Термы теперь являлись средством публичной гигиены, демонстрацией роскоши, символом власти императора и благотворителей, единством заботы о душе и теле.




ДОМ И ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ

Римское общество в своем развитии прошло огромный исторический путь. Жилище, семья, частная и общественная жизнь изменялись в различные периоды. О раннем времени сведения наши ограниченны. Большая часть источников — письменных и вещественных — относится к позднереспубликанскому и императорскому периодам.

Жилая архитектура

  • Круглые и прямоугольные дома раннего периода. Жилищами служили хижины со стенами, сплетенными из ветвей, обмазанными глиной, и с соломенной крышей. Остатки таких хижин открыты в Риме. Об облике примитивных круглых и прямоугольных хижин первых веков I тысячелетия до н. э. можно судить по погребальным урнам, найденным в Риме и Средней Италии. Дым от очага, на котором готовили пищу, выходил через отверстие над дверью.
  • Таберны. Позднее появились небольшие жилища, служившие их небогатым хозяевам мастерской и лавкой. Жилая часть в них, не более одной комнаты, отделена была загородкой. Торгово-ремесленные помещения назывались табернами. В них иногда были закусочные, от которых позднее пошло название таверны. И в Риме на форуме долго стояли таберны, жилища простого люда. Нередко они имели вторые этажи.
  • В деревне сложился тип зажиточной усадьбы, в которой прямоугольный двор с очагом был окружен хозяйственными постройками. На двор выходила также хозяйская спальня, а с двух сторон от нее располагались амбары. Прототип виллы и городского италийского дома.
  • Атриумный дом. Из деревенской усадьбы развился типичный городской италийский дом. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум, в перекрытии которого оставляли большой проем, под которым находился очаг. У последнего собиралась семья; от дыма очага стены и потолки атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: «атер» — значит черный. В глубине атриума находилась спальня хозяина, а по сторонам от него были крылья, в которых стояли шкафы и изображения домашних богов — ларов; в остальных частях дома располагались комнаты членов семьи и рабов. Наиболее ранние дома с атриумами (каменные особняки людей с достатком) относятся к IV—III вв. до н. э. Открыты они были в Помпеях. Дома этого времени были скромными и небольшими, занимавшими площадь примерно 15 X 15 м и имели замкнутый, суровый вид, так как на улицу выходили их глухие стены, а на фасаде выделялся только вход в лавки-мастерские, если таковые были. Вероятно, такими были и дома патрициев в Риме до проникновения в него роскоши. Атриум был центром и самым священным местом дома — все важные семейные церемонии происходили в нем: заключение браков, наречение именем младенцев, погребальные обряды и официальные приемы посетителей.
  • атриумно-перистильный дом. Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. до н. э. Греции, когда римляне познакомились с богатыми греческими домами с перистилями — светлыми внутренними двориками. Старинный латинский атриум стал казаться темным и неприветливым. Национальные традиции не позволяли, однако, отказаться от него. Поэтому к атриумному дому была пристроена новая часть — перестильный дворик с садиком, вокруг которого были расположены жилые помещения. Здесь отдыхали, принимали близких друзей, иногда обедали. Атриум же сделался официальной приемной, очаг из него был перенесен в особую кухню, а на его месте появился неглубокий бассейн, дающий прохладу в жару. Прежняя спальня стала кабинетом хозяина. Обедали в особой столовой — триклинии. Соединению частей италийского и греческого домов римляне придали тесное единство, при котором одна часть дома дополняла другую: атриумная часть была для общественной жизни, а перестиль — для частной.
  • террасные городские виллы. Желание глядеть из дома на природные ландшафты привело к созданию террасных домов на склонах городских холмов. Частью дома была терраса, открытая в сторону долины или моря. Таким образом, был нарушен замкнутый характер античного дома. Эти городские виллы, построенные знатью, предназначались для отдыха. Бесчисленные виллы стояли на берегах Неаполитанского залива, так как эти места славились чистотой воздуха и прекрасным видом. У Цицерона была здесь, но его словам, «прелестная вилла». Появлялись виллы и в самом Риме, и они называли садами: Сады Лукулла — первая вилла в Риме, сады Юлия Цезаря за Тибром, сады Саллюстия. Нередко они располагались на склонах холмов.

Инсулы. Многоэтажные и многоквартирные дома — инсулы, как их называли, получили особенно большое распространение с конца I в. н. э. В них было четыре, пять этажей, иногда и более. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница, а в каждом этаже были окна, обращенные на улицу. Наружную кирпичную кладку инсул не штукатурили. Кроме окон, на улицу были обращены балконы и портики перед лавками в первом этаже. Вход в более дорогие квартиры обрамляли колонны и пилястры. С I в. н. э. даже довольно состоятельные люди жили в наемных квартирах, снимая целый этаж площадью около 200 м2. В такой квартире были одна или две передние комнаты, столовые, личные изолированные комнаты с выходом в коридор. В более скромных квартирах селились отпущенники, торговцы, ремесленники. Беднота ютилась на верхних этажах инсул. По словам римских поэтов, бедняки поднимались на «двести ступеней» до своей комнаты и входили согнувшись — так были низки потолки, а из окон верхнего этажа предметы на улице казались неясными, как в тумане. Многоэтажные инсулы — доходные дома — строились плохо, наспех, часто из кирпича-сырца с деревянными прокладками, которые часто обваливались, - писал в одной из своих сатир Ювенал, сам живший на антресолях. Страбон же сообщает о том, что один из философов погиб ночью в своей квартире во время обвала дома.

Для отопления служила домашняя жаровня. Пожары были нередки. Для тушения пожаров в таких домах всегда не хватало воды — провести водопровод было слишком дорого, только на площадях и в особняках били фонтаны. Жители инсул часто покупали воду у водоносов или ходили к ближайшему фонтану. Во избежание этих бедствий императоры запрещали строить дома сначала выше 21 м, а затем 17 м.

В Риме был раскопан многоэтажный жилой дом II в. н. э. Сохранились четыре этажа и остатки пятого общей высотой 21,90 м. В нижних этажах — таберны с мастерскими и лавками, с позднее пристроенными к ним портиками, второй этаж имел планировку, аналогичную первому, в третьем (и, вероятно, в четвертом и пятом) был ряд небольших, плохо освещенных помещений с общим коридором.

Похожие дома — инсулы — открыты в Остии, которая была торговым портом Рима. Спекуляция такими домами была обычным явлением. Дома сдавались арендаторам, а те передавали по частям более мелким съемщикам, что приводило к невероятной дороговизне квартир в Риме: за годовую плату за темную квартиру в Риме можно было купить дом с садом в Италии. В день выплаты годовой платы по улицам брели со своим скарбом бедняки, выгнанные из дома за невнесение квартирной платы. Мосты, ступени, пороги зданий и склоны холмов в теплое время, а подвалы в зимнее ненастье были постоянным местопребыванием нищих.

Декор жилых помещений

Отделка домов стала богаче, чем прежде, наличники дверей, порогов были облицованы камнем или мрамором. В дверь стучали молоточком, были и звонки. Окон немного, и они имели вид узкой щели. Большое распространение получили многофигурные мозаики. На пороге или в коридоре выкладывались мозаикой или приветствия «здравствуй», «будь здоров», или пожелание счастья дому, или «да здравствует прибыль»— на пороге дома торговца; часто изображение собаки и надпись: «берегись собаки».

Мозаичные полы были и в атриумах и в других помещениях. Бассейны облицовывались мрамором, украшались статуями. Стены покрывали росписи. В перистилях находились статуи, фонтаны, водометы, клумбы с цветами и беседки. Даже в небольшом доме обычно был маленький сад.

Для II в. до н. э. характерны принадлежавшие знати атриумно-перистильные дома Помпей. Некоторые из них напоминают собой настоящие дворцы. Таков т. наз. дом Фавна в передней части которого были два атриума, каждый со своим входом. Один из атриумов, более торжественный — центр хозяйской половины. С улицы в него вел коридор с прекрасной мозаикой — изображением трагических масок и цветов. Вокруг второго атриума находились службы и комнаты для рабов. В доме были два перистиля, расположенные один за другим. Первый, окруженный 28 коринфскими колоннами, имел бассейн, и на него выходили комната со знаменитой эллинистической мозаикой, изображающей битву Александра с Дарием, и летние столовые. В доме были и другие прекрасные мозаики — Дионис верхом на пантере, голубки, пьющие из чаши, кошка с птицей в зубах.

Вдоль коридора, ведущего из служебного атриума ко второму перистилю, были стойла, кухня, баня. Второй перистиль представлял большой сад, окруженный 56 колоннами.

В императорский период отмирает тип старого атриумного дома и главным помещением в нем становится столовая — триклиний, нарушаются симметрия и строгость прежнего плана.

В помпеянском доме Веттиев — бывших рабов, богатых вольноотпущенников, атриум стал как бы парадным вестибюлем к перистилю, в который он переходит. Дом перегружен скульптурами и яркой росписью.

Другой богач скупил половину домов целого квартала, соединив их между собой; у одного из входов были устроены каменные скамьи для посетителей, один дом, предназначенный для рабов, отделялся от хозяйской половины крепким запором для безопасности господина, в саду вместо перистиля была устроена обширная летняя столовая, в которой подставкой для светильника служила прекрасная статуя эфеба. Часть сада можно было затоплять водой для того, чтобы пирующие оказывались как бы на острове.

Загородные, богато украшенные виллы были разбросаны по всем провинциям Римской империи. Сенаторы, желавшие удержать свое звание, должны были жить в роскошных домах и иметь виллы.

В богатых домах в атриуме между колоннами часто были занавеси, проем в его крыше затягивался тентом для защиты как от солнца, так и от взглядов посторонних из домов, стоящих на более высоких террасах. Дома и виллы украшали статуи, иногда привезенные из Греции, а обычно копии их, которые делались во множестве.

По словам одного писателя императорского времени, в стенах Рима жил другой народ, состоящий из статуй. Столовые богачей были украшены колоннами из ценных пород; согласно Плинию, в столовой одного вольноотпущенника было 30 колонн из восточного алебастра.

В бассейнах, облицованных мрамором, нередко устраивали фонтаны, украшенные статуями, представлявшими мифологическое существо, ребенка или животного.

 

Домашняя утварь

В атриуме стояли мраморный стол с украшениями и деревянный сундук, обложенный металлическими пластинками, в котором хранили ценности или деньги. Иногда в атриуме находились портретный бюст хозяина и статуи.

У богатых римлян на ложах не только спали, но обедали и занимались. Деревянные кровати имели только одну спинку — изголовье. Дорогие кровати украшались бронзовыми, серебряными и костяными накладками. Изголовье украшалось изображениями головы мула или иной скульптурой. На раму кровати натягивался ременный переплет. Во времена республики матрацы и подушки набивали шерстью, позднее — гусиным пером и пухом, который часто привозился из Галлии. Вместо простынь употреблялись покрывала.

В столовых вокруг круглого или прямоугольного стола ставились три широких ложаклинэ, поэтому столовая называлась триклинием. На каждом ложе возлежали, опершись на подушки, три человека. Особенно дорогие ложа с украшениями из серебра, золота и черепаховых щитков вошли в употребление во времена империи. Тогда же вошли в моду и полукруглые ложи — сигмы, на которых умещалось дo двенадцати человек.

Перед ложами ставили круглые столы на трех изящно изогнутых ножках, заканчивавшихся лапами хищников или копытцами. Столы были настоящими произведениями искусства. Они стоили дорого, особенно ценились круглые обеденные столы из лимонного дерева на одной ножке, из слоновой кости. Как и в Греции, были распространены стулья различных типов — с выгнутыми ножками и табуреты.

Для хранения одежды обычно имелись большие сундуки с металлическими накладками. Шкафы употреблялись редко и главным образом для хранения посуды. Библиотеки состояли не только из свитков папирусов, как в Греции, но также из книг, наподобие современных, сброшюрованных из пергамента, с рукописным текстом.

Мебель была немногочисленной: передвижные ширмы, бронзовые канделябры, на которые ставили бронзовые же светильники. Формы и украшения светильников были самые разнообразные: в виде масок, человеческих голов, ноги в сандалиях и т. д.

У бедняков, живших на верхних этажах инсул или в табернах, ложе было сделано из простого дерева, тюфяк набит камкой, прикрыт соломенной циновкой или в лучшем случае овчиной. Поэт Марциал описывает имущество семьи, выселенной из дома: мужчина и женщина тащили кровать о трех ножках, стул о двух ножках, фонарь с роговыми стенками, жалкую кухонную утварь.

Хозяйственная утварь и посуда, употребляемые римлянами, похожи на греческие и во многом были заимствованы у них. Продукты хранились в глиняных сосудах, напоминающих пифосы, и в амфорах; для жидкостей служили меха. Кухонная посуда была глиняной и бронзовой. В Помпеях найдены бронзовые котелки и треножники, ведра и кастрюли с выпуклыми стенками, сковороды. И даже там можно найти прототип нашего самовара, служивший для нагревания воды, которую смешивали с вином.

В раннее время римляне ели из глиняных и деревянных мисок. До III в. до н. э. серебряная посуда была настолько редкой, что карфагеняне язвили, говоря, что на весь Рим имеется только один серебряный сервиз, передаваемый на торжества из дома в дом. В знатном роде Эмилиев была только одна серебряная солонка, считавшаяся сокровищем. После завоеваний III—II вв. до н. э. награбленное серебро привозилось возами и серебряная посуда стала у богатых общеупотребительной. Покорение греческих городов способствовало широкому распространению греческих форм сосудов, им подражали италийские мастерские. Пища раскладывалась на чернолаковые бронзовые и серебряные блюда. Вино пили из греческих чаш и италийских, украшенных рельефами и латинскими надписями. Во время империи большое распространение получила глиняная посуда, покрытая красным лаком, и стеклянная. Золотая посуда употреблялась редко.

У римлян, как и у греков, был очень четкий, твердо установленный распорядок дня. Самой деловой была первая половина дня. Уже на заре начиналась работа в мастерских, в школу шли ученики, взрослые наносили визиты. К богатому человеку первым являлся цирюльник для бритья и стрижки, затем следовал первый завтрак — он был скромным и состоял из хлеба с солью, оливок, сыра, вина и меда. К хозяину для утреннего приветствия и за распоряжениями являлись члены семьи и рабы, затем происходил иногда продолжительный прием клиентов — находившихся под его покровительством небогатых граждан. Одним клиентам давались поручения, от других выслушивались просьбы. Всякий более или менее состоятельный римлянин считал необходимым отправляться в утренний час на форум в окружении толпы клиентов, красивых рабов и обладающего хорошей памятью раба-номенклатора, называвшего потихоньку хозяину имена встречных.

Общественные, судебные дела исполнялись до полудня, когда у бедных людей, а в древности и у богатых начинался обед. Позднее стало обычным, как и у греков, в полдень устраивать второй завтрак, также скромный, как и первый: у бедных — хлеб со свеклой, у состоятельных — маслины, инжир, иногда мелкая рыба. Затем следовал отдых, после него — гимнастика, мытье в банях-термах, прогулки.

Гигиена

Древнеримский историк и писатель Плиний сообщает, что в его время (I век н. э.) мыло уже было хорошо известно и производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. По всей видимости, запах, исходивший от мыла, стал одной из причин активного использования ароматических масел, смесей, мазей, притираний и духов, которыми пользовались и мужчины, и женщины.

Судя по системе труб, найденной при раскопках вилл богатых горожан, в их дома подавалась не только горячая и холодная, но и теплая вода. Иногда имелись даже специальные ванные комнаты для купания в холодной и в горячей воде. Трубы к этим ваннам шли от общественных бань. Во времена Республики гигиена относилась к частной сфере жизни. По мере завоеваний и обогащения в городах начали строить уже не скромные бани, а всё более роскошные термы.

Римские термы

Термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.) отличались богатым убранством, вмещали одновременно около 2300 человек. После изобретения сомкнутых сводов, стен с подогревом и акведуков (от лат. aqua — вода и ducere — вести) канал, труба для подачи воды, бани приобрели особую общественную функцию. Там собирались граждане Рима и проводили свой досуг (otium), т.к. их общественная жизнь не заканчивалась утренними обязанностями. Римлянин всегда осознавал себя не столько общественной личностью, сколько частью целого общества: он не должен был пребывать в одиночестве. Долгое время даже считалось, что человек ищущий уединения, непременно замышляет что-то дурное или жаждет придаться постыдным порокам. Женщины купались вместе с мужчинами в одном бассейне или собирались женской компанией. После посещения унктория, где купальщика умащивали и посыпали песком, посетитель занимался физическими упражнениями. Затем он переходил в кальдарий, где принимал паровую ванну, подвергался процедуре обработки кожи банной скребницей, после чего совершал омовение. Горячая баня – тепидарий, всегда предшествовала купанию в холодной воде. Пребывание в термах завершалось процедурой эпиляции и массажем.

Термы теперь являлись средством публичной гигиены, демонстрацией роскоши, символом власти императора и благотворителей, единством заботы о душе и теле.

Пища

В раннее время состоятельные семьи обедали всегда в атриуме, и обед состоял из соленой каши, овощей, полбы, бобов, рыбы и изредка мяса. Хлеб обычно выпекался дома. Лишь позднее хлеб стали выпекать в городских булочных. В помпейских пекарнях были найдены обуглившиеся хлебы в виде круглых ковриг, разделенных на несколько частей, так как хлеб ломали руками, а не резали.

С позднереспубликанского времени стали обедать в специальных комнатах-столовых — триклиниях. Самые почетные среднее и правое ложа предназначались для гостей, на левом возлежали члены семьи.

В императорское время участники пира особое значение придавали распределению мест. Обед теперь состоял из трех частей: закуска — яйца, салат, капуста, грибы, соленая или маринованная рыба, устрицы. Затем шел собственно обед из двух-трех блюд: рыба, птица, жаркое и десерт: бисквиты, фрукты. Вино пили во время закуски и десерта.

Обед ремесленников, по словам Марциала, состоял из бобов и репы, чечевицы, гороха, лука, чеснока, а рыба или баранья и свиная голова считалась роскошным обедом: «их пища — вино, кислое, как уксус, и черный ячменный хлеб».

В период республики число гостей не было большим. На пиру высоко ценился дар собеседования, а в римском остроумии Цицерон находил больше соли, чем в аттическом. Застольные беседы посвящались разговорам о литературе, искусстве, науке, и в них принимали участие римские матроны (замужние женщины). В республиканское время на пирах произносили речи. Некоторые люди специально изучали учебники и посещали лекции, чтобы блеснуть в застольной беседе, недаром Марциал говорил, что на пиру получаем свое общее образование. Пир в среде ученых превращался в своего рода ученую дискуссию.

Для позднереспубликанского и императорского времени характерна роскошь пиров. В I в. до н. э. полководец Лукулл настолько прославился своими пирами, что выражение «лукуллов пир» стало синонимом роскошной трапезы. В императорское время подавление общественного мнения, шпионаж, бесконечные процессы об оскорблении императора исключали всякую возможность политических разговоров на пирах. Марциал, приглашая друзей, предостерегал: «Мои кубки никого не должны привести на скамью подсудимых».

В это время излишняя роскошь блюд и распущенность нравов на пирах достигла своего апогея. В пирах принимали участие богатая молодежь и женщины. До нас дошло сатирическое описание Петрония — чудовищного по своему безвкусию пира разбогатевшего вольноотпущенника Тримальхиона.

Бедняки, корпорации ремесленников, мелких торговцев и рабы, входящие в них, устраивали в первые века нашей эры свои пиршества в складчину.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: