерживающее стремление к личностному и профессиональному саморазвитию студентов (общекультурная компетенция 12)
Формы контроля знаний студентов включают в себя следующие элементы:
Устный опрос – позволяет оперативно оценить общий уровень знаний студентов и помочь им в обретении коммуникативных навыков, развить в них умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь (общекультурная компетенция 11) уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность (общепрофессиональная компетенция 9)
Письменная проверочная работа (текущий контроль) - позволяет оперативно оценить общий уровень знаний студентов, развить в них умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь (общекультурная компетенция 11), уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность (общепрофессиональная компетенция 9), и дополнительно проконтролировать посещаемость занятия
Контрольная работа – две письменные контрольные работы проводятся в первой и второй половине семестра соответственно и позволяют оценить уровень знаний по пройденным тема. Позволяет оперативно оценить общий уровень знаний студентов, развить в них умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь (общекультурная компетенция 11), уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность (общепрофессиональная компетенция 9)
Письменная аттестационная работа (промежуточный тест) – письменная проверочная работа в середине семестра по пройденному материалу. Позволяет оценить общий уровень знаний студентов, развить в них умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь (общекультурная компетенция 11), уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность (общепрофессиональная компетенция 9)
Финальная письменная работа - Позволяет оценить общий уровень знаний студентов, развить в них умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь (общекультурная компетенция 11), уважительное отношение к академической и трудовой дисциплине, индивидуальную ответственность, честность и пунктуальность (общепрофессиональная компетенция 9), и поддерживающее стремление к личностному и профессиональному саморазвитию студентов (общекультурная компетенция 12)
Вид работы | Трудоемкость (в ак. часах) |
Аудиторная нагрузка | |
Самостоятельная групповая работа (подготовка реферата) | |
Самостоятельная индивидуальная работа, в том числе: | |
самостоятельное изучение учебных материалов к предстоящему занятию, подготовка к текущему аудиторному контролю | |
выполнение домашних работ (индивидуальных проектов) | |
ВСЕГО |
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Основная литература:
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. 2006. История России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 528 стр.
Дополнительная литература:
Милов Л.В., Флоря Б.Н., Козлова Н.В., Вдовина Л.Н. 2006.История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебное пособие. М.: Эксмо, 768 стр.
Милов Л.В., Цимбаев Н.И. 2008. История России XVIII –XIX веков. Учебное пособие. М.: Эксмо, 784 стр.
Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р., Шульгин В. С. 2014. История русской культуры IX - начала XXI века. Изд. 5-е. М.: Инфра
Российская империя от истоков до начала XIX века. Очерки по социально-политической и экономической истории. Под ред. А.И. Аксенова. М., 2011.
История внешней политики России в 5 томах. Под ред. Орлик О.В. М., 1999.
Системная история международных отношений в 4 томах. Под ред. Богатурова А.Д. М. 2004 г.
Очерки русской культуры XIX века. Под ред. Кошман Л.В. М., 1998–2005. Т. 1–6.
Айрапетов О.Р. Внешняя политика Российской империи 1801-1914 гг. М.,2006.
Борисов Н.С. Возвышение Москвы. М., 2011.
Гиндин И.Ф. Банки и экономическая политика в России (XIX – начало XX века): Очерки истории и типологии русских банков. М., 1997
Горский. А.А. Русские земли в XIII-XIV вв. Пути политического развития. М., 1996.
Горский. А.А. Москва и Орда. М., 2000.
Горский. А.А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004.
Горский А.А. Древняя Русь: Очерки политического и социального строя. М., 2008.
Горский. А.А. Русское средневековье. М., 2010.
Зайончковский А.М. Восточная война: 1853–1856. СПб., 2002. Т. 1–2.
Иванова Н. А. Сословное общество Российской империи (XVIII — начало XX века). М., 2009
Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 1999
Каштанов С.М. Финансы средневековой Руси. М., 1988.
Козлова Н.В. Абсолютизм и купечество в XVIII веке. М., 1999.
Ковальченко И.Д. Аграрный строй России второй половины XIX – начала XX века. М., 2004.
Корелин А. П. Власть и общество в России. Век XIX: время ожиданий и перемен. М., 2013
Курукин И.В. Эпоха «дворских бурь»: Очерки политической истории послепетровской России. 1725-1762 гг. Рязань, 2003.
Левандовский А.А. Время Грановского: У истоков формирования русской интеллигенции. М., 1990.
Медынцева А.А. Грамотность в Древней Руси. М., 2000.
Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок, XVIII – начало XX века. М., 1974.
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
Мироненко С.В. Александр I и декабристы. М., 2016.
Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М., 1994.
Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994.
Перхавко В.Б. Торговый мир средневековой Руси. М., 2006.
Петрухинцев Н.Н. Правящие элиты и дворянство России во время и после петровских реформ (1682-1750). М., 2013.
Писарькова Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века. Эволюция бюрократической системы. М., 2007.
Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 2001.
Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
Хрусталев Д.Г. Русь и монгольское нашествие (20-5- гг. XIII в.). СПб., 2013
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Электронная библиотека ВШБ МГУ: https://mgubs.ru/students/libraries/
Электронная библиотека исторического факультета МГУ: https://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Электронная библиотека РГБ: https://www.rsl.ru/ https://search.rsl.ru/ru/catalog#l=570<r=А&st=author
Национальная электронная библиотека: https://нэб.рф/
Электронная президентская библиотека: https://www.prlib.ru/catalog
Электронная библиотека «Гумер», раздел «История России»: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php
6. Методы и формы контроля достижения образовательных результатов
Совокупная оценка за курс складывается из компонентов, представленных в таблице:
№ | Элементы контроля работы студентов | Min балл | Мах балл | Комментарии |
1. | Активность работы студента на занятиях | 1балл за активную работу на каждом занятии Примечание: под активной работой подразумеваются ответы на вопросы, участие в дискуссиях, содержательные вопросы преподавателю, позволяющие лучше раскрыть тему занятия, содержательное устное дополнение к изучаемому материалу, предоставляющее студентам возможность глубже освоить тему занятия Формируемые компетенции: ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-9, ПК-21 | ||
2. | Подготовка письменного домашнего задания (групповой проект) | Баллы начисляются за соблюдение критериев оценки качества выполненной работы (подробнее см. методические указания). Формируемые компетенции: ОК-9, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-11, ОК-12, ОК-14, ОК-19, ОК-20, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-9, ПК-6 | ||
3. | Подготовка письменного домашнего задания (индивидуальный проект) | Индивидуальный проект – это самостоятельная подготовка и выступление с кратким сообщением, докладом, презентацией в рамках тематики текущего, или предыдущего занятия и ответы на вопросы преподавателя и аудитории. Примерное среднее время на выступление: 2 минуты. 1 балл за каждое успешное выступление при условии содержательного и корректного раскрытия заявленной темы и уверенного ответа на вопросы. Формируемые компетенции: ОК-9, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-11, ОК-12, ОК-19, ОК-20, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-9 | ||
4. | Текущий письменный контроль | Письменная проверочная работа по материалу предыдущего занятия. Проводиться на каждом занятии, на котором не предусмотрено иной формы контроля (контрольной работы, промежуточного теста, зачёта), кроме первого в семестре и первого после промежуточного теста. Примерное время проведения: 10 минут. 1 балл на каждом занятии за содержательный и точный ответ по предложенному заданию. Формируемые компетенции: ОК-9, ОК-11 | ||
5. | Контрольная работа №1 | Письменная проверочная работа по материалам нескольких предыдущих занятий. Примерное время проведения: 20 минут Максимальный балл (3)выставляется, если студент продемонстрирует глубокое знание лекционного и основного учебного материала в своем письменном полном, корректном, содержательном ответе по предложенному заданию. Средний балл (2)выставляется в случае неполного, или содержащего неточности ответа. Низший балл (1)выставляется в случае, если студент в своём ответе показал частичное, но корректное знание лекционного и основного учебного материала. Неудовлетворительная оценка (0)выставляется в случае отсутствия корректного ответа по предложенному заданию, если студент показал отсутствие знаний лекционного и основного учебного материала, а также используется в виде наказания за использование шпаргалок, подсказок и других нечестных приемов при подготовке своего ответа. Формируемые компетенции: ОК-9, ОК-11 | ||
6. | Контрольная работа №2 | Письменная проверочная работа по материалам нескольких предыдущих занятий. Примерное время проведения: 20 минут Максимальный балл (3)выставляется, если студент продемонстрирует глубокое знание лекционного и основного учебного материала в своем письменном полном, корректном, содержательном ответе по предложенному заданию. Средний балл (2)выставляется в случае неполного, или содержащего неточности ответа. Низший балл (1)выставляется в случае, если студент в своём ответе показал частичное, но корректное знание лекционного и основного учебного материала. Неудовлетворительная оценка (0)выставляется в случае отсутствия корректного ответа по предложенному заданию, если студент показал отсутствие знаний лекционного и основного учебного материала, а также используется в виде наказания за использование шпаргалок, подсказок и других нечестных приемов при подготовке своего ответа. Формируемые компетенции: ОК-9, ОК-11 | ||
7. | Письменная аттестационная работа (Промежуточный тест) | Письменный ответ на 2 вопроса по пройденному материалу. Требуется развёрнутый ответ. Заранее предоставленные варианты ответов не предусматриваются. Максимальный балл (10)выставляется в случае полного, корректного и содержательного ответа на предложенное задание и глубокого знания лекционного и основного учебного материала. Снижение оценки на 1 балл происходит в случае, если студент в каждом из предложенных вопросов - допускает неточности в освещении темы (-1 балл); - недостаточно раскрывает в своём ответе содержание темы (-1 балл); - проявляет недостаточную способность к анализу рассматриваемых фактов (-1 балл); - неуверенно ориентируется в материале темы в целом (-1 балл); - допускает грубые фактологические ошибки (-1 балл за каждую ошибку) Минимальный необходимый для промежуточной аттестации балл - (6) Неудовлетворительная оценка (0) также используется в виде наказания за использование студентом шпаргалок, подсказок и других нечестных приемов при подготовке своего ответа. Формируемые компетенции: ОК-9, ОК-11 | ||
8. | Письменная зачетная работа (Финальная письменная работа) | Письменный ответ на 3 вопроса. Максимальный балл (43) выставляется, если студент продемонстрирует глубокое знание лекционного, основного и дополнительного учебного материала в своем письменном ответе по предложенному заданию. Снижение оценки на 1 балл происходит в случае, если студент в каждом из предложенных вопросов - допускает неточности в освещении темы (-1 балла); - недостаточно раскрывает в своём ответе содержание темы (-1 балл); - проявляет недостаточную способность к анализу рассматриваемых фактов (-1 балл); - неуверенно ориентируется в материале темы в целом (-1 балл); - допускает грубые фактологические ошибки (-1 балл за каждую ошибку) Минимальный удовлетворительный балл (30) ставится и в случае, когда ответ студента является не полным, и/или содержащем неточности, но подкрепляется знанием только либо лекционного, либо учебного материала. Неудовлетворительная оценка (0 баллов) также используется в виде наказания за использование студентом шпаргалок, подсказок и других нечестных приемов при подготовке своего ответа. Формируемые компетенции: ОК-9, ОК-11, ОК-12 | ||
Итого: |
Минимальные требования, выполнение которых необходимо для того, чтобы курс был засчитан, как успешно освоенный:
1) присутствие на более чем 50% занятий (обязательное требование ВШБ МГУ);
2) сдача письменного домашнего задания не позднее указанного срока;
3) положительная оценка за итоговую письменную зачётную работу – 30 баллов.
