ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
1. Подготовленность педагога-психолога к обследованию: наличие цели, гипотезы, плана проведения диагностики; наличие и качество методического материала, состояние помещения.
2. Учет цели диагностики, возрастных особенностей и отклонений в развитии ребенка при планировании обследования и подборе диагностических методик. Надежность и валидность выбранных методик.
3. Приемы установления контакта, снятия эмоционального напряжения и активизации ребенка в процессе диагностики, их эффективность.
4. Соблюдение процедуры обследования, случаи изменения инструкций в заданиях, отказа от ограничений во времени, включения обучающих моментов, активного подбадривания, целесообразность использования этих приемов.
5. Реакции психолога на успехи и неудачи ребенка, особенности его поведения в непредвиденных ситуациях, в случае переутомления и перевозбуждения ребенка.
6. Способы фиксации данных обследования: ведение и оформление протокола.
7. Виды анализа полученных данных (количественный, качественный), их интерпретации (ситуационная, генетическая, индивидуальная, синдромологическая) и способы оформления результатов диагностики.
8. Соотношение содержания запроса и результатов диагностического обследования.
9. Уровень психологического диагноза (симптоматический, этиологический, типологический) и содержание условно-вариативного прогноза.
10. Перспективы использования результатов диагностики ребенка в определении направлений и методов коррекционной работы.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТАЦИИ
С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ
1. Подготовленность педагога-психолога к проведению консультации, наличие конспекта и методического материала.
2. Соответствие содержания консультации запросу и результатам диагностики. Учет личностных особенностей взрослого при отборе содержания материала.
3. Опора на знание особенностей психического и физиологического развития детей на данном возрастном этапе, механизмов развития, и специфики аномального развития при отборе содержания консультации.
4. Соответствие языка, стиля изложения материала уровню психологической компетентности родителей (воспитателей), умение точно и в тоже время ясно и доступно описать особенности развития ребенка.
5. Владение приемами установления контакта, снятия эмоционального напряжения.
6. Владение методами активного слушания: интерпретация, открытые вопросы, резюмирование, отражение чувств и т.д.
7. Умение охарактеризовать отклонения в развитии ребенка, раскрыть психологическую структуру дефекта, подчеркнув сильные стороны ребенка и его потенциальные возможности.
8. Убедительность: умение использовать в беседе с родителями факты, полученные в ходе обследования ребенка для обоснования выводов.
9. Умение построить беседу, не навязывая свое видение трудностей, их причин и путей решения (использование проблемных ситуаций, жизненного опыта, наводящих вопросов, отвечая на которые родители могут сами определить проблемы, осознать необходимость оптимизации условий развития ребенка и определить возможные варианты решения проблем).
10. Умение поддержать родителей в процессе принятия ими адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг другу, вселить в родителей веру в возможности решения имеющихся проблем и собственные силы и способности.
11. Умение показать разнообразные пути и методы коррекционно-развивающей работы и пути оптимизации взаимоотношений с ребенком.
12. Умение гибко перестраивать ход беседы в зависимости от возможностей и потребностей родителей.
13. Соблюдение основных этапов консультативного процесса.
14. Учет принципов психологического консультирования и требований к работе с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии (соблюдение интересов больного ребенка, щадящая форма сообщения диагноза и т.д.).
15. Позиция психолога во взаимодействии с родителями («сверху», «снизу», «на равных»).
16. Результативность проведенной консультации с точки зрения педагога-психолога. Определение перспектив работы.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
1. Соответствие цели и задач занятия направленности коррекционно-развивающей программы и этапу коррекционной работы.
2. Организация занятия: соответствие помещения гигиеническим и педагогическим требованиям; количество детей, их размещение; подготовленность и качество пособий.
3. Структура занятия: основные части, их задачи и содержание; длительность всего занятия и его частей.
4. Методы и приемы, используемые на занятии: их соответствие цели коррекционно-развивающей работы, возрасту, полу, индивидуальным особенностям и типу нарушений в развитии детей. Разнообразие видов деятельности, приемы привлечения внимания детей и снятия напряжения.
5. Особенности взаимодействия педагога-психолога с детьми на занятии (модель взаимодействия, позиция в общении, особенности оценивания, средства коммуникации, осуществление индивидуального подхода).
6. Условия, обеспечивающие эмоциональный комфорт каждому ребенку, методы преодоления негативных эмоциональных проявлений, их эффективность.
7. Условия развития интеллектуального потенциала детей: направленность и уровень трудности предлагаемых заданий, эмоциональная окрашенность занятия, стимулирование познавательной активности, творчества и самостоятельности детей на занятии.
8. Активность детей на занятии: проявления инициативы при определении видов деятельности, целей и способов их достижения, вопросы к психологу и друг другу, выражение собственных мыслей и чувств и т.д.
9. Особенности взаимодействия детей друг с другом (личностное обращение, навыки сотрудничества и взаимопомощи, способы решения конфликтных ситуаций).
10. Результативность занятия: степень достижения цели, удовлетворенность педагога-психолога результатами занятия.
11. Рекомендации по повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.