Итак, вехами на верхнем Пути являются очищение сознания и следование голосу сердца.




Мы на земле для того, чтобы научиться управлять стихийными силами и трансмутировать их в высшие энергии, и потому трансмутация земных энергий, особенно половой энергии, — есть восхождение к Дальним Мирам.

 

Закончим историческим примером, когда влюбленность была трансмутирована в гениальное музыкальное произведение.

В начале своей карьеры композитор Шуберт был приглашен венгерским магнатом Эстергази в качестве преподавателя музыки своей дочери. С преподавателем
и его ученицей произошло то, что было так естественно для двух молодых, устремленных к прекрасному, существ — они влюбились друг в друга.

Как только Эстергази заметил происшедшее, он немедленно уволил Шуберта. Но, спустя некоторое время, Шуберт получил приглашение явиться в его замок; была указана точная дата, когда магнат ожидал его. У Шуберта вспыхнула надежда, что, может быть, суровый отец уступил мольбам своей дочери и дал согласие на брак с ним. Как на крыльях, он полетел в замок.

Но там ожидал его удар: в этот день Эстергази выдавал свою дочь замуж за офицера-аристократа, и в замке играли свадьбу. Вызов же его в замок был актом мести всесильного магната.

Трудно представить и передать чувства, которые обуревали молодого человека, когда он покидал замок.
Но он претворил их, трансмутировав в гимн Великой Матери Мира, известный под названием «Аве Мария».

Так из мук неудовлетворенной любви родилось произведение, которому суждено жить века и века, неся утешение и радость людям.

г. Змеиногорск, 4 декабря 1986 г.
(среда, день Меркурия, вечер).

 

 


 

 

МЫШЛЕНИЕ. ТРУД

Если кто не хочет трудиться, тот
и не ешь.

Н.К. Рерих

 

Многие, услышав о существовании Шамбалы и Великих Учителях человечества, загорались желанием проникнуть туда и установить контакты с Ее Обитателями.

Одни для этого готовы пуститься в путь в Гималаи
и приступить к розыскам священной Обители; другие же, учитывая трудности таких розысков и малые шансы на успех, думают приблизиться к цели путем изучения магии
и ее применения. И те и другие ошибаются. Путь приближения к Великим Учителям Шамбалы лежит
в мышлении и труде[9].

Это значит, что можно не покидать места своего
нынешнего пребывания и все же приближаться
к заветной цели.
Но, указав местонахождение Пути, следует сказать и о том, в чем заключается сам Путь, какое именно мышление и какой труд имеются в виду.

Первым требованием будет мышление, свободное от предрассудков[10], предвзятых мнений, догм и фанатизма, всякого рода сектантства; оно должно быть высоконравственным и устремленным к познанию Истины, что включает в себя познание самого себя, своих скрытых возможностей. Так как такое устремление может быть успешным лишь тогда, когда человеку не мешают страсти, злоба, жадность, ненависть, раздражение[11] и другие человеческие пороки, то выработка нужного мышления включает в себя упорную борьбу с перечисленными недостатками.

Но так как каждому действию предшествует мысль, без которой оно не может совершиться, то эта борьба совершается, главным образом, в плане мысли. Например, человека, вкусившего разврат, преследуют похотливые картины и будоражат его воображение[12]. Он должен вступить в борьбу и очистить свое мышление от них.

«Итак, чистое мышление тоже не есть лишь нравственное понятие, но реальное умножение силы».

Так же он должен поступать с мыслеобразами других пороков. Это значит, что человек должен очистить свое мышление от всего, привязывающего его к низшей, животной стороне натуры и стараться думать о высоких, благородных чувствах, о высоких силах и о своем высоком назначении в Мироздании.

Сказано: «Самоотвержение есть крылья к Братству» («Надземное», 210), то есть к Братству Великих Учителей Шамбалы[13].

Именно, не эгоистическое, а полное самоотвержения устремление служить Общему Благу и есть то мышление, которое ведет к прекрасной цели. Путь этот изложен
в серии Книг Живой Этики, являющихся руководством
и новым Откровением для человечества, которое сейчас вступает в Эру построения.