4) Итоговая оценка за курс выставляется в соответствии со шкалой:
Баллы | 0 - 59 | 60 – 100 | ||
Оценка за курс | «незачет» | «зачет» |
7. Темы и план аудиторных занятий на 1-й семестр
Примечание: доступными студентам могут оказаться издания основного учебника разных лет, поэтому в учебном плане указаны лишь главы, т.к. конкретные страницы разделов могут несколько варьироваться.
№ занятия | Содержание | ||
Занятие 1 | Тема: 1. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства. IX – первая половина X вв. | ||
Подготовка к занятию: Основы курса истории России. Глава 2. С. 14 – 35. | |||
В классе: 1) Происхождение, расселение, хозяйственная жизнь, социальная организация восточных славян. 2) Переход к соседской общине и «военной демократии» у восточных славян в VI – IX вв. Племенные союзы славян. Предпосылки государственности. 3) Призвание «варягов». «Норманнская теория», ее историческое и политическое значение для России. 4) Политика древнерусских князей в IX – X вв (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга Святослав). Появление первых признаков централизованной государственности. | |||
Форма контроля: на первом занятии не предусмотрена. | |||
Домашнее задание: Орлов А.С. История России. Учебник. Главы 2 Дополнительная литература: Милов Л.В. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебное пособие. Главы 2 и 3 (параграф 1). | |||
Занятие 2 | Тема: 2. Русь во второй половине X – первой половине XI вв. | ||
Подготовка к занятию: Орлов А.С. История России. Учебник. Глава 3. | |||
В классе: 1) Завершение формирования Древнерусского государства в кон. X в. 2) Внутренняя и внешняя политика князя Владимира Святославича. Принятие христианства и его историческое значение. 3) Борьба между сыновьями Владимира Святославича 4) Внутренняя и внешняя политика князя Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Русь в системе международных отношений. 5) Социальная структура древнерусского общества во второй половине X – первой половине XI вв. 6) Культура Древней Руси во второй половине X – первой половине XI вв. | |||
Форма контроля: Устный опрос (в начале занятия) Письменная проверочная работа (в конце занятия) | |||
Домашнее задание: Орлов А.С. История России. Учебник. Глава 3. Дополнительная литература: Милов Л.В. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебное пособие. Глава 3 (параграфы 2 и 3). | |||
Занятие 3 | Тема: 3. Русские земли и княжества во второй половине XI – первой половине XIII вв. Феодальная раздробленность. | ||
Подготовка к занятию: Орлов А.С. История России. Учебник. Главы 3,4,5. | |||
В классе: 1) Внутренняя и внешняя политика русских князей во второй половине XI – начале XIII вв. Причины и начало феодальной раздробленности. 2) Особенности политического и социально-экономического устройства различных земель и княжеств домонгольской Руси. 3) Древнерусская культура во второй половине XI – XIII вв. Презентации индивидуальных проектов студентов (докладов) | |||
Форма контроля: Устный опрос (в начале занятия) Письменная проверочная работа (в конце занятия) | |||
Домашнее задание: Орлов А.С. История России. Учебник. Главы 3,4,5. Дополнительная литература: Милов Л.В. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебное пособие. Главы 3 (параграф 4), 4 и 5. | |||
Занятие 4 | Тема: 4 Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в. Монголо-татарское иго. | ||
Подготовка к занятию: Орлов А.С. История России. Учебник. Глава 6. | |||
В классе: 1) Причины и начало монгольских завоеваний. 2) Походы монголо-татар на Русь и их последствия. 3) Установление и особенности системы ордынского ига. 4) Первые попытки борьбы с ордынским игом в XIII – нач. XIV вв. 5) Шведская и немецкая агрессия на Северо-западе Руси. 6) Польская, литовская и венгерская агрессия на западные русские земли. 7) Великое княжество Литовское и Русское Презентации индивидуальных проектов студентов (докладов) | |||
Форма контроля: письменная Контрольная работа №1: История Руси до монголо-татарского нашествия (проверка знаний по темам занятий 1,2,3) | |||
Домашнее задание: Орлов А.С. История России. Учебник. Глава 6. Дополнительная литература: Милов Л.В. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебное пособие. Глава 7. | |||
Занятие 5 | Тема: 5. Усиление Москвы, преодоление феодальной раздробленности в XIV – XV вв. и освобождение от ордынского ига. Формирование централизованного российского государства. | ||
Подготовка к занятию: Орлов А.С. История России. Учебник. Главы 7 и 8. | |||
В классе: 1) Причины усиления Московского и Тверского княжеств к нач. XIV в. 2) Соперничество Москвы и Твери в перв. четв. XIV в. Превращение Москвы в центр объединения Северо-Восточной Руси. 3) Начало борьбы с монголо-татарским игом. Значение Куликовской битвы 1380 г. 4) Укрепление власти московской княжеской династии. Феодальная война втор. четв. XV в. 5) Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Освобождение от ига в 1480 г. 6) Формирование основ централизованного государства при Иване III Великом. Расширение Русского Государства. Присоединение Новгорода. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. 7) Культурное возрождение Руси в XIV – XV вв. Презентации индивидуальных проектов студентов (докладов) Презентация групповой исследовательской работы студентов. | |||
Форма контроля: Устный опрос (в начале занятия) Письменная проверочная работа (в конце занятия) | |||
Домашнее задание: Орлов А.С. История России. Учебник. Главы 7, 8 и 13. Дополнительная литература: Милов Л.В. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебное пособие. Глава 8,9,10, 12 (параграф 1), 15. | |||
Занятие 6 | Тема: 6. Российское государство в XVI веке. | ||
Подготовка к занятию: Орлов А.С. История России. Учебник. Главы 9, 13. | |||
В классе: 1) Социально-экономическое устройство русского общества в начале XVII в. 2) Формирование основ централизованного государства при Василии III. Внешняя и внутренняя политика Василия III. 3) Регентство Елены Глинской. Боярское правление. 4) Первый период правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады. Система земских соборов. Укрепление централизованного государства. Идеология «помазанничества» и самодержавия. 5) Внешняя политика Ивана IV. Отношения с татарскими ханствами, Швецией и Литвой. Климатические и экономические причины экспансии. Присоединение Казани, Астрахани, начало продвижения в Сибири. Установление контактов с Англией. Ливонская война. 6) Второй период царствования Ивана Грозного. Опричнина. 7) Общественно-философское развитие и культура России в XVI в. Презентации индивидуальных проектов студентов (докладов) Презентация групповой исследовательской работы студентов. | |||
Форма контроля: Устный опрос (в начале занятия) Письменная проверочная работа (в конце занятия) | |||
Домашнее задание: Орлов А.С. История России. Учебник. Главы 9 и 13. Дополнительная литература: Милов Л.В. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебное пособие. Глава 12, 15 и 16. | |||
Занятие 7 | Тема: 7. «Смутное» время. | ||
Подготовка к занятию: Орлов А.С. История России. Учебник. Глава 10. | |||
В классе:
1)Последствия правления Ивана Грозного. Социально-экономическая ситуация в России в конце XVI в.
2) Правление Федора Иоанновича
3) Правление Бориса Годунова
4) Причины и начало «Смуты»
5) Кризис государственности. Самозванство. Лжедмитрий I.
3) Василий Шуйский. Крестьянская война Ивана Болотникова. Лжедмитрий II.
4) Польско-шведская интервенция. «Семибоярщина». Первое и второе народное ополчение.
5) Избрание Романовых на царство. Михаил Романов – «земский царь». Окончание «Смуты» и ее последствия.
Презентации индивидуальных п
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |