ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ




ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

  ПЕРСОНАЛИИ ДАТЫЖИЗНИ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, УЧЕНИЯ, ПОНЯТИЯ
АНТИЧНОСТЬ
  ФАЛЕС 624- 546 гг. до н. э. Явл. родоначальником европейской науки. Его учение связано с естествознанием. В основе миропонимания он видел воду как основу всего сущего. Душа есть особое состояние воды.
ПИФАГОР 570 - 490 гг до н. э. Анемниз (анема – душа). П. первым заговорил о душе. В его учениях душа представлялась бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений. Основатель школы «научной аристократии».
ДЕМОКРИТ 460 – 395 гг. до н. э. Утверждал, что душа также смертна как и тело. Душа – это матер. вещ-во, кот. состоит из мелких, круглых, гладких, подвижных атомов огня, рассеянных по телу. Душа есть не только у чел-ка, но и у всех живых существ. Утверждал, что случайностей нет и всё причинно обусловлено (подход всеобщего детерминизма). Учение об ощущениях.
ГИППОКРАТ 460 – 377 гг. до н. э. Собрал и систематизировал все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Отстаивал эмпирический (знания, полученные опытным путём) характер медицинского знания. Первый пс-г, заговоривший об индивидуальных различиях чел-ка (дифференциальная пс-гия). Учение о темпераменте.
СОФИСТЫ(античная философия дала первые научные описания психического).
  СОКРАТ 470 (469) – 399 до н. э. Родонач. диалектики (метод сократической беседы. Майевтика – извлечение скрытого в чел-ке знания с помощью наводящих вопросов), первый психотерапевт. Заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью чел-ка.
ПЛАТОН (Аристокл) 427 (428) – 347 до н. э. Осн-тель платонизма. Выдвинул учения об идеях (идеи о мышлении и общении: рассматривал внутреннюю речь как диалог. Интериоризация. Идея о бессмертии души. Представил душу не как целостную организацию, а как структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые нельзя примирить с помощью разума. По Платону душа состоит из 2-х реалий – мир идей и мир вещей.
АРИСТОТЕЛЬ 384 – 322 гг. до н. э. Трактат «О душе». Не отрывал душу от телесной оболочки и не определял как вещество. Энтелехия (термин определения природы души). Т. е. душа – энтелехия тела, с её помощью тело существует.
ЭПИКУР 342 (341) – 271 (270) гг. до н. э. Душа чел-ка материальна. Без тела душа рассемвается, тело же без души разрушается.Проблема исследования критериев нравственного и безнравственного. Всё, что вызывает приятные чувства, явл. нравственным. Счастье, по Эпикуру, состоит в атараксии, т. е. в состоянии душевной невозмутимости. Единственный источник добра и зла –чел-к.
ГАЛЕН 129 – 217 гг. Б. значение уделял экспериментальной медицине. Трактат «О частях чел-го тела» (считал, что органами психики явл. мозг, сердце и печень). Изучал эмоции, темперамент.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (развитие психологических идей в рамках философский и медицинских учений).
  ИБН АЛЬ – ХАЙСАМ 965 – 1039 Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза. Подошел к органу зрения как к оптическому прибору. Изучил: бинокулярное зрение смещение цветов контраст.
ИБН СИНА (в европейских кругах Авиценна) 980-1037 Выделил 16 типов темперамента. Теория двух истин. В этой теории он утверждалось, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Выделил две психологии: Естественно – научная и Метафизическая. Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, его работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру.
ИБН – РУШД 1126 – 1198 “ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”. Предполагал, что индивидуальная душа обладает способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум. Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума.
  ФОМА АКВИНСКИЙ 1225-1274 Типологию души Аквинский строит на основе типов, выдвинутых Аристотелем. Различаются три типа души: - вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям; - сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, стремлениями и свободными, произвольными движениями; - разумная душа, которая присуща только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души. Аквинский разум ставит выше воли. Так же как и Аристотель, Аквинский считает источником познания не божественные идеи, а опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания происходит из чувств, а интеллект и разум обрабатывает этот материал дальше. Все делил (дуализм).
У.ОККАМ 1285-1347 Абстрактное интуитивное знание. Наибольшую известность получил благодаря предложенному им принципу мышления - «Бритве Оккама». В авторской формулировке этот принцип звучит так: «… напрасно пытаться делать посредством большего то, что может быть сделано посредством меньшего». Уильям Оккам разделял теорию «двух истин»: положения религиозной веры не доказываются научными аргументами и наоборот: научные положения доказываются не с помощью богословских аргументов, а опираются на разум и опыт...
ВОЗРОЖДЕНИЕ (наука о душе закрепила название «психология» Гоклениусом 1590г, разделение Оттоном Касманом (ученик Гоклениуса) науки о человеке на психологию (о душе) и антропологию (о теле).
  КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ 1401-1464 Философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики (Экхарт), развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Человеческое знание есть «знание незнания» («ученое незнание»); будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок», или «предположений». Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 1452—1519 Леонардо да Винчи считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.
БЕРНАНДИНО ТЕЛЕЗИО 1509-1588 Итал. натурфилософ эпохи Возрождения, материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как гл. источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. Т. оказал большое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Т. исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, т. обр., пустоту), столь же извечное начало, как и бог. Подобно др. натурфилософам его эпохи, Т. придерживался гилозоистических идей (Гилозоизм). Развитая Т. система космологических воззрений сводилась к идее, согласно к-рои тепло и холод, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод - на Земле. Гл. соч. - «О природе вещей согласно их собственным принципам» (1565).

 

НОВОЕ ВРЕМЯ (противостояние рационалистической и эмпирической философских школ)
  ФРЕНСИС БЭКОН 1561-1626 С него начинается английский материализм и эмпирическое направление. Знаменитый его афоризм «Знание — сила». Бэкон определяет три больших раздела знания: - память позволяет человеку создать историю; - воображение и фантазия – поэзию, изобразительные искусства; - рассудок – позволяет создать теологию и философию – самые большие по объему разделы человеческого знания. Основным методом познания Бэкона является логическая индукция – обобщение частных наблюдаемых явлений.
ТОМАС ГОББС 1588-1679 Эмперик (социальное устройство общество). Заложил основы физиологического детерминизма в понимании психических процессов. В его трудах психология впервые в истории научной мысли перестает быть учением о душе. Считал, что реально только тело, взаимодействующее с другими телами. «Психическое», это явление перехода «внешнего» движения во «внутреннее», в определенную категорию тел. Первичный момент перехода выражен в ощущении.
  РЕНЕ ДЕКАРТ 1596-1650 Отец новой философии, основатель современного рационализма, изучал рефлексы. Делил чувства на духовные и телесные, считал, что сознание и воля локализованы в организме. Создал учение о зрительном восприятии, заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания.
  БЕНЕДИКТ СПИНОЗА 1632-1677 Нидерландский философ материалист, пантеист. Основная его философская идея заключается в том, что «Бог осуществляется в вещах». Сделал центральным положением своей онтологии торжество Бога и природы. Считал – «Человек целостное природное существо, душа и тело атрибуты единой субстанции, нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами.
  ГОТФРИТ ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ 1646-1716 Ввел понятие о бессознательной психике, распространил на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, разделил перцепцию и апперцепцию. Родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активной психики и строящихся на представлениях о бессознательном.
1.1 ДЖОН ЛОКК 1632-1704 Эмперик (проблема воспитания человека). Развил сенсуалистическую теорию познания, базирующуюся на принципе материалистического сенсуализма, утверждая происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Делил опыт на внешний и внутренний, где внешний опыт это чувства, внутренний – рефлексы. Разрабатывал теорию ассоциации идей.
ПРОСВЕЩЕНИЕ. АНГЛИЙСКИЙ АССОЦИАНИЗМ (был положен в основу психоаналитического метода свободных ассоциаций; многие постулаты бихевиоризма были сформулированы в недрах ассоциативной психологии)
1.2 ДЕВИД ГАРТЛИ 1705-1757 Один из основоположников ассоциативной психологии, впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической действительности. По его мнению возбудительными силами является удовольствие и страдание.
18 в. ДЖОРДЖ БЕРКЛИ 1685-1753 Родоначальник крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Свое учение назвал «имматериализм». Считал, что люди принимают за независимые от сознания вещи не что иное, как комплекс ощущений (восприятий). Его формула гласит: «быть – значит быть в восприятии».
ДЕВИД ЮМ 1711-1776 Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросил рефлексию как источник познаний.
ТОМАС БРАУН 1778-1820 Один из крупнейших представителей ассоциативного направления. Разрабатывал вопросы о психических закономерностях приобретения индивидом опыта, видел в качестве особой категории ассоциативного процесса ощущения, отношения между отдельными состояниями сознания.
19 в. ДЖЕЙМС МИЛЛЬ 1773-1836 Рассмотрел сознание с механистической точки зрения, т.е. его рассматривал как машину, не имеющую врожденных структур и содержаний. Сторонник ментальной философии (психологии). В изучении психологии предложил использовать метод естественных наук (механики).
ДЖОН СТЮАРД МИЛЛЬ 1806-1873 В отличии от отца сопоставлял психические процессы не с механикой, а с химией. Считал восприятие синтезом многих компонентов. Сторонник направления - психологизм. Все знания происходят из опыта, которым являются наши ощущения.
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР 1820-1903 Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, твердо придерживался ассоцианистической доктрины. Соединил основные положения позитивизма с эволюционным подходом, распространил их на все проявления психической жизни человека. Считал сознание инструментом приспособления к среде, рассматривал его в тексте биологической адаптации.
СЕНСУАЛИЗМ. ФРАНЦИЯ 18 ВЕК
  Ж. ЛАМЕТРИ 1709-1751 Движущим началом является душа. Способность к чувствованию (ощущение), а из нее выводится: воображение, память, рассуждение. Душа материальна, располагается в нескольких частях мозга. Психические процессы производны от телесных и полностью зависят от них. Гедонистическая ориентация – наслаждение. Основные потребности человека – биологические потребности в пище и наслаждении. Атеизм – освободил бы людей от религиозных войн, а их ум от догматического знания.
Э.КОНДИЛЬЯК 1714-1780 Оспаривает теории рационалистов (Декарта, Лейбница, Спиноза). Деятельность души – суть ощущений и их превращения, а «человек есть не что иное, как только то, что он приобрел» через ощущения.
К. ГЕЛЬВЕЦИЙ 1715-1771 Трактат «об уме». Основу познавания составляет: ощущение, восприятие и память. Ум – это способность замечать и понимать отношения между предметами. Человека творит обстоятельство. «О человеке» - социальные вопросы, власть, бедность, воспитание.
Д.ДИДРО 1713-1784 Существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Дидро с позиций сенсуализма спорил с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях, основу нового, опытного истолкования природы.
ГЕРМАНИЯ
  И.ГЕРБАРТ 1776-1841 Эксперимент не может иметь место в пси-гии, в силу аналитического характера, который не учитывает единство души. Слабые представления подавляются, а сильные остаются – порог сознания. Единица сознания – феномены, образуются в опыте, могут находиться, в статике и динамике. Динамика – соединение, разъединение, комбинирование представлений.
19 ВЕК. НАУЧНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
  ЧАРЛЬЗ РОБЕРТ ДАРВИН 1809-1882 Создатель теории эволюции, выявил механизм филогенеза, обосновал учение о происхождении видов путем естественного отбора. Факторами эволюции считал наследственность, изменчивость, отбор. Им было доказано, что кроме механистической причинности существует и биологическая. Выдвинул новую модель анализа поведения.
  И. МЮЛЛЕР 1801-1858 Главная деятельность - физиология (в первую половину деятельности) и сравнительная анатомиия (во вторую половину деятельности). В области физиологии и физиологической химии ему принадлежат исследования над органами чувств, первое точное доказательство положения Белля, первое точное изложение учения о рефлексах, исследование голосового аппарата человека и объяснение его деятельности, открытие и исследование лимфы земноводных, исследования над кровью, открытие хондрина. В патологической анатомии главная заслуга Мюллера та, что он был основателем современного учения об опухолях.
ГЕРМАН ФОН ГЕЛЬМГОЛЬЦ 1821-1894 Один из наиболее видных исследователей сенсорных функций. Изучал органы чувств, ощущения. Немецкий естествоиспытатель, один из авторов закона сохранения энергии. Жизненную силу человека, после его работ, стали изучать методами физики и химии. Измерил скорость протекания физиологического процесса в нервном волокне, возникло новое психологическое направление – исследование времени реакции.
  ГУСТАВ ТЕОДОР ФЕХНЕР 1801-1887 Немецкий физик, психолог и философ, основатель психофизики. Считал, что вселенная одушевлена и материальное является лишь теневой стороной психического. Установил математическую зависимость между психическим и физическим (психофизика). Закон Фехнера-Вебера: Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.
КОНЕЦ 19 – НАЧ.20 ВЕКА.
  ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ 1832-1920 Немецкий психолог, физиолог, философ. Основатель экспериментальной психологии. Создал первую лабораторию экспериментальной психологии. Определил психологию как науку непосредственного опыта, т.к. изучал ее с помощью экспериментов. В изучении реакции применил количественный метод.
  ФРЕНСИС ГАЛЬТОН 1822-1911 Английский психолог, основатель евретики и дифференциальной психологии. В развитии индивида выделял больше психического, при этом большое значение придавал наследственности. Изучая психические процессы внедрил математические методы, в частности статистический.
  Т.РИБО 1839-1916 Рибо ставил цель: превратить психологию в самостоятельную науку, отделить ее от этики и философии, сделать ее объективной и приблизить к естествознанию. Он считал, что лишь наблюдения и эксперименты могут обеспечить психологии научный статус. Особую известность Рибо приобрёл своей двигательной теорией произвольного внимания и воображения, работами по психологии чувств. Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению семейного древа человека. С помощью генеалогического древа Рибо исследовал свойства внимания, характера, памяти и т.д. нескольких поколений одной семьи. Благодаря генограмме установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.
ЖАНЕ ПЬЕР МАРИ ФЕЛИ 1859-1947 Французский психолог, преимущественной ориентировался на позитивистские воззрения. Суть истерии объяснял своеобразным сужением поля сознания, расщеплением сознания, выпадением части психофизических проявлений из-под контроля сознания. Трактовал психологию как объективную науку о человеческих действиях. Психика – сложная энергетическая система, обладающая определенной степенью психических направлений.
АЛЬФРЕД БИНЕ 1848-1936 Французский психолог, специалист в области психологии развития, психометрии, психологии личности и социальной психологии. Создатель первой шкалы интеллекта, один из основателей психометрических тестологических исследований.
БИХЕВИОРИСТЫ
  ЭДВАРД ЛИ ТОРНДАЙК 1874-1949 Предвестник бихевиоризма. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о "пробах и ошибках" как регулирующем начале поведения. Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в "тайниках души". Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия – элемент поведения. Правда, термином "поведение" Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении. Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание "ассоциация идей", изобретенное через полстолетия после него Локком. Понятие созревает раньше термина.
  ДЖОН БРОДЕС УОТСОН 1878-1958 Американский психолог, основоположник бихевиоризма. Поведение – объективно наблюдаемая система реакций организма на внимание и внутренний стимул. Главной формулой восприятия бихевиоризма (S-R).
ЭДУАРД ЧЕЙС ТОЛМЕН 1886-1959 Американский психолог, теоретик бихевиоризма, создатель его когнитивного направления. Разработал психологическую теорию, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальпсихологии и глубинной психологии. Поведение человека построено не по принципу (S-R), а из целостных актов.
БЕРРЕС ФРЕДЕРИК СКИННЕР 1904-1990 Создатель концепции «оперантного-бихевиоразума», основоположник теории программированного обучения. Закономерности складываются в частоте повторов, а не в индивидуальном отношении. Суть рефлексологии не в изучении рефлексной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
  МАКС ВЕРТГЕЙМЕР 1880-1943 Специалист в области экспериментальной психологии, основатель гештальпсихологии, писал о социальных ценностях, истине и этике гештальта. Основной вклад – демонстрация ФИ (РHI) феномена. В теории использовал принцип изоморфизма, «физические и психические переживания – простая сумма факторов.
ВОЛЬФ КЕЛЕР 1887-1967 Мнимое движение. При определенных условиях неподвижные светящиеся стимулы казались движущимися. Этот эксперимент опроверг представление Вунда, что элементарное восприятие отражает реальность внешнего мира. Келер считал, что обучение ведет к образованию новой структуры, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это привело к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс "переструктурированием гештальта" и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Келер дал этому моменту переструктурирования название "инсайт", т.е. озарение. Келер провел эксперимент, в котором детям предлагалось достать машинку, расположенную высоко на шкафу. Для того чтобы ее достать, надо было использовать разные предметы – лесенку, ящик, стул. Лестница с самого начала осознается функционально как предмет, помогающий достать что-то расположенное высоко. Поэтому ее включение в гештальт со шкафом не представляет для ребенка трудности. Включение ящика уже нуждается в некоторой перестановке, так как ящик может осознаваться в нескольких функциях. Что же касается стула, то он осознается ребенком не сам по себе, но уже включенным в другой гештальт – со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решения данной задачи детям надо сначала разбить целостный образ "стол-стул" на два, а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую функциональную роль.
КУРТ КОФКА 1886-1941 Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальт-психологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Один из основоположников этого направления Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван "трансдукция" Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  ЗИГМУНД ФРЕЙД (психоанализ) 1856—3939 Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо.
  КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (аналитическая психология) 1875-1961 Ученик Фрейда, создал свою теории личности. Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: "Содержание коллективного бессознательно лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому". Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами" и считал, что архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Они лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя его самосознание. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном. Другой важный труд К.Г. Юнга – «Психологические типы» (1921). Юнг выделяет две базисные установки – экстравертированную (направленную на внешний мир) и интровертированную (направленную на внутренний мир). Выделяются также функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция.
  АЛЬФРЕД АДЛЕР (индивидуальная психология) 1870-1937 Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни. Теория Адлера - антитез фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.
НЕОФРЕЙДИЗМ
  КАРЕН КЛИМЕНТИНА ХОРНИ (концепция развития личности) 1885-1952 Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно связано с "имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.
  ЭРИХ ФРОММ (концепция личности) 1900-1980 Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период. Если от Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса – мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга. Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Однако главное значение его работ в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. По пытки на языке психоанализа отказать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА
  К. БЮЛЕР 1879-1963 Занимался психологией мышления и языка. Предложил теорию речевого акта. Внёс существенный вклад в разработку проблемы психического развития ребенка, разработав неоднозначную концепцию выделения трёх основных стадий психического развития «теорич трёх стадий» («инстинкт», «дрессура», «интеллект»). Под дрессурой автор имел в виду все приобретённые в жизни индивида навыки, привычки, условные рефлексы и т.п. Интеллект же Бюлер выделял в форму особого качества мозга.
Э. КЛАПАРЕД 1873-1940 Предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую. В центре его исследовательских интересов стояло мышление и этапы его развития у детей. Он (как позднее и его ученик Ж.Пиаже) фактически отождествлял развитие мышления с психическим развитием, а потому критерием деления детства на периоды для него служил переход от одного вида мышления к другому. Клапаред открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм, то есть нерасчлененность, слитность детских представлений о мире. Он утверждал, что психическое развитие продвигается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его назначения, что уже является следствием развития логического мышления.
А. ГЕЗЕЛЛ 1880-1961 Создал Иельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие именно детей раннего возраста – от рождения до трех лет. Он считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, ибо темп развития в этот период самый высокий. На этой основе Гезелл создал и периодизацию психического развития, в которой выделялось три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет. Причем, по Гезеллу, первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй – средним, а третий – низким темпом. На основе этих исследований была выработана: система тестов и норм для детей от трех месяцев до шести лет последующим показателям: маторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов (как и тестов Вине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.
ЭРИК ХОМБУРГЕН ЭРИКСОН 1902-1994 Амер. Психолог и психоаналитик, основатель психоистории, один из основателей эгопсихологии. В теории Эриксона не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития. Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события, и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

 

ГУМАНИСТИЧЕ<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: