Вопросы для изучения:
1. Понятие, виды и компетенция образовательных организаций
2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций
3. Лицензирование образовательной деятельности
4. Аккредитация и аттестация образовательных организаций
5. Управление образовательными организациями.
Основные понятия и категории: правовой статус образовательной организации, типы и виды образовательных организаций. Регламентация деятельности, перечень документов и актов.
Виды самостоятельной работы: подготовка к обсуждению предложенных вопросов.
Формы контроля:
1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных организаций?
2. Составьте проект устава общеобразовательной организации.
3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных и автономных)?
4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?
5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных организаций?
6. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательной организации?
7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?
8. Чем отличается управление государственной (муниципальной) образовательной организации от управления негосударственной образовательной организаций?
9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?
Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …
· Уставом общеобразовательного учреждения
· Муниципальными организациями местного самоуправления
· Законом Российской Федерации «Об образовании»
· Образовательной программой
2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …
· Типовое положение об общеобразовательном учреждении
· Закон Российской Федерации «Об образовании»
· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
· Федеральная целевая программа развития образования
3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …
· гимназии
· профессиональные училища
· колледжи
· негосударственные образовательные учреждения
4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …
· демократии
· децентрализации
· светскости
· непрерывности образования
5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …
· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности
· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования
· сохранение школьных традиций
· получение образования на родном языке
6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …
· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ
· частное лицо
· коммерческая организация
· орган местного самоуправления
7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …
· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением
· соглашением
· контрактом
· приказом
8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет
· 5
· 3
· 4
· 2
9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …
· Уставом общеобразовательного учреждения
· Законом Российской Федерации «Об образовании»
· администрацией школы
· Советом школы
10.Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …
· Уставом общеобразовательного учреждения
· приказом руководителя
· желаниями учащихся
· трудовым договором
11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …
· статус образовательного учреждения
· характеристика материальной базы
· расписание занятий
· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс
12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …
· Постановлением Правительства Российской Федерации
· Государственной думой
· Министерством образования Российской Федерации
· муниципальным органом управления образованием
13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …
· Устав образовательного учреждения
· Типовое положение об образовательном учреждении
· Программа деятельности образовательного учреждения
· Концепция развития школы
14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …
· вида
· типа
· организационно-правовой формы
· уровня образования
Список литературы:
1. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.
2. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.
3. Гринько, В. С. Модели и механизмы создания автономных учреждений / В. С. Гринько // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 2. - С. 22-36.
4. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М.: Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.
5. Дубровина, Э. Н. Локальные нормативные акты / Э. Н. Дубровина; Дубровина Э. Н. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 2. - С. 65-70.
6. Законы для Е-Learning // Платное образование. - 2006. - N 12. - С. 17.
7. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. - 2007. - N 1. - С. 107-109
8. Кирдянкина, С. В. Устав Общественного Фонда поддержки и развития школы / С. В. Кирдянкина // Завуч: управление современной школой. - 2008. - N 4. - С. 126-134.