Примерный алгоритм выполнения выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации)
направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
(разработан к.п.н., доцентом кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования К(П)ФУ, руководителем педагогической магистратуры Сахиевой Региной Геннадьевной)
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
Определение замысла выпускной квалификационной работы (ВКРМ). | первая половина сентября первого года обучения | |
Изучение материалов дисциплины «Методология и методы педагогического исследования». | 1 семестр 1 курса | |
Изучение работ по методологии педагогического исследования: Введение в научное исследование по педагогике: Учеб.пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с. Загвязинский, В.Г. Методология и методика дидактического исследования / В.Г. Загвязинский. – М.: 1981. – 160 с. Краевский В.В. Методология педагогического исследования Пособие для педагога-исследователя /В.В. Краевский – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). – М.: Педагогика, 1986. – 152 с. Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Проектирование диссертации магистра образования.- СПб: Издательство «Лань», 2016.-208 с. https://e.lanbook.com/reader/book/72588/#4 и др. Включение изученных работ классиков методологии педагогического исследования и выбранных в качестве настольных книг по написанию педагогического исследования в список литературы. | сентябрь-октябрь | |
Разработка краткого проекта ВКРМ (в немдолжны быть представлены замысел исследования, актуальность (основные положения), проблема исследования, ожидаемая практическая значимость исследования). Проект магистерской диссертации разрабатывается магистрантом как самостоятельно, так и при консультационной поддержке научного руководителя. | вторая половина сентября | |
Формулировка темы ВКРМ (магистерской диссертации (МД)). | вторая половина сентября | |
Составление программы исследования, уточнение алгоритма ее выполнения, согласование с научным руководителем и соруководителем (данный алгоритм можно взять за основу). | первая половина октября | |
Оформление титульного листа ВКРМ (магистерской диссертации),написание введения ВКРМ, включающее следующие аспекты: • Актуальность темы исследования. • Степень разработанности проблемы исследования. • Противоречие/я: • Проблема исследования: • Цель исследования: • Объект исследования: • Предмет исследования: • Гипотеза исследования: • Задачи исследования: • Теоретико-методологическая основа исследования: • Методы и методики исследования. • Опытно-экспериментальная база исследования: • Научная новизна исследования: • Теоретическая значимость исследования: • Практическая значимость исследования: • Достоверность исследования: • Апробация результатов исследования. • Структура и объем работы: Эти аспекты в тексте выделить жирным шрифтом | ноябрь-первая половина декабря | |
Осуществление поиска, отбора и систематизации литературы и источников по теме ВКРМ (отечественных и зарубежных). | начало - вторая половина сентября | |
Изучение и анализ научной литературы и источников по теме ВКРМ с использованием методов и приемов научного познания. Включение их в первоначальный список литературы. | начало - первая половина октября | |
Включение в список литературы всех работ исследователей, упомянутых в степени изученности проблемы исследования и теоретико-методологической основе исследования. | первая половина октября-начало декабря | |
Включение в список литературы книг, раскрывающих основные методологические подходы (системно-деятельностный, компетентностный и др.), лежащие в основе МД. | первая половина октября-начало декабря | |
Предварительная защита введения ВКРМ. | вторая половина декабря | |
Просмотр педагогических, предметных, методических журналов за последние 5 лет (Педагогика, Образование и саморазвитие и др.) и составление списка научных статей по проблематике исследования. | первая половина октября-декабрь | |
Изучение и анализ научных статей по проблематике исследования. | начало - первая половина октября | |
Включение в список литературы изученных, проанализированных и используемых в работе научных статей по теме и проблеме исследования. | начало - первая половина октября | |
Составление списка магистерских, кандидатских и докторских диссертаций по теме и проблематике исследования. | начало - первая половина октября | |
Изучение и анализ диссертационных исследований по теме и проблеме исследования. | начало - первая половина октября | |
Включение перечняпроблематики диссертационных исследований в степень изученности проблемы исследования, предварительно классифицировав их по группам (магистерские, кандидатские, докторские) или по проблематике, с указанием авторов диссертационных исследований и в скобках года их защиты. | начало - первая половина октября | |
Включение в список литературы изученных, проанализированных и используемых в работе диссертационных исследований по теме исследования. | начало - первая половина октября | |
Согласование списка литературы с научным руководителем ВКРМ, соруководителем ВКРМ. | февраль | |
Составление и ведение собственной электронной базы материалов ВКРМ. | весь период работы над ВКР | |
Разработка программы эмпирической части исследования. | февраль | |
Конкретизация выбора и обоснование выбора методов и методик исследования. | февраль | |
Обработка, анализ, систематизация и фиксация (авторский текст) изученных, систематизированных материалов в теоретической главе исследования. | февраль-апрель | |
Представление теоретической главы ВКРМ научному руководителю, соруководителю для обсуждения и анализа. | конец апреля | |
Повторное представление теоретической главы ВКРМ научному руководителю,соруководителю для повторного анализа с учетом сделанных замечаний и рекомендаций (в случае необходимости). | по согласованию с научным руководителем и соруководителем | |
Проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента, который проводится в начале исследования с использованием соответствующего проблематике исследования диагностического инструментария (методов и методик исследования) и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления.Осуществление отбора фактического материала и эмпирических данных. | март-май | |
Обработка, анализ, систематизация и фиксация в работе (авторский текст) отобранных эмпирических материалов. | март-май | |
Представление хода и результатов констатирующего этапа эксперимента научному руководителю ВКРМ, соруководителю ВКРМ для обсуждения и анализа. | май первого года обучения | |
Проектирование/разработка программы/элективного курса/индивидуального маршрута исследования/методики/модели и т.п. (в зависимости от проблемы и предмета исследования) для проведения формирующего этапа эксперимента. Обсуждение и анализ проделанной проектной работы с научным руководителем ВКРМ. | май-июнь первого гола обучения | |
Проведение формирующего этапа педагогического эксперимента, в процессе которого организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия и т.п. Апробация в процессе прохождения практик или практической деятельности в образовательной организации теоретических положений исследования и программ/индивидуальных образовательных маршрутов/модели/практических разработок и т.п. | сентябрь - первая половина марта второго года обучения | |
Обсуждение и анализ формирующего этапа педагогического эксперимента с научным руководителем и соруководителем ВКРМ. | первая половина марта | |
Проведение контрольного этапа педагогического эксперимента, который дает возможность уточнить результаты проведеннойработы (правильности или ошибочности гипотезы). В целом используются те же методы и методики исследования, которые использовались на констатирующем этапе исследования. Использование методов математической статистики в ВКРМ является обязательным для магистерской диссертации. | вторая половина марта-апрель | |
Организация и проведение дополнительных исследований (в случае необходимости) с целью уточнения полученных результатов. | апрель | |
Представление экспериментальной главы, заключения исследования научному руководителю ВКРМ, соруководителю ВКРМ для обсуждения ианализа. | май | |
Повторное представление экспериментальной главы, заключения исследования научному руководителю ВКРМ, соруководителю ВКРМ для анализа проделанной работы по итогам сделанных замечаний и рекомендаций (в случае необходимости) | по договоренности с научным руководителем и соруководителем | |
Представление предварительных научных результатов (теоретических положений, программ/элективных курсов, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, практических/методических рекомендаций, ориентировочных выводов) на научно-исследовательских семинарах, заседаниях выпускающей кафедры, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, в том числе на базе образовательной организации, в которой проводится педагогическое исследование. Отражение хода и результатов исследования в научных публикациях. | весь период работы над ВКРМ | |
Апробация основных положений исследования в практической деятельности на базе образовательной/ых организации/ий. | весь период работы над ВКРМ | |
Обсуждение хода и предварительных результатов ВКРМ в рамках научно-исследовательской работы. | весь период работы над ВКРМ | |
Окончательное структурирование научной информации, в том числе уточнение и детализация научного аппарата, структуры ВКРМ, дополнение и корректировка работы (в случае необходимости) | май | |
Подготовка и окончательное оформление текстовой части, таблиц, иллюстративного материалаВКРМ. | май | |
Определение и фиксация в заключении МД дальнейших перспектив научного исследования | май | |
Доработка ВКРМ в целом, подготовка итогового варианта работы | май | |
Итоговый анализ проделанной работы и результатов ВКРМ с научным руководителем, соруководителем ВКРМ, оценка степени соответствия полученных результатов цели и задачам ВКРМ, анализ ее научной новизны, теоретической и практической значимости. | май | |
Окончательное оформление ВКРМ (включая приложения) в соответствии с установленными требованиями. | май-начало июня | |
Подготовка справки о внедрении результатов научного исследования, полученных в ходе выполнения МД, в практику образовательных организаций (желательна). | май | |
Подготовка устного выступления и презентации ВКРМ | май | |
Предзащита выпускной квалификационной работы (с презентацией). | вторая половина мая | |
Корректировка презентации магистерской диссертации и устного выступления после ее предзащиты. | вторая половина мая | |
Проверка итогового текста ВКРМ на плагиат системой «Антиплагиат». | июнь | |
Подготовка научным руководителем магистерской диссертации отзыва на научное исследование. | июнь | |
Рецензирование ВКРМ | июнь | |
Представление итогового варианта ВКРМ с отзывом научного руководителя, рецензией, справкой из системы «Антиплагиат», справкой о внедрении (при наличии) на кафедру педагогики высшей школы Института психологии и образования К(П)ФУ. | июнь | |
Подготовка к защите ВКРМ. | вторая половина июня | |
Публичная защита ВКРМ (с презентацией) на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) | начало-первая половина июля |