Методические указания к курсу
ВВЕДЕНИЕ В НЕКЛАССИЧЕСКУЮ ЭСТЕТИКУ
Занятие 5.
В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.
https://coollib.com/b/289622/read#t18
1. Какие вехи в истории репродуцирования артефактов отмечает Беньямин?
2. Каким образом два приёма репродуцирования - художественная репродукция и киноискусство -оказывают обратное воздействие на искусство в его традиционной форме?
3. Какой моментотсутствует даже в самой совершенной репродукции?
4.Что включается в уникальность произведения?
5. Чем отличается ручная копия от технической?
6. Что такое подлинность у Беньямина?
7. Что, по-вашему, может проявиться у копии?
8. Чем спектакль превосходит фильм?
7. Что означает разрушение ауры?
8. Как техника меняет статус произведения?
9. Какова аура природных объектов?
10. Как Беньямин связывает массовость с потребностью в разрушении ауры?
11. Какое место занимает ритуальная функция в произведении искусства? Как она меняется в эпоху воспроизводимости?
12. Как меняется соотношение ценности наличия произведения искусства и его экспозиционных возможностей?
13. Почему портрет был важнейшим жанром на заре фотографии?
14. Что и почему не устраивает Беньямина в восприятии искусства кино ранними его исследователями?
15. Как в сравнении театра и кино проявляются основные моменты трансформации искусства? Поясните слова: «Ничто не показывает с большей очевидностью, что искусство рассталось с царством "прекрасной видимости"».
16. Поясните: «Кино отвечает на исчезновение ауры созданием искусственной "personality" за пределами съемочного павильона».
17. Поясните: «Любой из живущих в наше время может претендовать на участие в киносъемке».
18. Поясните: «Киноверсия реальности для современного человека несравненно более значима, потому что она предоставляет свободный от технического вмешательства аспект действительности, который он вправе требовать от произведения искусства, и предоставляет его именно потому, что она глубочайшим образом проникнута техникой».
19. Как техническая воспроизводимость произведения искусства изменяет отношение масс к искусству? Почему живопись занимает здесь особое место?
20. Как кино меняет восприятие мира?
21. На чем, по Беньямину, основывается шоковое воздействие кино?
22. Как в современном искусстве работает описанныйБеньямином процесс рассеяния восприятия, «становящегося все более заметным во всех областях искусства и являющегося симптомом глубокого преобразования восприятия»?
23. Какая разница между эстетизацией политики и политизацией искусства?
Занятие 6. Поп-арт – эстетика технической воспроизводимости?
I. Лекция Г. Зайцева «Британский поп-арт»
Вконтакте: https://vk.com/video253586823_456239064
или
Яндекс-диск: https://yadi.sk/i/7VCdNrBs3Pdxo8
Изображения выложены здесь: https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/ecp5sxgmitk4sgsc8w44s0okwc840g
01_Монро
Почему это изображение, по-вашему, вынесено на титул лекции?
02_Гамильтон
Какой вклад в поп-арт сделал Ричард Гамильтон?
03_Паолоцци
В каких формах работал основатель поп-арта? Какими материалами пользовался?
Каков основной идеологический посыл его работ? Кто ввёл термин «общество потребления»?
04_Бризи
Из каких элементов складывается посыл этого коллажа Паолоцци?
05_Наши дома
ЧтосделалоколлажГамильтона“Justwhatisitthatmakestoday'shomessodifferent, soappealing?” базовымдляискусствапоп-арта?
06_Поп
Какие смыслы слова «поп» работают в этом коллаже Паолоции?
07_Паолоцци
08_Bunk
Как в данных коллажах подана идея общества потребления?
Как в ней работаютсимулякры второго и третьего уровня/порядка?
05_Наши дома
Какие изменения в мироощущении человека, в культурной парадигме прослежены в коллаже? Как следующие понятие связаны с этим: «устойчивость», «новизна», «память», «трансформируемость», «функциональность», «обладание», «по-мещение»?
Подумайте, как современный тип устройства жилища связан с коллажностью.
В каких формах представлена техника в коллаже? Как работает понятие техногенности здесь? Как техника освобождает человека?
Что объясняет выбор киноафиши в коллаже?
Что значит «освобождение от телесности»? Как человек меняется местами с машиной? Как такой обмен обессмысливает деятельность человека? Как такой подход отражается в коллаже?
Как сексуальная революция связана с потерей человеком собственного смысла?
Как заголовок коллажа толкуется в этом контексте?
Подумайте, каким образом в коллаже тело работает как знак.
09_Система вещей
10_Матрица
Как работает книга Бодрийяра «Симулякр и симуляция» в фильме «Матрица»?
Какие три уровня симулякров описывает Бодрийяр?
Как понятие полифункциональности связано с представлением о симулякрах третьего уровня?
Что подразумевается под симулякром цифрового кода?
Как современная культура (в широком смысле) превращает человека и природу в знак? Подумайте, как подобный процесс отражен а работах художников поп-арта.
Что происходит с понятием «подлинность»? Подумайте, как подобный процесс отражен а работах художников поп-арта
Ответил ли Г. Зайцев на вопросы, которые поставил в начале лекции:
· Стоят ли за творчеством художников поп-арта какие-либо идеи?
· Можно ли их использовать на практике?
· Почему поп-арт возникает именно в 50-е годы XXвека?
Поясните мысль: «Поп-арт – эстетика технической воспроизводимости».