Изучение статистических закономерностей на механической модели




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

 

 

Цель работы: изучить статистические закономерности на механической модели.

 

Оборудование: 1) доска Гальтона;

2) шарики.

 

краткие ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

При измерении физических величин всегда допускаются ошибки, которые подразделяются на три класса:

a) случайные ошибки вызываются действием не поддающихся контролю многочисленных факторов;

b) систематические ошибки остаются постоянными или закономерно изменяются при повторных измерениях одной и той же величины;

c) промахи – это такие погрешности, которые оказываются значительно больше ожидаемой при данных условиях.

В работе предлагается методика обработки случайных ошибок методами теории вероятностей. Рассмотрим необходимые для этого понятия.

1) Вероятностью P называется число, которое выражает объективную возможность появления данного события. Невозможным событиям приписывается , а достоверным . В общем случае .

2) Математическое ожидание или среднее значение определяется как среднее арифметическое:

или ,

где N – число измерений; определяют число случаев, дающих значение .

Отношения при большом N приблизительно дают вероятность получить значение при измерении величины.

Все измеренные значения на числовой оси группируются вокруг истинного значения в одних случаях более кучно, а в других нет.


Если ввести величину , называемую дисперсией, то на рис.1 она будет мала, а на рис.2 – велика. Дисперсия характеризует точность измерения. Величина называется среднеквадратичным отклонением.

3) Разные значения измеряемой величины получаются с разной вероятностью. В таких случаях говорят, что случайная величина распределена по определенному закону. Мы будем рассматривать так называемый нормальный закон.

Рассмотрим функцию: , введенную К.Ф. Гауссом.

Ее график изображен на рис.3. Вся площадь под кривой равна 1, отсюда получается коэффициент .

В точках , перегиб, т.е. выпуклость меняются на вогнутость.

Выберем в любом месте интервал величиной , тогда (заштрихованная площадь) даст вероятность того, что значение измеряемой величины попадет в этот интервал.

Для того, чтобы среднее значение совпало с истинным, необходимо провести бесконечно большое число измерений. На практике проводят конечное число измерений (делают выборку). Например, 10 измерений. При этом получают среднее значение . Если сделать еще 10 измерений, то получим новое среднее , в общем случае отличное от . И так далее.

Каждая случайная выборка характеризуется своей дисперсией. На рис.4 они обозначаются .

Таким образом, среднее арифметическое и дисперсия выборки сами являются случайными величинами, следовательно, к ним тоже можно применить понятие и среднего арифметического (рис.4).

Обозначим через дисперсию всей совокупности бесконечного числа измерений, а через – дисперсию какой-нибудь случайной выборки. Можно показать, что: ,

учитывая, что: ,


получаем формулу Бесселя: .

Эта величина получила название среднего квадратичного отклонения отдельного измерения. Для дисперсии среднего арифметического (рис.4) получается соотношение:

,

где – среднеквадратичная ошибка среднего арифметического.

Интересно отметить, что с вероятностью 0,997 (почти достоверное событие) измеряемая величина попадет в интервал . Если взять интервал , то он называется доверительным интервалом, а сама вероятность (0,683) называется надежностью.

Если число измерений мало (малый объем выборки), то ошибку рекомендуется рассчитать по методу Боссета (псевдоним «Стьюдент»). Для этого задаются определенной надежностью (доверительной вероятностью) и по специальной таблице коэффициентов Стьюдента ищут доверительный интервал: . (P дается экспериментатором, а N – число измерений.)

 

ХОД РАБОТЫ.

В работе используется доска Гальтона. Бросание шарика выполняет роль измерения. Попадание шарика в ячейку – результат измерения.

1) При попадании шарика в ячейку считать, что результат измерения равен координате середины ячейки.

Составить таблицу:

Номер ячейки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10... 21
координаты ячейки (см)  

2) Бросить пять шариков и вычислить , , , .

Данные занести в таблицу

  , см  
       
     

Считать, что P =0,95.

3) Вычислить доверительный интервал .

Записать ответ: с надежностью P =0,95.

4) Повторить тот же опыт при P =0,5.


Замечание: если измерение дает какое-либо значение с абсолютной ошибкой , выходящей за пределы доверительного интервала, то это значение является промахом и отбрасывается. Оставшиеся значения просчитываются заново.

5) Бросить пять шариков пять раз. И того 25 измерений.

Составить таблицу (по горизонтали 21 клетка, по вертикали 5), располагая ее для удобства вдоль страницы тетради.

N опыта       ...    
                 
                 
                 
                 
                 

Результаты показаний отметить (+).

6) Вычислить отдельно для каждой строки – среднее арифметическое выборки, – дисперсия выборки.

7) Вычислить для всей совокупности 25-ти измерений следующие величины:

и .

8) Проверить соотношения теории вероятностей ; , где под M понимается среднее арифметическое (сокращенно).

 

Таблица коэффициентов Стьюдента.

Р – вероятность (доверительная вероятность),

N – число измерений.

P N 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 0,95 0,98 0,999
    1,38   3,1 6,3 12,7 31,8 636,6
  0,82 1,06 1,4 1,9 9,9 4,3   31,6
  0,77 0,98 1,3 1,6 2,4 3,2 4,5 12,9
  0,74 0,94 1,2 1,5 2,1 2,8 3,7 8,6

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Дискретные и непрерывные случайные величины.

2. Дисперсия, математическое ожидание.

3. Закон Максвелла. Распределение молекул по скоростям.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

4. Кикоин А.К., Кикоин И.К. Молекулярная физика. (10-16)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: