Вопросы кандидатского экзамена по педагогики для аспирантов и соискателей
1. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки.
2. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки.
3. Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства.
4. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.
5. Система антропологических наук и место в ней педагогики.
6. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии.
7. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.
8. Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.
9. Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер.
10. Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности.
11. Системность и структурированность научно-педагогического знания.
12. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.
13. Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.
14. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.
15. История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания.
16. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории.
17. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса.
18. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса.
19. Базисные педагогические традиции.
20. Аналитическая характеристика образовательного идеала историко-педагогическом контексте.
21. Проблема детства в философско - и религиозно - педагогических и собственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе.
22. Формирование представлений о профессии и учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе.
23. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.
24. Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного).
25. Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т. д.).
26. Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов.
27. Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса.
28. Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры.
29. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры.
30. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования.
31. Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).
32. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли.
33. Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен.
34. Воспитание как общественное и педагогическое явление.
35. Культурологические основания воспитательного процесса.
36. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса.
37. Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности.
38. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного взаимодействия.
39. Теоретический, методический и технологический уровень педагогического исследования воспитания.
40. Основные направления воспитания личности.(Базовая культура личности и пути ее формирования.)
41. Проблема системы воспитания.
42. Сущность и типология воспитательных систем.
43. Закономерности развития воспитательных систем.
44. Характеристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем.
45. Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности.
46. Детский коллектив как субъект воспитания.
47. Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса.
48. Семья в системе воспитания и социализации личности.
49. Сущность и понятие педагогической технологии и техники.
50. Педагогическое общение.
51. Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этнические, физиологические, социально- нормативные, информационные).
52. Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функции обучения.
53. Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения.
54. Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования.
55. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных личностно - ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения.
56. Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.
57. Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем.
58. Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами.
59. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей.
60. Государственно - общественная система управления образованием.
61. Образовательное учреждение как объект управления (на примере учреждений различных типов и уровней образования).
62. Управленческие функции и методы руководства образовательными системами.
63. Характеристика стилей управления образовательными системами.
64. Своеобразие управления развивающимися образовательными учреждениями и учреждениями, работающими в режиме функционирования.
65. Характеристика моделей управления образовательной системой (внешнее, внутреннее, саморазвитие).
66. Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.
67. Современные аспекты организации дополнительного образования и управления им.
68. Своеобразие современного школьного управления и самоуправления.
69. Мониторинг качества образования и образовательных услуг.
70. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
Кандидатский экзамен «Общая педагогика,
история педагогики и образования»
Билет № 1.
1. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки.
2. Культурологические основания воспитательного процесса.
3. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.
Зав.профильной кафедры,
д.п.н., профессор ______________Л.Ю. Сироткин