И еще: «...Утверждайте, сейте благие мысли, пользуйтесь каждою вестью из Высших областей Знания
и Творчества для широкого оповещения, поймите всю великую мастерскую создания Новой ступени Мира, Эпохи нового утончения сознания, небывалых открытий
и широкого сотрудничества на основе Культуры!» («Письма Елены Рерих», 21.08.31 г.).

Теперь обратимся к труду, через который возможно приближение к Великим Учителям. Здесь имеется в виду не какой-то особенный, отдельный вид труда, но каждый созидательный труд, при одном непременном условии:
в него должно быть внесено высшее качество. Это значит, что каждый труд нужно выполнить, по возможности, лучше, вкладывая в него все свое умение. Именно это условие мог иметь в виду Н.К. Рерих, когда говорил нам:
«И полы могут быть вымыты прекрасно». Только на таком труде развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность, изобретательность и прочие творческие способности человека.

Задача человека заключается в его самоусовершен-ствовании и совершенствовании, которые являются труднейшим подвигом и доступны лишь Путем труда. «Труд служит лучшим очистителем от всяких мерзостей» («Мир Огненный», ч. 1, 290).

Труд, как умственный, так и физический, является Космическим фактором. Он творит эволюцию. Труд — величайшая необходимость и панацея от многих болезней. «Нужно посоветовать человечеству утроить напряжение труда» («Надземное», 438).

«Простая истина, что труд есть молитва, не всегда доступна людям, потому можно совершать доброе дело, твердя эту истину» («Надземное», 440).

Идеалом такого труда будет непривязанность к его результатам, плодам, он должен быть посвящен Общему Благу. Подчеркнем: на Пути следования Учению Живой Этики, главным условием остается высокая нравственность [14]. И это так понятно: лишь высоконравственному человеку могут быть доверены высокие силы, ибо он их применит только на Благо.

«Человеку, идущему Путем Агни-Йоги, не нужны искусственные вызывания и другие приемы магии[15], он идет Путем естественного раскрытия сокровенных сил своего Космического потенциала. Ведь утончение — рост сознания познающего Учение — приводит к раскрытию центров»
(Н. Уранов).

Но «изгнание магии не значит пресечение проявлений Тонкого Мира... Изучать и познавать чудесные подходы
к Миру Тонкому и Огненному не будет магией» («Мир Огненный», ч. 2, 251).

«Считающий себя обреченным на вечный труд духовно преграждает себе Путь к Беспредельности» («Беспредельность», 61).

«Многие люди считают труд проклятием,
а возможность не трудиться — счастьем. Какое пагубное извращение! Труд есть Закон Космоса, ибо путь труда есть Путь совершенствования. Все достижения приходят через труд. Все духовные и материальные блага созданы трудом. Никто не может существовать без труда. Если человек существует без труда, это значит, что он существует за счет труда других; это значит, что он является паразитом. Заставляя других трудиться на себя, он становится эксплуататором — ему обеспечена Карма рабства.

Есть труд любимый, труд необходимый и труд ненавистный. Есть труд полезный и бесполезный, бессмысленный «сизифов труд». Всякая деятельность есть труд. Даже война и любовь являются трудом. Есть труд, носящий в себе элементы труда любимого, необходимого, ненавистного, бессмысленного, полезного и вредного; то есть человек может быть производителем разнохарактерных чувств. Труд в одиночестве и труд совместный — сотрудничество.

Путь к Братству (высшей форме единения) лежит через совместный труд. Группа людей, объединяющихся для совместного организованного целеустремленного труда, является общиной. В зависимости от характера и целей труда общины могут носить разный характер, но смысл их всех будет един. Космос есть наивеличайшая Община, почему и сказано: «После общин — к Дальним Мирам».

Труд есть жизнь в ее самой естественной форме. Если правильный труд ведет к совершенствованию, то и сам труд постоянно нуждается в совершенствовании. Все чувства
и весь разум участвует в труде, и, совершенствуясь в нем, растет Дух.

Все плоды труда обречены. Лучшие здания рассыпятся
в прах, лучшие песни замолкнут в веках, но опыт, знания, чувства, накопленные трудом и во время труда, остаются навсегда и составляют вечное достояние Космоса.

Путь ученичества Агни-Йоги есть так же, как и все пути, Путь труда. Только напряженный труд приносит ощутимые результаты. Труд ученика должен планироваться; план должен быть и непреложен,
и подвижен. Ученик находится в труде постоянно.
Он отдыхает, перенося напряжение с одного уставшего центра на другой. Для него отдых заключается в перемене работы центров. Ученик постоянно заботится о росте качества труда, ибо качественный труд дает наибольшие накопления и наибольшие достижения. Экономия сил
и времени становится задачей первейшей важности.

Отношение к труду играет огромную роль. Любой труд, даже самый проклятый, есть возможность, а следовательно, и благо.

Бессмертие означает вечный труд. Если кто-то считает себя обреченным на такое страшное несчастье, как вечный труд, то такое отношение к труду преграждает ученику Путь к Беспредельности, к слиянию со своим
и Вселенским Высшим Началом, к приобретению неограниченных творческих сил, к творчеству Космическому.

Любимый труд есть величайшее счастье. Но, прежде чем обрести такое счастье, необходимо, естественно, полюбить труд, понять все его значение. Но чтобы полюбить что-то, необходимо, прежде всего, осознать красоту этого. Как помочь кому-то что-то полюбить? Нужно раскрыть ему Красоту, и Красота зародит любовь или притяжение.

Именно в труде решение всех проблем. Труд побеждает все стихии и приносит все достижения. Хочешь преуспеть — иди Путем труда, и нет другого Пути. Все преступники — это нежелающие трудиться. Все наркоманы — это люди, отвергшие радость труда. Конечно, труд может быть и малопродуктивным, и бесполезным,
и даже разрушительным.

Понявшие необходимость труда должны устремиться
к качеству. От труда некачественного не останется ни труженику, ни людям. Хотя порожденные качественным трудом предметы тоже рассыпятся в пыль, но способности духа нарастут, превратятся в растущий талант и останутся
с духом навсегда. Конечно, вещи высокого качества
и живут дольше. Великие народы исчезают, но их произведения труда и искусства кочуют от народа к народу и существуют на протяжении веков.

И еще поймем, что труд — это вся жизнь. Нет ничего, что можно было бы оторвать от понятия труда. Писание письма, прочтение книги, поездка по неотложной надобности, построение семьи, чистка одежды, забивание гвоздей — все, решительно все продвигающее
и устремляющее жизнь, есть труд, нуждающийся
в качестве, иначе говоря — в усовершенствовании; все требует предварительного обдумывания, планирования, все должно быть выполнено наилучшим образом.

Если эту идею провести в жизнь, последует рост за счет умножения накоплений. Ужасны неподвижность и лень — эти непримиримые враги труда и совершенствования.

«Напряженный, созидательный, ритмический (постоянный) труд соответствует принципу Космической жизни. Жизнь, проведенная в таком труде, являет пример лучшего понимания жизни. Пример такой жизни и являет монада Шестой Расы.

Но только лишь наша свободная воля может утвердить выбор: или праздник вечного труда, или возвращение
в хаос....Разложение есть разрушение, разрушение причиняет страдание. Кто предпочитает путь страдания Пути вечно нарастающей Радости? Где можно найти такого безумца? Но их миллионы!

Толпы их стремятся, давя друг друга, в страшные врата смерти, гонимые бичом иллюзии, заключенной в лживой формуле невежества: «Живем однова».

И спешат толпы испить блаженство мига и падают
в объятия страданий.
Только полюбивший вечный труд войдет в соприкосновение с Творческой Энергией Матери Мира, потому что любовь достигается любовью...».

г. Синегорье,
28.07.84 г.

 

 

 

 


 

 

ИЕРАРХИЯ

Также признание Иерархии есть редкое качество.

«Агни-Йога», 394.

 

Осознание Иерархии не есть формальная дисциплина — это есть разумное сотрудничество.

«Агни-Йога», 431.

 

Чему уподобляемо человечество: дико разрастающимся джунглям, тайге, где никакая организующая человеческая рука не направляет естественных процессов и все решают возникающие в них случайные соотношения сил, или же тщательно культивируемому саду, где все направляется заботливой рукой и Разумом, выработавшим План?

История, в том виде, в каком она изложена
в современных учебниках, несмотря на довольно убедительное объяснение социально-экономических факторов, вызвавших то или другое движение народов, не дает нам ответа на этот вопрос, ибо она не в состоянии объяснить: почему у этих народов иногда появлялись гениальные вожди, которые сумели зажечь дух народа
и устремить его к новому достижению.

Мы не можем ограничиться древней формулой, что всем руководит Бог, что все совершается по Его воле, ибо формула эта, во-первых, прозвучит, как голословное утверждение, и, вдобавок, вызовет у некоторой части человечества поползновение возложить вину за собственное плачевное положение на Господа.

Эти люди даже пойдут на обвинение Бога в плохом Руководстве, совершенно забывая, что они сами, своими поступками, привели в действие Великий Закон Кармы, Закон Причин и Следствий, гласящий, что нет явления без причины,
какова причина — таково и следствие
; и что, следовательно, виноваты они сами, и плачевные их обстоятельства суть плоды, посеянного ими самими.

Во-вторых, ни одно понятие не толкуется так различно, как понятие о том, что такое Бог. Для дикаря — это обмазанный кровью и жиром идол, которого он бьет при неудачах на охоте и, наоборот, при удачах приносит ему жертвы; для значительной части человечества — это очень древний старец с белой бородой, восседающий на заоблачном троне, мстительный и требующий славословий... А для иных Он не имеет ни формы, ни образа, Он — Дух, везде пребывающий...

Если Он вездесущий и всемогущий Индивидуум или Личность, существующая отдельно от Мироздания, спросим мы, то как он может одновременно направлять действия каждого человека, не раздробившись при этом на столько же единиц, сколько и людей? И если мы признаем это раздробление, то уже не можем думать
о Боге как об отдельном существе над мирозданием —
Он всюду...

Если же Он не индивидуум, не человекоподобная личность, а Несказуемый Источник Всего сущего, духовная природа вещей, таинственная однородная субстанция[16] — не Разум, а Отец Разума, не Сила, а Отец Силы, — то Он не принимает непосредственного участия в делах каждого человека, не управляет им, так же как родник, дающий начало великой реке, не управляет ее течением, но в то же время родник-источник незримо присутствует в могучей реке, и без него не было бы реки...

Несказуемый Источник, периодически бьющий в Беспредельности[17], дает начало Вселенской Реке, разлившейся Млечными путями, каскадами переливающейся из Вечности в Вечность. ТО — Великое Движение, ТО — Бесконечный Поток, где Изначальная Несказуемая Однородная Субстанция переходит в столь же несказуемое многообразие, получает плотность и формы, инволюционирует и эволюционирует, и в ней возникают разумы.

И за пройденными ступенями минерала, растения, животного и человека крылья Вечности несут человеческую особь через ступени сверхчеловека в ослепительное сияние божественности... Он уже Владыка Планет, пламенеющий Логос Солнечных Систем, Звездных туманностей — Сотрудник
Начал...

«Нет Бога, который раньше не был бы человеком», — гласит мудрость Востока. И нет конца восхождению, как не может быть конца совершенствованию, — перед нами Беспредельность!..

Ныне представители человечества, прошедшие
и закончившие свою человеческую эволюцию на теперь давно угасших на Вселенском просторе планетах, занимают божественные ступени во Вселенской Иерархии Света
и сами являются Творцами новых небесных Светил. Они пришли к этому Путями самоотверженности и сострадания, победив в себе свою низшую природу, то есть победив Дьявола [18]. В великом Служении они раскрыли свой божественный потенциал, заложенный во всем сущем,
и обрели мощь духа.

Таким образом, те, кто когда-то, в своей детской стадии эволюции, возносили молитвы Творцу, сами стали объектами поклонения и молитв — стали Богами. И пройти их Путями — удел земного человечества.

Мне кажется, кто-то, прочитав эти строчки, в ужасе закроет руками лицо: они покажутся ему кощунственными...

Пожалеем такого: ведь ему с детства внушили, что он только «раб божий», а не Его сын; только червь, в прахе ползущий, а не потенциальный бог. И не такому Христос сказал: «Вы есть боги».

«Важно понять Закон Иерархии» («Иерархия», 66).

Управление человечеством (как и Вселенной) построено по иерархическому (ступенчатому) принципу, аналогично войску, где приказ Главнокомандующего доходит до рядового, лишь пройдя ряд все снижающихся ступеней
и трансформаций.
(Трансформаций потому, что командиры боевых единиц, дивизий, полков, батальонов
и так далее будут приспосабливать и перерабатывать приказ в соответствии с условиями местности и прочими обстоятельствами; в результате этих трансформаций разные рядовые получат весьма отличающиеся один от другого приказы, и кто-то пойдет в атаку, а кто-то останется охранять полковое знамя).

Не правы заявляющие: «Мне не нужно посредников между мной и моим Богом...»

За исключением иерархического принципа, уподобление человечества войску неприменимо вследствие диаметрально противоположных отношений, существующих между солдатом и его иерархом-начальником, которому солдат обязан беспрекословно подчиняться под страхом наказания вплоть до расстрела.

Человечество состоит из свободных людей, обладающих свободной волей, на которую не посягнет ни один Иерарх Света; нет принуждения в следовании Иерарху Света — нет и не может быть насилия на Его Пути, а лишь ласковый Зов и влечение магнита Красоты, духовности
и любви. Сказано: «Иерархия не есть принуждение — она Закон Мироздания. Не угроза, но сердечный Зов
и Предупреждение и Наставление ко Благу. Так признаем Иерархию Света» («Иерархия»).

Свобода воли человека, свобода его выбора следования за добром или злом священны — это Космический Закон. Всякая попытка кого-то затащить в Рай насильно, путем хотя бы малейшего принуждения, недопустима, ибо противоречит нацеленности Космических Законов, устремляющих все сущее к единственному истинному счастью — к счастью Любви в самом высоком ее понимании.

Ради любви возникли Миры и пришло в движение Великое Колесо Жизни. Великое Единое стало Двумя, чтобы могла возникнуть Любовь. Чтобы возникла любовь, дитя должно покинуть чрево матери — только так оно найдет свою мать, и мать найдет свое дитя, и между ними вспыхнет любовь, которая не сможет проявиться, пока оба будут одно тело. И не может заводная кукла заменить матери ее дитя, хотя бы кукла и произносила нежнейшие слова... Здесь ответ тем, кто обвиняет Бога, что Он не создал совершенных, ангелоподобных людей.

Не играет Творец куклами и не нужны Владыке заводные игрушки. На Зов Любви ждет Он ответа от свободных своих детей... Великое Единое стало множеством, рассыпалось миллиардами Миров, зажглось миллионами Солнц, чтобы Вселенная залилась счастьем Любви. И во имя любви и сострадания Великие Иерархи пришли на нашу Землю на заре человечества, чтобы руководить им, слабым и неразумным, только что вышедшим из детских пеленок.

Великие Иерархи Света, достигшие ступеней, обеспечивающих Им пребывание в великой Красоте
и гармонии иных Миров, отказываются от заслуженного счастья и снова и снова облекаются в тяжкую плоть, принимая воплощения на Земле, чтобы принести человечеству скрижали Новейшего Завета, учить, звать
и показывать Путь к Свету и — быть осмеянными, быть гонимыми, быть распятыми... Они пришли и идут Путем Великой Жертвы.

Запомним: «...следует помыслить, что слава дел не ваша, но Иерархии Света. Затем можно восхититься беспредельностью Иерархии и укрепиться Подвигом, нужным всем Мирам» («Мир Огненный», ч. 2, 22).

Поэтому: «Потрудимся для Света и Иерархии».

г. Балхаш,
60-е годы


 

 

ПОДВИГ

…Очень ценны… размышления на темы Учения. Хорошо бы взять темы «Простота» и «Подвиг». Эти два понятия в Учении особенно подчеркиваются.

Е.И. Рерих

 

Мы произносим это знаменательное слово — подвиг;
и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово — подвижник, ибо без одного нет другого.

Что такое подвиг? Каким должен быть подвижник?
В ответ на это в нашем сознании, может быть, молниеносным видением промелькнет Александр Матросов, бросавший свое животрепещущее тело, как заслонку, перед изрыгающей огонь амбразурой пулеметного гнезда…

Пройдет морозным утром по пути к фашистской виселице истерзанная русская девушка Зоя, чтобы превратиться в легенду в веках…

Упадет у заснеженной ели зарубленный саблями Иван Сусанин…

Закачается летом высокая трава, а зимой засеребрится снег на холмиках братских могил, где похоронены безвестные теперь подвижники — защитники Родины…

Да разве они — подвижники? Было время, когда понятия подвига и подвижника ассоциировались с тихой монашеской кельей, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы, гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного знамения — представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей рукой…

Да, разные бывают подвиги и подвижники и по своей внешности, и по обстоятельствам, где совершается подвиг.
Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта — самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Ведь не назовете же вы подвижником человека, храбро заглянувшего в глаза смерти ради личной выгоды? Иначе многие преступники стали бы применять к себе этот высокий термин.

Но самоотверженность может быть выявлена не только принятием смерти, в более или менее кратковременном деянии, — она может выразиться в продолжительной деятельности на Общее Благо — деятельности, иногда охватывающей всю жизнь, как это было у четы Рерихов, супругов Кюри, у Маркса, Ленина и других.

И остается под вопросом: что выше — умереть за человечество или же всю жизнь служить человечеству?
И новый век приносит нам и новый тип подвижника — тип, требуемый нашей Эпохой — это подвижник — строитель новой, более счастливой жизни.

Он не прячется от жизни за монастырскими стенами. Нет. Он любит жизнь и стремится быть в самом водовороте ее, в самом кипении. Он весь в действии, и, прежде всего, он — творец, и творчество — его удел, будь то творчество новых технических методов, будь то любая из областей науки, искусства и социального устройства, будь то творчество добрых отношений между людьми и помощь
в любой форме тому, кто в ней нуждается.

Чуткие и бережные к боли другого рыцари мечты
о Всеобщем Благе часто проходят жизнь неузнанными —
в замазанных комбинезонах рабочего, в мундире воина,
в разнообразнейших штатских костюмах.

Для того чтобы иметь ясное представление о том, каков подвижник нашего времени и что от него требуется, надо иметь ясное представление о содержании подвига современности. Для этого я процитирую, что сказал
о подвиге Александр Клизовский в своей книге «Основы миропонимания Новой Эпохи».

Делаю это потому, что упомянутый автор писал свою книгу под наблюдением Е.И. Рерих, которая при надобности вносила свои поправки. Кроме того, этот труд последнее время стал библиографической редкостью, недоступной массовому читателю. Считаю, что последнее обстоятельство оправдает несоразмерно длинную цитату.

«Постоянный труд как молитва есть подвиг, но подвиг, как говорит Учение, есть самое практичное действие, ибо, лишь совершая подвиг, лишенный эгоистических стремлений и личных исканий, мы растем гигантам подобно, лишь таким подвигом движемся вперед и совершенствуемся. Все подвижники, все святые брали на себя какой-нибудь, лишенный личных исканий, трудовой подвиг и совершенным исполнением его достигали и совершенства, и святости.

Учение говорит: «Подвиг не есть отказ, но есть вмещение и движение. Искания, лишенные личного начала, называются подвигом. Подвиг есть осознание необходимости. Учитель смелость называет подвигом».

Таким образом, подвижником, в современном значении этого слова, будет всякий, осознавший необходимость эволюционного движения, обладающий смелостью, чтобы отказаться от ветхих предрассудков и устарелых понятий,
и в своих исканиях не преследующий никаких личных выгод, — будет совершать необходимый в наше время подвиг.

Всякое время требует своих подвигов. Учитель говорит: «Разве далек подвиг?».

Не надо диких зверей, не надо суда и войн, подвиг близок. В наше время не нужны дикие звери, которые растерзывали христиан на аренах римских цирков в первые века христианства, не нужны суды и пытки, которыми пытали во времена «святой инквизиции», не нужны войны, где жизнь каждого честного воина есть подвиг, но нужно нечто другое.

В наше время подвиг близок каждому из нас и должен войти в нашу жизнь каждого дня как сознательное
и непреложное стремление к эволюции. Помогая Эволюции, помогая Плану Владык, помогая Учителю строить Новую Страну, мы тем самым совершаем наибольший подвиг, какой мы в это переходное время можем совершить и какой от нас может ожидаться. В таком подвиге будет молитва наша, и такой подвиг дает нам высокое и почетное звание помощников и сотрудников Светлых Сил.

Подвиг нужен, первым делом, каждому из нас, ибо,
«являя лик подвига, растете гигантам подобно», — сказано в Учении. Во-вторых, подвиг необходим, чтобы продвинуть всех малых, слабых, стоящих на низкой ступени развития.

«Гордость духа есть ступень к подвигу», — сказано еще. Не та низшая гордость, которая заставляет относиться свысока и с пренебрежением к стоящему ниже, но возвышающая и положительная гордость — гордость духа высокоразвитой сущности, которая из чувства сострадания к неразвитому человеку берет на себя труд и подвиг поднять его до своего уровня.

В наше время тусклая, бессознательная жизнь обывателя, который не предпринимал ничего ни для собственного совершенствования, ни для совершен-ствования жизни, возлагая все свои упования на Бога, который должен был о нем заботиться, кончилась. Началась заря подвига, как говорит Учение. Каждый может стать подвижником, для чего нужно лишь сознательно принять участие в строительстве новой жизни.

«Предпочтителен подвиг, выросший сознательно. Подвиг, выросший из непреложности, сияет как солнце дающее. Пока дух стремится к подвигу, значит он жизнеспособен. Мы не очень верим подвигам случайным. Со страху можно совершить подвиг мужества», — так говорит о подвиге Учение.

Подвиг дает удачу жизни, ибо неудача есть результат неправильно взятого направления. «Удача жизни укрепляется лишь элект­ричеством молитвы подвига», — говорится в Учении.

Человек, сознательно взявший на себя исполнение какого-нибудь, имеющего эволюционное значение, Задания, что по условиям требований переходной Эпохи квалифицируется как подвиг, привлекает на свою сторону все Космические Силы. Все они становятся его сотрудниками и помощниками, и неудач в его начинаниях не может быть. Грядущий Учитель про таких говорит: «Искатели подвига, сохраню вас на гребне волны
и поставлю над пропастью, как на башне неприступной». Обещание утешительное и многозначительное.

Понятие подвига вообще не чуждо человечеству. Всегда были на разных путях жизненного поприща разного значения подвижники, но подвиг как молитва, редко когда
и кем был понимаем правильно.

Исполнение и проведение в жизнь подвига требует известной духовной зрелости, ибо когда желанием подвига воодушевлен человек малоразвитый и некультурный, то вместо подвига он часто совершает преступление, которое людьми такого же развития рассматривается как подвиг.
К числу таких мнимых подвижников можно отнести террористов, жертвующих своею жизнью ради убийства неугодных им высоких носителей власти. Многие не освободились от неправильной оценки подобных «подвигов» и по сей день.

Живая Этика дает меру для правильной оценки поступков, именуемых подвигами. «Чем утвердите качество дел ваших? Если дела полезны всему человечеству, то
и сущность их хороша. Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего Мира, то и мера хороша».

Апостол Павел сравнивает Создателя Вселенной
с горшечником, который из одной и той же глины лепит сосуды, как для высокого, так и для низкого употребления. Конечно, не все люди предназначаются для исполнения высоких ролей, не все могут быть вождями
и руководителями других. Нужны люди и для черной работы, и «в таком большом деле, как жизнь, и глупость квартиру найдет, но не в верхнем этаже», — сказано про таких подвижников в Учении Живой Этики.
Таких подвижников, совершающих подобные подвиги, можно лишь жалеть. Они стоят на столь низкой ступени развития, что годятся лишь для черной работы.

Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается Подвиг Христа. Лишь такой гигант Духа, каким был Христос, мог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший
и совершеннейший из сынов человеческих
, безропотно
и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих распинателей и мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим Знанием и могуществом, Он отказался хотя чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем,
в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить!

Но Его страдания с Его смертью на кресте не кончились. Он ведет своих последователей дальше
и страдает теперь от их неразумения, ибо, исказив Его Заветы и извратив Его Учение, они причиняют Ему не меньшую муку, чем Его преследователи и гонители. Так Он будет страдать до тех пор, пока все Его последователи не достигнут, как говорит апостол Павел, «полного возраста Христа», пока все они не будут подняты Им до Его уровня.

Такие, продолжающиеся многие века Подвиги берут на себя, для нашего спасения, наши Высокие Водители
и Руководители». (А. Клизовский. «Основы миропонимания Новой Эпохи», гл. V, «О молитве и подвиге»).

Но самыми ценными определениями понятия о подвиге
я считаю все, что сказала о нем великая (а может быть величайшая) подвижница нашего времени Елена Ивановна Рерих.

«…Слово подвиг так прекрасно! В нем соединены самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг сознания, не только личного, но
и сознания народа и страны.

Именно сейчас время призывать к подвигу. Все страны, весь Мир вовлечены в страшную борьбу, в которой победят лишь сильные духом. Не будем обманывать себя, что все как-то уляжется. Нет, каждая страна должна понять, что она может устоять, лишь пробудив в сознании лучших своих представителей неотложность борьбы с силами невежества, с силами разрушения. Все страны проходят Великий Экзамен, многие ли выдержат его. Карта будущего уже сложилась в Тонких Мирах, но многие облегчения могут еще быть внесены.

Итак, вдохновитесь и пишите зажигательные статьи
в защиту культуры духа, прославляйте героизм и подвиг! Как сказано в Учении, там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным, там разложение.
По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Завет Величайшего Духа, покидавшего нашу планету, своим оставшимся Братьям был: «Творите героев!»

Пришло время, когда мы все должны стать героями
и творить героев
».

«…Для принятия в ученики, прежде всего, нужно понимание и принятие, и несение подвига в жизнь. Именно над этим понятием несения подвига, как непременным условием, следует очень задуматься. Но большинство даже не задаются мыслью: какими качествами должен обладать человек, чтобы стать принятым учеником,
и какие качества закрывают перед ним эту возможность?
».

«…Да, Путь несения Света всегда был и есть Путь подвига, потому он так прекрасен. Нет в нем самости, нет
и страха, но лишь высокая радость служения Великому».

«… Работайте на объединение сотрудников. Нам дан
Завет — Единение, Мужество и Подвиг — этими Огненными качествами строится Новый Мир и зарабаты-вается Право на вход в Твердыню Великого Знания».

«…Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными, парализуют лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало ».

«…Многие мечтают о подвиге и пытаются найти его где-то вне дома и часто даже вне жизненности, тогда как наибольший подвиг часто именно там и в тех условиях, в которые мы поставлены судьбою. Мы знаем многих подвижниц, и они тем более велики, что лишь в редчайших случаях люди скажут о них доброе слово. Люди всегда верны себе, и даже в оценке подвига они отдадут предпочтение блеску и шумихе. Потому, избрав путь семейной жизни, примите его легким сердцем,
и многое облегчится…» («Письма Елены Рерих»).

«Слова «подвиг» почему-то иногда боятся и иногда избегают. «Подвиг не для современной жизни», — так говорят боязливые и колеблющиеся, но подвиг добра, во всем всеоружии, заповедан во всех веках.

Не может быть такого века, такого года и даже такого часа, в течение которого подвиг не мог бы быть уместен. Добротворчество настолько необозримо, что во всех видах своих может быть выполняемо ежечасно. В своем неукротимом течении это благое творчество заполнит все время, воспламенит все помыслы, избавит от утомления. Заметив темные пятна, вы всегда будете знать, что «и это пройдет». Чем сильнее будет водворено в сердце добротворчество, тем легче скажется мудрый завет о всякой тьме: «И это пройдет» (Н.К. Рерих).

Тип такого подвижника являет собою Николай Константинович Рерих. О нем Елена Ивановна говорит:

«Для меня, постоянной свидетельницы его творчества,
источником непрестанного изумления остается, именно, неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью
и неожиданностью красочных комбинаций.

Не менее замечательной является и та легкость
и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нем, и редко, когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания.

Истинно, наблюдая за процессом этого творчества, не знаешь, чему больше удивляться: красоте ли произведения или же виртуозности выполнения его».

«Вот этот подвиг жизни, во всей его суровой красоте,
и проводит Н.К. Жизнь его есть жизнь полного самоотречения, он живет для великого служения человечеству. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. Терпимость великая — природа его,
и, как магнит, притягивает он самых различных людей
и группирует их вокруг имени его. Мудрость Учителя есть мудрость его. Если было бы иначе, разве мог бы он быть таким провидцем и так преуспевать в порученных ему
делах при таких чудовищных препятствиях, которые воздвигаются темными при конце Кали Юги, во время грозно св



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: