Лечебный факультет
Педиатрический факультет
КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ ТГМА
Занятие № 15
ЭКОЛОГИЯ МИКРОБОВ
Цель занятия:
Изучить методы и показатели, необходимые для санитарно-микробиологической оценки объектов окружающей среды.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Природные микробиоценозы. Экологические связи в микробиоценозах.
2. Экологические ниши микробов:
· микрофлора почвы;
· микрофлора воды;
· микрофлора воздуха;
· микробиоценоз пищевых продуктов;
· микрофлора бытовых и производственных объектов и ее роль в распространении инфекционных болезней.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- проводить оценку санитарно–бактериологического состояния воздуха, воды
и смывов с рук, предметов;
- определять бактерии группы кишечной палочки (БГКП).
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об оценке санитарно-бактериологического состояния почвы
Методические указания
Работа № 1. Санитарно-бактериологическая оценка объектов окружающей
Среды: воздуха, воды, почвы
А) Микрофлора воздуха
Цель: провести оценку санитарно-бактериологического состояния воздуха по общему микробному числа (ОМЧ) на МПА и количеству гемолитических стрептококков на кровяном агаре.
Сделать расчет ОМЧ по формуле Омелянского. Оценить чистоту воздуха по справочной таблице (см. теоретическую справку).
Опыт № 1. Посев воздуха методом седиментации по Коху на МПА.
Подсчитать количество выросших колоний.
Результат:
Опыт № 2. Посев воздуха методом седиментации по Коху на кровяной агар
Подсчитать количество выросших колоний.
Результат:
Заполнить таблицу.
Опыт | метод | Результат | Оценка (чистый, грязный) |
№ 1 № 2 | Посев по Коху Посев по Коху | ОМЧ = количество гемолитических стрептококков == |
Вывод:
Б) Микрофлора воды
Цель: провести оценку санитарно-бактериологического состояния питьевой воды по результатам посевов. Определить ОМЧ, коли- титр, коли- индекс.
Оценить чистоту воды по справочной таблице (см. теоретическую справку). Сделать вывод.
Опыт № 3. Посев воды глубинным методом на МПА.
Подсчитать количество выросших колоний.
Результат:
Опыт № 4. Посев воды методом мембранных фильтров на среду Эндо.
Подсчитать количество выросших колоний на мембранном фильтре.
Результат:
Заполнить таблицу:
Опыт | метод | Результат | оценка (норма, выше нормы, ниже нормы) |
№ 3 № 4 | глубинный посев мембранных фильтров | ОМЧ = коли-титр = коли-индекс= |
Вывод:
В) Микрофлора почвы
Цель: провести оценку санитарно- бактериологического состояния почвы по результатам посевов (см. теоретическую справку). Определить ОМЧ, коли-титр, коли- индекс, перфрингенс-титр.
Результаты внести в таблицу. Сделать выводы.
Опыт № 5. Посев почвы на МПА глубинным методом.
Опыт № 6.Посев почвы на среду Кесслера (для выявления БГКП).
Опыт № 7.Посев почвы на среду Эндо (для выявления БГКП).
Опыт № 8.Посев почвы на среду Вильсон-Блера (для выявления анаэробов).
Опыт № 9.Мазок, сделанный со среды Вильсон-Блера
Опыт | метод | Схема опыта | Результат | Оценка (норма, выше нормы, ниже нормы) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 5 № 6,7 № 8,9 | Глубинный посев | посев
-1 -3 -6
разведения почвы МПА
в воде
посев
-1 -3 –6 Эндо (Гр- пал.)
среда Кесслера
-1 -3 –6 -1 -3 -6 разведения среда (Гр+ спо- почвы Вильсон-Блера ровые палочки)
| ОМЧ= коли-титр= титр-перфрингенс= |
Вывод:
Работа № 2 Санитарно-бактериологическая оценка чистоты рук персонала
Цель: учесть результат готового посева смывов с рук на среде Кесслера.
Сделать вывод.
Опыт № 10. Посев смыва с рук персонала на среде Кесслера.
Результат:
«К» «О»
Вывод: