КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ




ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

1. Подготовленность педагога-психолога к обследованию: наличие цели, гипотезы, плана проведения диагностики; наличие и качество методического материала, состояние помещения.

2. Учет цели диагностики, возрастных особенностей и отклонений в развитии ребенка при планировании обследования и подборе диагностических методик. Надежность и валидность выбранных методик.

3. Приемы установления контакта, снятия эмоционального напряжения и активизации ребенка в процессе диагностики, их эффективность.

4. Соблюдение процедуры обследования, случаи изменения инструкций в заданиях, отказа от ограничений во времени, включения обучающих моментов, активного подбадривания, целесообразность использования этих приемов.

5. Реакции психолога на успехи и неудачи ребенка, особенности его поведения в непредвиденных ситуациях, в случае переутомления и перевозбуждения ребенка.

6. Способы фиксации данных обследования: ведение и оформление протокола.

7. Виды анализа полученных данных (количественный, качественный), их интерпретации (ситуационная, генетическая, индивидуальная, синдромологическая) и способы оформления результатов диагностики.

8. Соотношение содержания запроса и результатов диагностического обследования.

9. Уровень психологического диагноза (симптоматический, этиологический, типологический) и содержание условно-вариативного прогноза.

10. Перспективы использования результатов диагностики ребенка в определении направлений и методов коррекционной работы.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТАЦИИ

С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ

1. Подготовленность педагога-психолога к проведению консультации, наличие конспекта и методического материала.

2. Соответствие содержания консультации запросу и результатам диагностики. Учет личностных особенностей взрослого при отборе содержания материала.

3. Опора на знание особенностей психического и физиологического развития детей на данном возрастном этапе, механизмов развития, и специфики аномального развития при отборе содержания консультации.

4. Соответствие языка, стиля изложения материала уровню психологической компетентности родителей (воспитателей), умение точно и в тоже время ясно и доступно описать особенности развития ребенка.

5. Владение приемами установления контакта, снятия эмоционального напряжения.

6. Владение методами активного слушания: интерпретация, открытые вопросы, резюмирование, отражение чувств и т.д.

7. Умение охарактеризовать отклонения в развитии ребенка, раскрыть психологическую структуру дефекта, подчеркнув сильные стороны ребенка и его потенциальные возможности.

8. Убедительность: умение использовать в беседе с родителями факты, полученные в ходе обследования ребенка для обоснования выводов.

9. Умение построить беседу, не навязывая свое видение трудностей, их причин и путей решения (использование проблемных ситуаций, жизненного опыта, наводящих вопросов, отвечая на которые родители могут сами определить проблемы, осознать необходимость оптимизации условий развития ребенка и определить возможные варианты решения проблем).

10. Умение поддержать родителей в процессе принятия ими адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг другу, вселить в родителей веру в возможности решения имеющихся проблем и собственные силы и способности.

11. Умение показать разнообразные пути и методы коррекционно-развивающей работы и пути оптимизации взаимоотношений с ребенком.

12. Умение гибко перестраивать ход беседы в зависимости от возможностей и потребностей родителей.

13. Соблюдение основных этапов консультативного процесса.

14. Учет принципов психологического консультирования и требований к работе с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии (соблюдение интересов больного ребенка, щадящая форма сообщения диагноза и т.д.).

15. Позиция психолога во взаимодействии с родителями («сверху», «снизу», «на равных»).

16. Результативность проведенной консультации с точки зрения педагога-психолога. Определение перспектив работы.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

1. Соответствие цели и задач занятия направленности коррекционно-развивающей программы и этапу коррекционной работы.

2. Организация занятия: соответствие помещения гигиеническим и педагогическим требованиям; количество детей, их размещение; подготовленность и качество пособий.

3. Структура занятия: основные части, их задачи и содержание; длительность всего занятия и его частей.

4. Методы и приемы, используемые на занятии: их соответствие цели коррекционно-развивающей работы, возрасту, полу, индивидуальным особенностям и типу нарушений в развитии детей. Разнообразие видов деятельности, приемы привлечения внимания детей и снятия напряжения.

5. Особенности взаимодействия педагога-психолога с детьми на занятии (модель взаимодействия, позиция в общении, особенности оценивания, средства коммуникации, осуществление индивидуального подхода).

6. Условия, обеспечивающие эмоциональный комфорт каждому ребенку, методы преодоления негативных эмоциональных проявлений, их эффективность.

7. Условия развития интеллектуального потенциала детей: направленность и уровень трудности предлагаемых заданий, эмоциональная окрашенность занятия, стимулирование познавательной активности, творчества и самостоятельности детей на занятии.

8. Активность детей на занятии: проявления инициативы при определении видов деятельности, целей и способов их достижения, вопросы к психологу и друг другу, выражение собственных мыслей и чувств и т.д.

9. Особенности взаимодействия детей друг с другом (личностное обращение, навыки сотрудничества и взаимопомощи, способы решения конфликтных ситуаций).

10. Результативность занятия: степень достижения цели, удовлетворенность педагога-психолога результатами занятия.

11. Рекомендации по повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: