I. Введение.
Творчество Георгия Свиридова – продолжение традиций русской музыки во всех ее аспектах: церковной православной, народной и академической, композиторской. Главными векторами творчества и размышлений Свиридова всегда были Россия и вера (Христианство? Православие? Бог? Не знаю, как лучше сформулировать). Переплетение их особенно заметно в поздний период его творчества, о чем свидетельствуют записи в тетрадях 1989-90 гг.:
«Композиторы-промышленники, композиторы-дизайнеры, украшатели, таких — большинство. Их следует отличать от композиторов, производящих подлинно духовные ценности.»
«Место церкви теперь - в народе. Миллионные города (новые!) живут вовсе без признаков Христианской веры, без церквей. Русские населяющие их люди — суть дикари по своему духу, миросозерцанию.»
«Падение России – как смерть Христа».
“Песнопения и молитвы” – последнее сочинение композитора. Работа над ним началась в конце 70-х и продолжалась вплоть до смерти композитора в 1997 г.
II. Индивидуальная интерпретация церковных жанров.
Сам Свиридов классифицировал музыку следующим образом:
церковная – исполняется в храме, часть обряда
светская – исполняется в концерте или театре
духовная – и то, и другое. Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго.
(Из статьи «Хоровая «теодицея» Г. Свиридова» Белоненко).
Данный цикл, очевидно, относится к последней группе, однако определение его жанра для самого композитора было проблемой.
Текстовой основой для цикла стали литургические тексты, но последовательность номеров и объединение их во внутренние циклы говорят о том, что для повседневной службы они не предназначались. Как пишет Белоненко в упомянутой статье: «Свиридов поставил перед собой необычную задачу – создать светскую по форме, но православную по духу “литургическую музыку”.»
(Пункт предполагает сравнение традиционной музыкальной интерпретации текстов, использованнх Свиридовым, (жанров) и его хоров их «П. и м.». В традиционном церковном репертуаре и структуре службы я совсем не разбираюсь, поэтому пока данный пункт продолжить не могу. Взяла на следующий год соответствующий факультатив. Как быть с этим пунктом сейчас?)
III. Ладовая основа хоровой композиции.
Характерной для сочинений Свиридова гармонической организацией является модальная техника (ионийский и эолийский лады), сочетающаяся с тональной функциональностью.
Например:
«Святый Боже» - заключительная каденция с использованием Dг.
«Величание Богородицы» - отклонение (не метабола) в tp через Dг.
Смена лада внутри хора, связана со сменой эмоционального тонуса, или конкретного образа, как,например, в хоре «Предательство Иуды». В разделе «Сумрачно, сдержано, строго» «Иуде злочестивому» соответствует фригийский лад.
IV. Голосоведение и аккордика.
Основная аккордовая единица – мажорное и минорное трезвучие. Сохраняется главенство консонанса над диссонансом.
Появление диссонанса (как правило – мягкого) может быть вызвано двумя причинами.
1) Как следствие мелодического движения голосов и колористики аккордов.
Пример: «Странное Рождество видевше» 1-6 тт.
В данном случае появление диссонансных вертикалей вызвано мелодическим вспомогательным «расходящимся» движением в крайних голосах.
Пример: «Господи, воздвигни силу Твою…» Первая фраза и 12-15 тт.
В начальной фразе диссонантная вертикаль образована вспомогательными хроматизмами в средних голосах. В разделе «Ускоряя и усиливая» 12-15 тт. – проходящими, встречающимися поочередно и в средних, и в крайних голосах. Хроматизмы не только в данном примере, но и вообще в данном цикле имеют мелодическое происхождение.
2) Диссонанс как краска и смысловой акцент.
Пример: «Неизреченное чудо». 1 фраза.
В конце фразы (3-4 тт.) на слове «чудо» звучит подчеркивающий его «причудливый» аккорд не терцовой структуры (фрагмент звукоряда – des es f g на тоническом органном басу – так можно говорить/писать?)
Аналогичные средства использованы в хоре «Песнь очищения», где «чудо» – чистота Пресвятой Богородицы.
Как говорилось выше, композитор стремится сохранять плавное, «правльное» голосоведение, однако в отдельных случаях прибегает к ленточному голосоведению и линеарности. В уже упоминавшемся фрагменте «Предательства Иуды» изложение параллельными трезвучиями с удвоением примы и квинты (то есть со слабой терцией) в низком регистре придает музыке еще большую архаичность и суровость звучания. (можно продолжить)
V. Состояние тональности.
Модальная техника ослабляет функциональность и провоцирует следующие состояния тональности.
Рыхлая тональность – характерна для всех номеров цикла.
Двузначная тональность. Пример: «Достойно есть». Тоника C-a. Белоненко называет данное явление «двуопорной тоникой».
Колеблющаяся тональность. Пример: «Прийдите, поклонимся». Опора то E, то H. Заканчивается в E.
Диссонантная тональность. Пример: «Слава (тихая)»
VI. Колористика.
Самые яркие примеры мастерства Свиридова в данной технике следует искать в сочинениях более светского характера: «Пушкинский венок» - «Наташа», «Поэма памяти Сергея Есенина» - №5 «Ночь под Ивана Купала», «Снег идёт» из одноименной кантаты. Подобная музыка свободна от рамок «строгой» церковной музыки, более широкие возможности для колористики предоставляет оркестр.
Не смотря на это, почти в каждом номере «Песнопений и молитв» можно найти разные способы колористики аккордов.
Примеры: В хорах «Странное Рождество видевше», «Песнь очищения», «Неизреченное чудо», «Госсподи, воззвах к Тебе» используется похожий принцип разработки аккордов с помощью проходящих и вспомогательных неаккордовых звуков в средних и крайних голосах.
В хоре «Царь славы» голоса с нижних до верхних «набирают» вертикаль.
В хоре «Слава и Аллилуйя» на словах «и ныне, и присно, и во веки веков» разработка тонического трезвучия As с помощью проходящих линеарных аккордов между тоникой и тоникой на сексте.
VII. Заключение.