Брахмавалока-дхишанам мудам апа девах




Семинар «24 гуру», Фестиваль «Бхакти-сангама», Лекция 2

Аннотация:

Первое, чему я должен научиться от духовного учителя – это его форма видения мира. Это то, чему я учусь. На санскрите философия называется даршана, значит форма видения мира. Значит то, каким образом я вижу мир. Это то, что, в конечном счете, должен дать мне духовный учитель. Духовный учитель учит меня видеть в мире то, чего я без него никогда бы не увидел.

***

Мы прочитаем с вами двадцать восьмой стих из девятой главы одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам». Этот стих из серии стихов о том, каким образом наше тело должно стать учителем для нас.

Шриштва пурани вивидхани аджайатма-шактйа

Врикшан сарисрипа-пашун кхага-дандашукан

Таис таир атушта-хридайах пурушам видхайа

Брахмавалока-дхишанам мудам апа девах

Это очень интересный стих, который говорит о том, что Бог или Дева был недоволен до тех пор, пока не сотворил нас с вами. Обрадовался Он только после того, как сотворил нас с вами, но видимо Он не все продумал.

шриштва – сотворив; пурани – материальные тела, которые являются домом для обусловленной души; вивидхани – великое разнообразие; аджайа – с помощью майи; атма-шактйа – своей собственной энергией; врикшан – деревья; сарисрипа – пресмыкающиеся; пашун – млекопитающие; кхага – птицы; дандашукан – змеи; таис таир – с помощью всех этих разнообразных тел; атушта – недовольный; хридайах – в своем сердце; пурушам – человеческую форму жизни; видхайа – создав; брахма – Абсолютная Истина; авалока – видение ее; дхишанам – разум, подходящий для этого; мудам – счастье; апа – обрел; девах – Господь.

Перевод. Верховный Господь, распространяя Свою Собственную энергию, майа-шакти, сотворил бесконечное многообразие домов, в которых могут жить обусловленные души. Tем не менее, создав формы деревьев, пресмыкающихся, млекопитающих, птиц и змей, и так далее, Он не был доволен в Своем сердце. После этого Он сотворил человека или человеческую форму жизни, которая предоставляет обусловленной душе достаточный разум для того, чтобы душа могла постичь Абсолютную Истину, и обрадовался.

(Немного напоминает библейскую версию. И сказал Бог, что это хорошо.)

Комментарий. Бог создал человеческую форму жизни специально для того, чтобы помочь освобождению обусловленной души. Поэтому человек, который неправильно пользуется человеческой формой жзни, подготавливает себе дорогу в ад. Как утверждается в Ведах, пурушатве чавиштарам атма: «В человеческой форме жизни есть возможность понять вечную душу». В «Айтарея-упанишад» также говорится. Слушайте, это очень интересный стих из «Айтарея-упанишад». Тоже очень смешной.

tābhyo gām ānayat tā abruvan

Na vai no ’yam alam iti

tābhyo ‘śvam ānayat tā abruvan

na vai no ‘yam alam iti

tābhyaḥ puruṣam ānayat tā

abruvan su-kṛtaḿ bata

Смысл этого стиха в том, что Господь сотворил корову и позвал ее к Себе, и спросил: «Знаешь ли ты Господа?» и корова ответила: «Мууу!» (смех) Корова сказала: «Не понимаю». Тогда Господь позвал лошадь к Себе и спросил у нее: «Лошадь, ты знаешь Господа?» и лошадь что Ему сказала? (смех) Лошадь сказала, развела руками и сказала: «Не могу понять, кто такой Господь». Тогда Господь позвал к Себе человека. Табйах пурушам анайат та. Он вызвал к Себе человека и спросил у него то же самое и человек сложил руки и сказал: «По Твоей милости мы можем Тебя понять». Но вместо этого они ездят на тракторах. Материальное творение Господа состоит из живых существ и мертвой материи. Те из них, кто менее разумны, пытаются наслаждаться этой мертвой материей. Однако, Господь не доволен теми видами жизни, которые слепо пытаются наслаждать свои чувства, не понимая своей духовной природы. Мы страдаем из-за нашего забвения Кришны и блаженного состояния, которое царит в Его обители. Если мы примем Господа, как своего защитника и прибежище, и будем следовать Его воле, мы можем очень легко восстановить свою вечную блаженную природу частиц, неотъемлемых частиц Господа. Именно для этой цели Господь сотворил человеческую форму жизни.

шриштва пурани вивидхани аджайатма-шактйа

Врикшан сарисрипа-пашун кхага-дандашукан

Таис таир атушта-хридайах пурушам видхайа

брахмавалока-дхишанам мудам апа девах

Верховный Господь, распространяя Свою Собственную энергию, майа-шакти, сотворил бесчисленное множество видов жизни, которые являются домами для обусловленных душ. И, тем не менее, создав все эти формы жизни, такие как деревья, пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы, змеи и так далее, Господь не был доволен в Своем сердце. Затем Он создал человека, человеческую форму жизни, которая позволяет обусловленной душе, дает обусловленной душе достаточный разум для того, чтобы постичь Абсолютную Истину. И только после этого обрадовался. (Бхаг., 11. 9. 28)

Харе Кришна. Ниранджана Махарадж вчера сказал о двадцать пятом духовном учителе. Так вот двадцать пятым духовным учителем является наше тело. И Авадутта брахмана, который учит Махараджа Яду, дает ему наставления относительно того, каким образом он утвердился в понимании духовной природы жизни, каким образом он понял себя, как душу, избавился от привязанностей к материальному миру и развил в себе привязанность к Кришне. Он говорит, что: «Последним моим учителем было мое собственное тело, которое ближе всего ко мне». Если мы начнем изучать и анализировать свое тело, мы поймем одну простую, но очень печальную вещь, о которой я уже сказал вчера. Человеческое тело не предназначено для чего? Для наслаждений. Хотя кажется, что все с точностью да наоборот, что в человеческой форме жизни живое существо может наслаждаться. Но если посмотреть на этот мир и проанализировать внимательно, то наслаждаются кто? Животные наслаждаются. Животным наслаждаться гораздо удобнее. Животные могут наслаждаться, как они хотят без всяких ограничений. У них есть все для этих возможности, и у них не возникает после этого невроза. (смех) Человек может пытаться наслаждаться, но каков результат этого всего? Всевозможные комплексы и психологические проблемы. Человеческое тело, к сожалению, друзья мои, мои дорогие преданные, не предназначено для наслаждения. Все люди делают эту глупую бессмысленную ошибку, считая, что человеческая форма жизни предназначена для наслаждений. Я слышал людей, которые даже пренадлежат к разным религиям, они говорят: «А зачем нам еще дал Кришна тело? Зачем Он нам дал чувства?» Чтобы наслаждаться, правильно? Правильно? У нас есть целых десять органов чувств, которые действуют и которые постигают этот мир. И что с их помощью нужно делать? Наслаждаться, правильно? Проблема заключается в том, что если я начну наслаждаться, то что станет с моим телом? Оно начнет разрушаться. Оно начнет разваливаться. Некоторые люди думают: «Бог слегка недодумал и совершил серьезную конструктивную ошибку, создавая нас». Потому что, так или иначе, хочется наслаждаться, а ничего не получается. Так? И так стараешься, и эдак стараешься, и только проблемы одни создаются. Но на самом деле, Бог может сотворить ошибку? Нет.

– Может! Все может.

(смех) Мнения разделились на тех, кто думает, что Бог все может и на тех, кто считает, что Он не может. Понятно, что Бог все может. Но для простоты логики допустим одну простую вещь, что Бог не случайно сотворил тело таким, как оно есть. Не случайно человеческое тело, на самом деле, далеко не так приспособлено для наслаждений, как того нам хотелось бы, и что в этом есть смысл. Недаром люди пытаются улучшить его. Люди изобретают генную инженерию, пытаются более прочные материалы вставить. Да? Зубы попрочнее сделать, чтобы можно было дольше наслаждаться. Когда нужно там вставляют другие запасные части из пластика и металла. Так? Но если Бог хотел, Он бы сделал нас очень прочными, так, чтобы мы могли изо всех сил наслаждаться этим.

Если мы посмотрим тело с точки зрения наслаждения, особенно человеческое, полностью бессмысленно. Шрила Прабхупада говорил: «Хотите сексом наслаждаться…». Хотите? (смех) Неловкая пауза. «Для этого голубем надо было рождаться. Голубем, а не человеком». Голубь может заниматься сексом по триста раз на дню. Представляете себе, какие возможности открываются для нас для всех. (смех) Так? Но человеское тело не приспособлено для этого. Однако, человеческое тело совершенным образом приспособлено для той цели, с которой Господь его создал. Оно совершенным образом приспособлено для чего? Для того, чтобы учиться. Оно совершенным образом приспособлено для того, чтобы человек мог извлекать уроки из того, что с ним происходит. И для того, чтобы, в конце концов, с помощью своего развитого разума человек мог постичь Бога. Так как люди делают эту ошибку, человеческая форма жизни – это школа и если ребенок, который пошел в школу думает, что школа нужна для того, чтобы он там наслаждался, что с ним будет? Да, его будут постоянно наказывать и, в конце концов, оставят где? На второй год. Хорошо, что если в том же самом классе оставят на второй год. А могут и понизить. Это оставление на второй год как называется? Реинкарнацией, правильно. Переселением души. Когда человек не пользуется человеческой формой жизни по назначению, когда человек не учится в человеческой форме жизни и не пытается постичь Абсолютную Истину, а возможности для этого у нас есть, то тогда он остается на второй год. И Бог огорчается, Он думает: «Еще один шанс был потрачен напрасно». Я вчера говорил об этом. О том, что если человек хочет наслаждаться здесь, в материальном мире, то, что будет он делать с материальным миром? Принимать и отвергать. Он будет делать это с людьми, которые его окружают, он будет делать это с ситуациями, которые он будет принимать и отвергать. Но он не будет делать одной вещи – он не будет учиться. Однако, если человек хочет учиться, он ничего не отвергает. Он учится, он принимает эти самые уроки.

Сегодня я буду говорить об этих двух позициях человека, позиции наслаждающегося и позиции ученика или слуги, или последователя. Если сравнить эти две позиции, позицию наслаждающегося и позицию ученика или слуги, то как по-другому, как, по-вашему, можно было бы назвать эти две позиции? Наслаждающийся это кто? Что он делает? Кто-то правильно сказал. Действует. Действующий. Наслаждающий и действующий в этом мире, герой, иначе говоря, это одно и то же. Я действую изо всех сил. Ученик что делает? Наблюдает, правильно. Есть существенная разница между двумя этими позициями. Одна – это позиция наблюдателя, человека, который смотрит, анализирует с помощью разума, который ему дан, наблюдает, делает выводы, и человека, которому некогда делать выводы. Потому что он что? Да, потому что он наслаждается. Потому что он действует.

Иначе говоря, правильное пользование в человеческой форме жизни заключается в том, чтобы научиться наблюдать. Это первый приказ Кришны в «Бхагават-гите» Арджуне. Что самое первое Кришна говорит в «Бхагават-гите» Арджуне? «Посмотри, о Партха. О Партха, посмотри на всех тех, кто собрался, на своих врагов, на тех, с кем тебе придеться сражаться. Посмотри на свои привязанности и посмотри на свои проблемы. Посмотри». Наблюдатель – это первая позиция, которую человек должен принять для того, чтобы чему-то научиться. И поэтому, в конечном счете, обучение – это очень важная вещь, которую мне хотелось вам сегодня сказать. Обучение означает обретение определенного взгляда на мир. Как мы поем каждый день в гуру-пудже? Что нам дал духовный учитель? Чакху-дан дило джей, джанме джанме прабху сей. Он – мой господин из жизни в жизнь. Почему? Потому что он мне дал что? Глаза, глаза. Чакху-дан дило джей – он дал мне глаза, которыми я смогу смотреть на мир по-другому. Первое, чему я должен научиться от духовного учителя, это его форма видения мира. Это то, чему я учусь. Любая философия на санскрите как называется? Как философия на санскрите называется? Даршана, правильно. На греческом языке философия – значит любовь к мудрости, когда человек просто любит порассуждать. На санскрите философия называется даршана, значит форма видения мира. Значит то, каким образом я вижу мир. Это то, что, в конечном счете, должен дать мне духовный учитель. Духовный учитель учит меня видеть в мире то, чего я без него никогда бы не увидел.

Шрила Прабхупада был очень большим знатоком этого. Есть знаменитые прогулки Шрилы Прабхупады, когда он шел по пляжу, вдруг останавливался и говорил: «Это что такое? Что это значит?» И люди смотрели и не знали, что это значит. Но он учил таким образом смотреть на мир и не просто смотреть на мир, делать выводы. Как первый такой урок он преподал в Сан-Франциско своим ученикам, когда он переехал из, по крайней мере, записанный, когда он переехал из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Там есть Голден Гейтс Парк, парк по которому Шрила Прабхупада гулял и где проходили его киртаны с хиппи. И однажды он остановился с учениками под деревом и под деревом были испражнения. Шрила Прабхупада спросил: «Что это значит?» Все уставились в испражнения птиц, и стали думать, что это значит. Кто-то решил прочитать сложный узор, который сложился из этого. (смех) Кто-то стал еще спекулировать как-то. Шрила Прабхупада сказал: «Это значит, что птицы тоже привязаны к своему гнезду». Значит, что они тоже все время возвращаются в одно и то же гнездо и у них тоже есть привязанность! Таким образом Шрила Прабхупада учил этому, чтобы каждое, с чем бы мы не столкнулись, все это учило нас. Весь мир учил нас. Таким образом учение наше было бы бесконечным. Сам Шрила Прабхупада показывал пример этого.

В Дели в поезде кондуктор остановил его, когда он распространял журналы. Ниранджана Махарадж вчера рассказывал о том, как Шрила Прабхупада начал сам собственноручно, движимый состраданием, разносить «Back to Godhead» людям. Он ходил нищий совершенно человек без гроша в кармане и предлагал людям один журнал, два журнала, три журнала и кондуктор ему сказал: «Свамиджи, журнал люди почитают и выбросят, а книги люди поставят на полку. Почему бы Вам не писать книги?» и Шрила Прабхупада подумал: «Это мой гуру говорит мне». Он не подумал: «Какой-то глупый кондуктор мне дурацкие советы дает. Мой гуру говорит мне!»

Другой раз в Америке у Шрилы Прабхупады был первый сердечный приступ и зашел пьяный врач, пьяный врач ввалился. Шрила Прабхупада лежит, держась за сердце, и пьяный врач говорит: «Монах?» Тот говорит: «Монах». «Все молитесь?» Тот говорит: «Молюсь». «Поэтому и болеете, гулять надо больше». (смех) С тех пор Шрила Прабхупада каждый день гулял. Хотя какой-то пьяный врач ввалился туда и что-то такое сказал. Но Шрила Прабхупада понял: «Это мой духовный учитель говорит мне через него». Гордыни не было, было желание учиться в любой ситуации у всех. Пурначандра Госвами Махарадж любит рассказывать эту историю замечательную совершенно, когда какой-то хиппи, в Амстердаме было установление Божеств. Соответственно, преданные ничего не подготовили. Шрила Прабхупада спросил: «Где фрукты для ягьи?» Ему принесли бодью фруктового салата. (смех) Шрила Прабхупада разъярился. При этом камеры пришли, чтобы снимать эту церемонию, ничего не подготовлено. Пришло телевидение, пресса. Шрила Прабхупада стал при всех, при камерах кричать на президента храма. Тут к нему подошел какой-то хиппи, который изредка приходил. Похлопал его по плечу и сказал: «Свамиджи, чего Вы кричите? Нужно Харе Кришна повторять». (смех) Шрила Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Ты дал мне хороший совет. Спасибо большое». Спасибо, ты стал моим учителем. Потому что именно этому Шрила Прабхупада, собственно, хотел научить всех нас, каким образом учиться постоянно.

Отношения с духовным учителем – это начало нашего вечного процесс обучения. Вчера я закончил свою лекцию на том, что если наши отношения с духовным учителем подлинные, духовный учитель никогда не умрет для нас. Духовный учитель не сможет умереть, потому что он будет продолжать учить нас все время всегда в разных видах и в разных формах. Есть очень интересный стих в Нидхи Шастрах. Там говорится, что царь видит с помощью кого? С помощью шпионов своих, правильно. Царь видит все, потому что у него много шпионов. Дальше пандит видит все с помощью чего? С помощью Шастр, правильно. Собака видит все с помощью чего? С помощью носа, у нее большой нос. У нее, по сути дела, ничего кроме носа нет, и она видит мир с помощью носа. А обычный человек видит с помощью чего? С помощью ушей. Нам кажется, что мы видим с помощью глаз. На самом деле, с помощью глаз мы ничего не видим. Вернее мы видим слишком многое, и поэтому ничего не видим. Чтобы увидеть что-то, нам нужно сосредоточить на этом внимание. Для того, чтобы сосредоточить внимание на чем-то, нам нужно что сначала сделать? Услышать об этом. Обычный человек видит мир с помощью своих ушей. Нет никакого другого способа увидеть этот мир. Только с помощью ушей, только услышав, мы начинаем видеть что-то в этом мире. Потому что иначе, через глаза мы воспринимаем слишком большую информацию. Слишком много всего, и невозможно понять, что же мы должны увидеть в этом. Чтобы понять, что мы должны увидеть, мы сначала должны услышать. Поэтому начинается обучение наше с того, что мы слушаем духовного учителя.

Слушайте внимательно. Мне хотелось рассказать этот процесс трансформации или преображения человека, как он происходит, каким образом у нас возникает это особое видение мира. В «Катха-упанишад» есть очень знаменитый стих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: