Пути оптимизации налоговой системы России




 

В специальной литературе приводятся весьма схожие определения понятия «оптимизация налогообложения». Так, например: «Уменьшение налогов (налоговая оптимизация) в общем смысле слова - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей»[1]

Оптимизация налогообложения - это реализация закрепленного в п.7 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.[2]

////////////

На сегодняшний день наиболее популярными являются следующие схемы налогового менеджмента:

договоры с фирмами «однодневками» или их функциональными аналогами;

льготы, предоставляемые субъектами федерации «внутренние оффшоры»;

включение в структуру бизнеса лиц, обладающих налоговыми льготами в силу закона «инвалидные компании», предприниматели уплачивающие ЕНВД и пр.);

использование доступных бухгалтерских методов снижения налогов.

Указанная классификация показывает масштабы проблемы, так как любая сделка с фирмой «однодневкой» является по своей сути мнимой, и в случае влияния ее результатов на налоговую базу свидетельствует о «недобросовестности» налогоплательщика. При этом, распространенность данного вида налогового менеджмента может свидетельствовать о формировании соответствующих обычаев делового оборота и включении его в рутину хозяйственной деятельности. Поэтому, когда аномалия (т.е. правонарушение) становится рутиной, кризис экономической системы представляется неизбежным.

Налоговая оптимизация - различные бухгалтерские и организационные методики, позволяющие снизить внутренние расходы, связанные с исчислением и уплатой налогов, позволяющие незначительно снизить размер всех налогов, подлежащих уплате.

Налоговая логистика - ведение коммерческой деятельности через фирму, открытую в зоне льготного налогообложения, либо ведение коммерческой деятельности через фирму имеющую право на льготное налогообложение (инвалидные предприятия, общественные объединения, предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения либо уплату ЕНДВ)

//////////

В странах, где способы оптимизации и уклонения от уплаты налогов законодательно разграничены, возможность использования элементарных схем минимизации налогов отсутствует. Как следствие -схемы оптимизации настолько усложнились, что воспользоваться ими могут только состоятельные люди и крупные корпорации.

Получается, что наиболее обеспеченные налогоплательщики, то есть те, которые в состоянии воспользоваться услугами консультантов, могут провести операцию, уменьшив свои налоговые обязательства. Разумеется, такая ситуация неприемлема. В разных странах урегулирование на законодательном уровне минимизации налогового бремени происходит по-разному. Это объясняется различием в правовом устройстве, отношением судей к данной проблеме и законотворческими традициями.

Например, во Франции, Германии и Нидерландах в основе правовой системы лежит концепция предотвращения злоупотребления правом. Суды, как правило, применяют указанную концепцию при толковании и применении налогового законодательства в спорах, когда может быть доказано, что какая-либо операция представляет собой случай злоупотребления нормами законодательства или их неправильного применения. В этих странах власти не считают необходимым вносить поправки в законодательство, с тем чтобы разграничивать легальные способы минимизации. Исключение составляет только Германия, которая приняла соответствующие поправки.

В странах, где подобной концепции противодействия злоупотреблению правом не существует, суды, как правило, не выходят за пределы текста законов, чтобы определить, имела место фактическая минимизация налогового бремени или нет.[3]

Если спроецировать рассмотренный европейский опыт на российскую практику выработки единого понимания уклонения от налогообложения, можно выделить определенные моменты, на которые следует обратить внимание.

/////////

Расчеты, приведенные в «Основных направлениях налоговой политики на 2007 - 2009 гг.», показывают, что снижение ставки НДС до уровня 13% влечет за собой значительные потери бюджетной системы страны. В то же время необходимо отметить, что направление воздействия снижения ставки НДС на внутренние инвестиции и экономический рост имеет неопределенный характер. Поэтому вопрос о дальнейшем снижении ставок НДС будет рассмотрен после 2009 года, когда будут проанализированы изменения в налоговой сфере 2006—2007 годов.

////////

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации
часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 30.12.2006)

2. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р)

3. Боброва А. В. Проблемы применения комплексных схем оптимизации налогов / А. В. Боброва // Финансы и кредит. — 2006. — № 8 (212). — С. 43 — 50.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: