МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ




УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина»

______________ М.Э. Чесновский

«_____» ________________ 2012 г.

 

Регистрационный № УД-_______/гос.

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

для специальностей:

1-02 01 02 История. Дополнительная специальность
1-02 01 01 История
1-02 03 03-06   Белорусский язык и литература. История

 

2012 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Т.А. Ковальчук, зав. кафедрой педагогики учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»,кандидат педагогических наук, доцент

М.П. Михальчук, доценткафедры педагогики учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент

С.Н. Северин, доценткафедры педагогики учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент

И.Е. Валитова, зав. кафедрой психологии развития учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»,кандидат психологических наук, доцент

Т.М. Тохиян, доцент кафедры всеобщей истории учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат исторических наук, доцент

 

Программа составлена на основе типовых учебных программ и учебных программ по дисциплинам:
(названия типовых учебных программ по учебным дисциплинам Педагогика, 24.09.2008 г., рег. № ТД-А. 015/тип. Психология, 14.04.2006 г., рег. № ТД-916/баз. Методика преподавания истории, 02.03.2006, рег. № ТД-П 22/тип.
(учебных программ по дисциплинам), даты утверждения, регистрационные номера)

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой всеобщей истории (протокол № 9 от 28.02.2012 г.)

Кафедрой психологии развития (протокол № 9 от 05.03.2012 г.)

Кафедрой педагогики (протокол № 10 от 21.03.2012 г.)

 

Советом исторического факультета (протокол № 8 от 28.03.2012 г.)

Научно-методическим советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № 4 от 25.04.2012 г.)

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возрастание значимости образования в современном обществе обуславливает повышение качества общепедагогической подготовки будущих педагогов как компетентных специалистов, обладающих творческим педагогическим мышлением, профессиональными знаниями и умениями и опытом их использования в решении различных педагогических задач, в т.ч. и в нестандартных ситуациях.

Созданная в стране система образования призвана формировать творческую личность учителя как субъекта культуры, профессиональной деятельности, личность, способную к саморазвитию и самореализации. Поэтому государственный экзамен по курсу «Педагогика» ставит целью:

выявить и оценить уровень теоретической и методической подготовки специалистов педагогического профиля;

углубить и систематизировать знания выпускников в области педагогики;

определить уровень сформированности педагогического мышления; развития способности осмысливать явления педагогической действительности; анализировать пути решения педагогических проблем и выявлять оптимальные из них; прогнозировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.

На экзамене выпускники должны продемонстрировать знания:

об объекте и предмете педагогики, ее категориальном аппарате, методологических основах; об образовании как социокультурном феномене, о системе образования в Республике Беларусь, основных тенденциях её развития и месте в мировом образовательном пространстве; о личности как субъекте педагогического процесса, о факторах и индивидуальных особенностях её развития; об общих основах педагогической профессии, её особенностях; о педагогическом процессе как системе и целостном явлении; об основных методах, формах, средствах и технологиях педагогического процесса; о теоретических и технологических основах обучения и воспитания как составляющих целостного педагогического процесса: о целях и задачах, сущности, закономерностях, принципах, содержании, современных технологиях обучения и воспитания и др.;

умение осмысливать и оценивать педагогическую деятельность с позиции науки; проектировать педагогический процесс; делать ссылки на теоретические и методические положения отечественных и зарубежных исследователей; умение осуществлять профессионально-личностное самообразование;

владение коммуникативной, методологической и рефлексивной культурой; технологией целеполагания; технологиями проектирования, организации и осуществления целостного педагогического процесса.

Составляющими системы подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной педагогической деятельности явились основные темы следующих разделов: «Общие основы педагогической профессии»; «Педагогика современной школы: теоретический аспект»; «Педагогические системы и технологии: практический аспект»; «Основы коррекционной педагогики»; «История образования и педагогической мысли».

Названные курсы предполагают освещение материала с точки зрения различных методологических подходов: системного, культурологического, аксиологического, личностно ориентированного и др.

В программе государственного экзамена предложен перечень литературы, необходимой при подготовке к государственному экзамену. Студентам рекомендуется также использовать не только пособия по педагогике, но и названные в списке нормативные документы, отражающие состояние современной системы образования Республики Беларусь.

На экзамене студенты имеют право пользоваться настоящей программой и нормативными документами, которые указаны в перечне литературы.

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗОВАНИЕ – СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 

Система образования Республики Беларусь. Понятие о системе образования. Система образования в Республике Беларусь: государственные учебно-воспитательные учреждения; внешкольные государственные формы образования; негосударственные учебные заведения.

Структура системы образования Республики Беларусь. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (от 19 марта 2002 года) о принципах государственной политики в области образования.

Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» (5 июля 2006 г.). Средняя общеобразовательная школа, её ступени и основные типы.

Основные тенденции развития общеобразовательной средней и высшей школы в Республике Беларусь. Место системы образования Республики Беларусь в мировом образовательном пространстве.

Факторы, влияющие на развитие системы образования страны. Основные приоритеты системы образования Республики Беларусь.

 

Образование как ценность, система, процесс и результат. Сущность понятия «образование». Образование как ценность, процесс и результат. Социокультурные функции образования. Возрастание роли образования в социально-экономическом прогрессе современного общества. Образование как ценность (социальная и личностная). Образование как система. Процессуальный аспект образования.

Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Гуманизация, дифференциация, стандартизация, многовариантность, фундаментализация, индивидуализация, непрерывность и др. как свойства современного образования

Образование как средство удовлетворения фундаментальных потребностей человека и фактор его развития. Образование как самоценность в системе личностных ориентаций педагога.

Способы получения образования в мировой и отечественной практике. Модели образования в мире.

 

Педагогическая профессия: её сущность и особенности. Общая характеристика педагогической профессии: её сущность и особенности. Природные предпосылки педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Основные виды педагогической деятельности: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, коммуникативная, стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая.

Понятие «профессиональной пригодности». Профессиональная компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Личностная готовность к педагогической работе: психологическая, физическая, нравственно-волевая, мировоззренческая, практическая. Профессиональные функции педагога.

Структура (компоненты) педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Уровни педагогической деятельности: репродуктивный, адаптивный, локально моделирующий, конструктивный (Н.В. Кузьмина).

Понятие о профессионально-педагогической культуре учителя. Её компоненты: профессионально-педагогическая направленность личности; профессиональные знания; педагогические умения.

Педагогический профессионализм и этапы его становления. Профессиональное самообразование и самовоспитание педагога.

 

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЕДАГОГИКИ

Педагогика как гуманитарная наука. Общее представление о педагогике как науке. Возникновение и развитие педагогической науки.

Объект и предмет педагогики. Подходы ученых в определении предмета педагогики. Функции педагогики: фундаментальная (теоретическая), прикладная (технологическая).

Источники развития педагогики: философия, учение педагогов прошлого, народная педагогика, передовой педагогический опыт, педагогическая действительность. Основные категории педагогики.

Система современного педагогического знания. Связь педагогики с другими науками о человеке. Педагогика как учебная дисциплина, краткая характеристика основных разделов педагогики.

 

Методология и методы педагогических исследований. Понятие о методологии педагогики. Уровни методологии педагогики: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Основные методологические подходы в современной педагогике: личностный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический и др. Аксиологический подход в педагогике как методологическая основа развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Понятие о педагогическом исследовании. Основные методологические принципы педагогического исследования. Виды педагогических исследований. Этапы педагогического исследования.

Понятие о методе исследования. Подходы ученых к классификации методов педагогических исследований. Характеристика отдельных методов.

Сущность педагогического эксперимента; его виды и этапы.

 

Проблема целеполагания в педагогике. Технология целеполагания. Понятие цели воспитания, её социально-историческая обусловленность. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель и задачи воспитания на современном этапе развития общества. Целеполагание как деятельность педагога.

Этапы целеполагания: анализ (исследование) воспитательной ситуации; диагностика актуального уровня воспитанности; прогнозирование желаемого результата; планирование деятельности по достижению цели (получению результата) (В.А. Сластёнин).

Цель воспитания в важнейших директивных документах: «Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь» (2000 г.), Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (2002 г.).

Личность как субъект и объект воспитания. Понятие «личность» в педагогике. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, собственная активность личности (деятельность, общение, самовоспитание); их краткая характеристика.

Сущность социализации. Становление личности в процессе социализации. Самовоспитание в структуре воспитания личности. Роль обучения в воспитании и развитии личности.

Понятие возрастной периодизации. Типологические характеристики учащихся различного возраста. Понятие акселерации. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию и обучению учащихся.

Педагогический процесс как целостная система. Понятие о педагогическом процессе как системе. Педагогическая система как форма существования педагогического процесса. Компоненты педагогической системы.

Педагогическое взаимодействие как универсальная характеристика педагогического процесса. Виды педагогического взаимодействия: диалог, сотрудничество, сотворчество и т.д.

Структурные компоненты педагогического процесса: мотивационно-целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный; контрольно-оценочный.

Противоречия как движущие силы педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Функции педагогического процесса: обучающая, воспитательная, развивающая, функция социальной адаптации.

Педагогический процесс как диалог, сотрудничество, сотворчество. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс.

 

РАЗДЕЛ 3.ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Понятие о дидактике. Процесс обучения. Его характеристика. Понятие «дидактики» как теории обучения и образования. Сведения из истории дидактики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.).

Предмет, задачи и основные понятия дидактики.

Сущность процесса обучения. Теория познания – методологическая основа обучения. Особенности процесса обучения.

Структурные компоненты процесса обучения: потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Закономерности процесса обучения. Принципы обучения как отражение цели, закономерностей учебно-воспитательного процесса, как совокупность требований к его организации. Вклад Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А. Дистервега, Л.В. Занкова и др. в совершенствование системы дидактических принципов.

Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.

 

Содержание образования и его социально-педагогические функции. Сущность понятия «содержание образования». История развития взглядов на формирование содержания образования. Теории содержания образования.

Структура содержания образования: опыт познавательной деятельности (знания); опыт практической деятельности (умения, навыки); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.

Источники формирования содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования.

Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия. Типы построения учебных программ. Понятие об учебно-методическом комплексе.

Методы и средства организации процесса обучения в современной школе. Понятия о методах, приёмах и средствах обучения. Подходы учёных к классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Ф. Харламов и др.).

Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации; методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; методы самостоятельной работы учащихся по освоению новым материалом: работа с учебником, лабораторные занятия; методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков на практике: наблюдение, опрос, выставление поурочного балла, контрольная работа, программированный контроль и др.

Другие подходы к классификации методов обучения. Факторы, от которых зависит выбор методов.

Подходы к классификации средств обучения. Понятие материальных и идеальных средствах обучения.

Формы организации обучения. Урок как основной элемент классно-урочной системы обучения. Понятие о формах организации обучения и формах обучения. Многообразие форм обучения. Индивидуальная, фронтальная, групповая формы обучения. Понятие «система обучения». Система индивидуального и массового обучения и их развитие в дидактике.

Организационные системы массового обучения (белль-ланкастерская, батавская, мангеймская, системы И.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи), индивидуального обучения (Дальтон-план, метод проектов, бригадно-лабораторный и др.).

Классно-урочная система обучения. История возникновения и развития классно-урочной системы. Вклад Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского в классно-урочную систему обучения.

Урок – основной элемент классно-урочной системы обучения. Типология и структура уроков. Требования к уроку. Связь урока с другими формами обучения. Нестандартные формы организации урока. Проблема совершенствования современного урока.

 

Основные виды обучения (программированное, проблемное, развивающее). Понятие педагогической технологии. Её признаки: концептуальность, системность, алгоритмичность, воспроизводимость, гарантированность результата, диагностичность целей.

Сущность технологии программированного обучения. Принципы программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная. Достоинства и недостатки программированного обучения.

Проблемное обучение как обучение, основанное на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Этапы проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций. Преимущества и недостатки проблемного обучения.

Научное обоснование теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Основные положения теории развивающего обучения.

Общие психолого-педагогические принципы развивающего обучения: проблемность обучения, оптимальное развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического); индивидуализация и дифференциация обучения; формирование алгоритмических, эвристических и других приёмов умственной деятельности.

Принципы развивающего обучения системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение в изучении материала быстрым темпом и др.

 

Технологии личностно ориентированного образования. Понятие о личностно ориентированном обучении; его основные идеи. Принципы личностно ориентированных технологий обучения: принцип субъектности как основа личностно-ориентированного обучения; принцип личностного целеполагания, принцип образовательной рефлексии и др.

Системы и технологии личностно ориентированного обучения: технология педагогики сотрудничества, педагогическая система М. Монтессори, технология обучения в школе С. Френе, технология французских мастерских, технология кооперативного обучения, обучение в сотрудничестве, Дальтон-технология и др. Их краткая характеристика.

Реализация учителем идей личностно ориентированного образования на уроке через цели, содержание образования, методы организации, осуществления, мотивации, стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

Диагностика в обучении: сущность и технология. Понятие педагогической диагностики. Функции педагогической диагностики в обучении. Процедура диагностики: определение объекта; постановка целей; определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации процесса обучения.

Диагностика успеваемости школьников. Контроль и диагностика в обучении. Компоненты контроля и его содержание. Функции контроля: обучающая, диагностическая, ориентирующая, профилактическая, воспитательная, стимулирующая, оценочная. Требования к контролю. Виды и формы контроля и проверки знаний. Тестирование учебных достижений.

Современные подходы к усовершенствованию системы оценки знаний, умений и навыков учащихся. Проблема неуспеваемости учащихся и пути ее преодоления.

РАЗДЕЛ 4. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Воспитание в целостном педагогическом процессе, его особенности и структура. Закономерности и принципы процесса воспитания. Воспитание как педагогическое явление, его характерные черты и особенности: целенаправленность, многофакторность, непрерывность и др.

Структура процесса воспитания, его этапы. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Понятие «самовоспитание». Социализация и воспитание, их соотношение.

Общие педагогические закономерности воспитания: зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества; зависимость содержания и методов воспитания от цели; эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний на личность; воспитание личности в деятельности и общении и др.

Принципы воспитания: гуманизм, принятие ребёнка как данность, опора на положительное в человеке, личностный подход, целостность и непротиворечивость воспитательных влияний; воспитание в коллективе, уважения личности ребёнка, эстетизации жизнедеятельности учащегося и др. Их единство и взаимосвязь в педагогическом процессе.

 

Содержание воспитания учащихся. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» о содержании воспитания. Содержание воспитания как составная часть педагогического процесса. Зависимость содержания воспитания от социальных ценностей, идеологии, психологии, культуры общества.

Методологическая основа содержания воспитания. Культурологический подход как основа содержания новой воспитательной системы. Приоритетность воспитания в новой воспитательной парадигме.

«Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» как ведущий документ, определяющий содержание воспитания, его методологические и теоретические основы.

Реализация содержания воспитания через формирование базовых компонентов культуры.

Методы и средства процесса воспитания в педагогике. Понятие о методах, приёмах и средствах воспитания, их многообразие.

Система методов воспитания. Подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности (убеждение, внушение, объяснение, беседа, диспут и др.) и их краткая характеристика. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение и др.) и их краткая характеристика. Методы стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуаций успеха, творчества и др.), их краткая характеристика. Условия выбора и факторы, детерминирующие эффективность методов воспитания.

Понятие о формах воспитания. Общая характеристика форм воспитательной работы, их многообразие. Классификация форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры; индивидуальные, групповые, массовые и др.

Умственное воспитание личности. Формирование основ научного мировоззрения. Понятие «умственное воспитание» учащихся, его цель и задачи. Понятие о культуре умственного труда.

Понятие о мировоззрении. Его структура и функции. Основные виды мировоззрения: научное, религиозное, житейское, мифологическое.

Система знаний и идей в содержании школьного образования как интеллектуальная основа диалектического видения мира.

Педагогические условия и средства осуществления умственного воспитания учащихся. Дидактические и воспитательные условия перевода знаний во взгляды, убеждения, идеалы личности.

Основные пути, средства формирования научного мировоззрения учащихся. Критерии сформированности мировоззрения.

Формирование основ нравственной культуры личности. Нравственное воспитание – важнейшая задача школы и основа содержания воспитания. Этика как методологическая основа теории и практики нравственного воспитания. Цель, задачи, содержание и методы нравственного воспитания.

Сущность нравственной культуры личности: развитость эмоциональной сферы, нравственных суждений, нравственных потребностей, системы нравственных ценностей, установок, способности к моральному выбору, нравственных привычек.

Понятие о нравственности личности. Органическая связь нравственности личности с её моральными чувствами, совестью, самооценкой поведения.

Критерии нравственной воспитанности личности.

Воспитание гражданской культуры личности. Понятие «гражданское воспитание», его цель, сущность. Структура гражданственности: чувство личного достоинства; развитость исторической памяти, патриотических чувств, национального самосознания; уважение к гражданам других национальностей; добросовестное отношение к своим обязанностям.

Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений. Их взаимосвязь и органическое единство. Пути их формирования у школьников. Критерии сформированности гражданской культуры личности: законопослушность (уважение законов); готовность к активному участию в жизни общества; осознание своих прав и обязанностей; сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь.

 

Воспитание эстетической культуры личности. Роль эстетического воспитания в развитии личности. Сущность, задачи эстетического воспитания, его содержание. Эстетическая культура как компонент общей культуры личности. Структура эстетической культуры личности: эстетические чувства, эстетические знания, ценностные ориентации, эстетические идеалы и потребности, опыт эстетической деятельности.

Пути и методы формирования эстетических переживаний, взглядов, опыта художественного творчества, эстетического кругозора.

Формирование эстетики поведения. Эстетическое воспитание средствами природы, быта. Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе.

Критерии сформированности эстетической культуры.

 

Воспитание физической культуры личности. Сущность физической культуры личности: ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы. Понимание сущности физической культуры как жизненной необходимости, как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития.

Сущность валеологического образования в формировании физической культуры личности. Содержание валеологического образования: знание правил гигиены, культуры питания, приемов организации жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма, средств стрессоустойчивости, физического самоусовершенствования. Понятие здорового образа жизни человека.

Система форм физического воспитания: физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе, внешкольная спортивно-массовая работа. Методы и формы физического развития личности. Пути обеспечения здоровье сберегающей организации учебно-воспитательного процесса школы. Критерии сформированности культуры здорового образа жизни.

 

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. Цель, задачи, сущность трудового воспитания учащихся и профессиональной ориентации: привитие любви к труду и уважения к людям труда; формирование трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии; формирование культуры труда и т.д.

Понятие трудолюбия как личностного качества и его структура. Функции трудового воспитания. Содержание воспитательной работы по формированию культуры труда. Критерии сформированности культуры труда. Основные виды трудовой деятельности школьников.

Воспитательная работа учителей по профессиональному самоопределению учащихся: профессиональная диагностика, ознакомление учащихся с характером и особенностями разных профессий и специальностей.

Система профессиональной ориентации: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, профессиональная ориентация, профессиональный отбор.

 

Личность и коллектив в системе воспитательных отношений. Роль коллектива в формировании личности.

Учение А.С. Макаренко о коллективе. Понятие воспитательного коллектива. Признаки коллектива. Структура воспитательного коллектива в школе. Динамика и этапы становления воспитательного коллектива. Реализация воспитательных функций коллектива. Воспитание личности в коллективе как принцип воспитания.

Пути формирования коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования детского коллектива. Коллективная деятельность, самоуправление, здоровое общественное мнение, традиции, перспективы. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправления.

 

Семья как субъект социализации и воспитания ребенка. Семья как важнейший институт социализации и среда воспитания личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребёнка. Функции семьи.

Формирование культуры семейных отношений. Критерии сформированности культуры семейных отношений. Педагогическая культура родителей как составная часть их общей культуры и важный фактор развития личности ребёнка.

Методы и средства семейного воспитания. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Содержание и формы их совместной деятельности. Конвенция «О правах ребёнка» (1989 г.) и Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (1993 г., 2000 г.) как законодательная и нравственная основа взаимоотношений взрослых с детьми. В.А. Сухомлинский о сущности семейного воспитания.

Принципы социальной политики по охране детства и семьи в Республике Беларусь: формирование в обществе нового взгляда на семью, как наиболее благоприятную среду для полноценного развития и воспитания детей; приоритет семейного воспитания; ориентация на усиление роли отцовства в полноценном интеллектуальном, моральном, гражданском воспитании детей и др. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения.

 


Самовоспитание и самообразование личности. Сущность процессов самовоспитания. Взгляды учёных на сущность самовоспитания. Самовоспитание как процесс и результат воспитания. Движущие силы самовоспитания. Факторы, стимулирующие личность к самовоспитанию. Этапы самоуправления. Роль самовоспитания в развитии личности.

Понятие о самообразовании. Функции самообразования. Источники самообразования. Культура самообразования, её признаки: устойчивая потребность в самостоятельном углублении знаний; умение разрабатывать программу самообразования; сформированность способов умственных действий; рефлексивные умения и т. д.

Педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием.

 

Деятельность классного руководителя в современной школе. Цели воспитательной деятельности классного руководителя и его функции. Направления и содержание работы классного руководителя. Технология воспитательной работы классного руководителя: целеполагание, планирование, организация, анализ и изучение эффективности воспитательного процесса.

Ведущие принципы работы классного руководителя: гуманизм, профессиональная компетентность, справедливость, уважительное отношение к личности, ответственность и др.

Психолого-педагогические основы деятельности и обязанности классного руководителя. Планирование работы классным руководителем. Требования к планированию воспитательной работы. Виды планов.

 

РАЗДЕЛ 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫИ ТЕХНОЛОГИИ

Воспитательная система школы. Понятие о воспитательной системе. Сущность теоретической концепции как основы создания воспитательной системы. Структура воспитательной системы школы: теоретическая концепция, комплекс целей, субъекты деятельности (её участники и организаторы), гуманистические взаимоотношения между её субъектами, управление системой, внешняя и внутренняя среда.

Этапы становления и развития воспитательной системы.

Критерии сформированности воспитательной системы школы: критерии факта, критерии качества.

Многообразие воспитательных систем и технологий: гуманистическая воспитательная система (В.А. Караковский, В.Т. Кабуш), «педагогика общей заботы» (И. П. Иванов), «педагогика успеха», воспитательные системы сельских школ, «справедливые сообщества», технологии развития творческого потенциала личности (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер) и др.

РАЗДЕЛ 6. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Управление образованием, его сущность и функции. Принципы управления педагогическими системами. Понятие об управлении как деятельности. Школа как объект научного управления. Структура управляющих органов школы.

Основные принципы управления педагогическими системами: демократизм, единство коллегиальности и единоначалия в управлении, персональная ответственность каждого руководителя, системность и целостность в управлении, рациональное сочетание централизации и децентрализации и др.

Функции внутришкольного управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование.

Стили управления школой. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе и его значение. Роль педагогического совета, попечительского совета, профсоюзной организации, родительского комитета, ученического соуправления в руководстве школы.

 

Организации методической работы в школе. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры и профессионального самообразования учителей.

Задачи методической работы в школе: изучение, обобщение и распространение педагогического опыта; овладение новыми методами, формами и технологиями обучения и воспитания; повышение уровня теоретической и психолого-педагогической подготовки учителей и т.д.

Современные тенденции организации методической работы школы. Формы организации методической работы в школе. Работа над единой методической темой (проблемой) школы как системообразующая форма методической работы.

Индивидуальная, групповая и коллективная формы методической работы учителя; его педагогическое самообразование. Непрерывное образование учителя.

Понятие о культуре профессионального самообразования и пути её формирования.

 

РАЗДЕЛ 7. ОСНОВЫКОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Коррекционная педагогика в системе наук о человеке. Понятие о коррекционной педагогике, её объект, предмет и задачи. Основные понятия коррекционной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация.

Коррекция как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей. Сущность процесса компенсации.

Педагогические условия реализации принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.

Проблема девиантного поведения в коррекционной педагогике. Виды отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания, агр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: