Особенности интерпретации магии в русском розенкрейцерстве.




Совершенно очевидно, что магия в чистом виде с трудом могла прижиться в русском розенкрейерстве, большинство представителей которого были правоверными членами православной церкви и осознавали себя «истинными» или «внутренними» христианами. Поэтому первой особенностью магии в масонском понимании с является христианизация. Мы уже видели, что три тайные науки связывались масонами с тремя ипостасями Св. Троицы. Тенденция христианизации особенно заметна у И. А. Поздеева, который связывал их также и со Священным Писанием: «В Св. Писании весь Орден находится: есть магия, кабала, теозофия, благодать, но находить в оном весьма трудно. В Ордене все взято оттуда, акты писаны Магами»[28]. Масонская наука как триединство магии, каббалы и теософии напрямую выводится здесь из Св. Писания.

Тот же Поздеев в другом месте говорит: «Высшия Науки: Магия, Кабала и Теозофия…три волхва были: один Маг, другой Кабалист, третий Теозоф, имена их Каспар, Шод и Мелхиор»[29]. Эту фразу можно понять и таким образом, что тайные масонские науки есть лишь преддверие истинного христианства, ступени, ведущие к высшей божественной мудрости, ведь три волхва поклонились Христу, признав его высшую божественную суть.

Наконец, Поздеев заявляет, что подлинным источником тайных наук является никто иной как Бог: «Кто есть первый Архитектор, кто первый математик, кто первый Физик, кто первый химик, кто первый Маг, кто первый кабалист, кто первый теозоф? – Бог».[30] Тем самым утверждается статус масонских наук не просто как человеческого изобретения, а как предания, восходящего к чистому источнику божественного откровения.

Второй особенностью розенкрейцеровского понимания магии является ее связь с метафизикой. Эта особенность, вероятно, проистекает из того факта, что русские масоны в основном работали в теоретической степени, которая была посвящена познанию Бога, Натуры и Человека, т.е. метафизике.

В некоторых текстах метафизика может отождествляться с магией. Например, в тексте под названием «Определение масонства» второе из трех определений масонского искусства таково: «оно есть: а) познание Натуры, силы оной, свойств и действий ея. Древние называли высокую сию науку Магиею, новые: Алхимиею, Химиею, Метафизикою, Физикою, Естественной Историею и пр., б) также что она есть познание движения, веса, протяжения, пространства, познание всякой величины вообще. Древние именовали ея Геометриею, новые Математикою вообще»[31]. Здесь магия и философия (метафизика) – два названия одной и той же дисциплины, отождествленной также с алхимией и другими науками.

Магия может рассматриваться как прикладной аспект метафизики: «Никак не кажется мне то вздором, что очищенная и возвышенная душа мудраго может соделать подобное Натуре вышних духов и иметь с ними более связи…Может быть суть то познание о начале всех вещей, о тайных пружинных Натуры, свойств души нашей, ея происхождении и предопределении и о всем том, чего можно ожидать от искусства изобретать искусства, ибо каменщичество не есть одна безплодная теория: оно есть искусство…Может быть существо онаго составляет и все сказанное (имеется в виду обретение философского камня и общение с духами, упоминавшееся в тексте ранее – прим. авт.), а может быть и большее»[32]. В данном тексте масонское учение разделено на теорию и практику. Теория – это, по сути, метафизика, познание Бога (начала всех вещей), человека (души нашей) и Натуры. Практика же, или искусство, вытекающее из этой теории – это магия и алхимия.

Такое же соотношение метафизики и магии как теории и практики видим в следующем фрагменте: «Познание самого себя приводит человека в свой центр, где он обретает власть, превышающую власть Натуры. Моисей, Илия и Зороастр производили такие действия, каковых и Натура одна с собою производить не могла; следовательно, сие познание выше натуры. Преимущество Свободных Каменщиков пред прочими человеками состоит наиболее в том, что ему известна и показана лестница для восхождения».[33] Как видно, познание самого себя и натуры ведет к власти над природой, но эта власть носит магический, а не технологический характер. Отметим, что отсюда вытекает и третья особенность понимания магии – ее разделение белую и черную, на истинную и ложную. При этом первая отождествляется с подлинным ведением природы, которое не противоположно ни науке, ни философии, ни религии, а вторая – с суевериями, чародейством, чернокнижием, волшебством и еретичеством[34]. Тем самым магия включается в христианскую традицию и ей придается философское и научное значение. Отметим также, что восприятие магии как прикладной философии, деление магии на истинную и ложную, отождествление истинной магии с «натуральной философией» не является чем-то уникальным для масонов и восходит к герметической, магической и неоплатонической ренессансной традиции, представленной именами Марсилио Фичино, Пико дела Мирандоллы, Джордано Бруно, Агриппы, Парацельса и других.[35] Эта традиция получила отголосок, например, в такой формулировке Фрэнсиса Бэкона: «Им и подчиняются подобным образом две практики: физике - механика, метафизике (в очищенном смысле слова) - магия, вследствие ее обширных путей и большей власти над природой».[36]Наконец, последней особенностью масонского понимания магии является ее связь с масонским посвящением. Мы уже видели, что магия воспринималась как одна из целей масонского ордена. Эта цель соответствует определенной степени посвящения. В частности, в сборнике по каббале, магии и алхимии обнаруживается интересная схема, которая связывает триаду основных масонских дисциплин с различными степенями и системами масонства[37]. Так, магия и алхимия соотнесены в ней с естественным законом, первым откровением, данным Адаму, с познанием человеческого тела, а также с первым градусом масонского посвящения. Интересно, однако, то, что параллельно магия отождествляется со всем иоанновским масонством, взятым вместе. Видимо, в данной схеме отразилось наложение двух различных источников. Каббала – второе откровение, данное Моисею и пророкам, еврейский закон – соотносится со вторым градусом иоанновского масонства и с андреевским масонством в целом. Наконец, теософия соотносится третьим откровением, христианством, благодатью, умерщвлением ветхого человека и воскресением Мастера и нового человека, с третьим градусом иоанновского масонства, и с тамплиерством.

Связь магии с низшей, первой степенью посвящения поддерживал и И. А. Поздеев: ««Х степень (степень шотландского мастера или андреевская – прим. авт.) нам изъясняет, что два столпа Иахин и Воаз означают красоту и силу. Тоже самое подтверждается и в одном розенкрейцерском сочинении, с присовокуплением, что они означают также…Царство Натуры и царство Благодати; телесность и духовность, земную сферу и небесную, тако же Магию и Кабалу, ведение коих было платою Учеников и Товарищей»[38].

Однако, тот же Поздеев связывает, например, евангельских магов-волхвов со второй степенью посвящения: «Маги приняты были во 2-ю степень, ибо они первую хорошо прошли; из неотесанного камня принесли в дар И:Х: кубический, т.е.свое золото и проч. Апостолы были приняты в 3-ю ст; первые прославили рожденнаго, а вторые распятого»[39].

В других текстах магия связывается собственно со степенью Мага: «Имеющие внутреннюю способность стяживать сокровища натуры, и в верности испытанные должны, кажется мне, во святыя храма совершатся в адепты, постигать верх искусства Высшей Алхимии, отворяющего вход в Божественную Магию, которая есть всемощное искусство утвержденных в апостольстве, царей и священников Натуры, обитающих во святая святых Храма»[40]. Здесь уже магия и маги отождествляются с апостольством и апостолами, а их место определяется как Святая Святых или «обитель возобновленнаго Едема», «райское жилище света», что указывает на высшую степень посвящения, цель которой «Соединяться с Божественною Святою Триединицею в горнем Сионе и должность: стоять у Престола Божия, с седмью духами Божиими»[41].

Разночтения в определении соответствия магии и той или иной степени посвящения связаны, видимо, с пониманием магии. Так, первой степени посвящения соответствует, судя по всему, естественная магия, она же прикладная метафизика; высшей степени посвящения – магия божественная как искусство общения с духами вообще и Святым Духом в частности; вторая же степень посвящения отождествляется я с магами в чисто аллегорическом смысле.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: