МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Вопросы кандидатского экзамена по педагогики для аспирантов и соискателей

 

1. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки.

2. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки.

3. Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства.

4. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.

5. Система антропологических наук и место в ней педагогики.

6. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии.

7. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.

8. Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.

9. Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер.

10. Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности.

11. Системность и структурированность научно-педагогического знания.

12. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.

13. Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.

14. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.

15. История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания.

16. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории.

17. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса.

18. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса.

19. Базисные педагогические традиции.

20. Аналитическая характеристика образовательного идеала историко-педагогическом контексте.

21. Проблема детства в философско - и религиозно - педагогических и собственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе.

22. Формирование представлений о профессии и учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе.

23. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.

24. Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного).

25. Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т. д.).

26. Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов.

27. Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса.

28. Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры.

29. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры.

30. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования.

31. Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).

32. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли.

33. Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен.

34. Воспитание как общественное и педагогическое явление.

35. Культурологические основания воспитательного процесса.

36. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса.

37. Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности.

38. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного взаимодействия.

39. Теоретический, методический и технологический уровень педагогического исследования воспитания.

40. Основные направления воспитания личности.(Базовая культура личности и пути ее формирования.)

41. Проблема системы воспитания.

42. Сущность и типология воспитательных систем.

43. Закономерности развития воспитательных систем.

44. Характеристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем.

45. Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности.

46. Детский коллектив как субъект воспитания.

47. Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса.

48. Семья в системе воспитания и социализации личности.

49. Сущность и понятие педагогической технологии и техники.

50. Педагогическое общение.

51. Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этнические, физиологические, социально- нормативные, информационные).

52. Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функции обучения.

53. Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения.

54. Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования.

55. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных личностно - ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения.

56. Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.

57. Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем.

58. Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами.

59. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей.

60. Государственно - общественная система управления образованием.

61. Образовательное учреждение как объект управления (на примере учреждений различных типов и уровней образования).

62. Управленческие функции и методы руководства образовательными системами.

63. Характеристика стилей управления образовательными системами.

64. Своеобразие управления развивающимися образовательными учреждениями и учреждениями, работающими в режиме функционирования.

65. Характеристика моделей управления образовательной системой (внешнее, внутреннее, саморазвитие).

66. Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.

67. Современные аспекты организации дополнительного образования и управления им.

68. Своеобразие современного школьного управления и самоуправления.

69. Мониторинг качества образования и образовательных услуг.

70. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

Кандидатский экзамен «Общая педагогика,

история педагогики и образования»

 

Билет № 1.

1. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки.

2. Культурологические основания воспитательного процесса.

3. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.

 

 

 

Зав.профильной кафедры,

д.п.н., профессор ______________Л.Ю. Сироткин

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: