Частное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский академический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
_______________ С.В. Авдашкевич
«___» __________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ПД.03 ФИЗИКА
Специальность СПО: | 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) |
Программа подготовки: | базовая |
Форма обучения: | (очная, заочная) |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ: | основное общее образование |
Профиль получаемого профессионального образования: | технический |
Санкт-Петербург
2017
Разработчик (и) _______________________ ___________________________
(ФИО) степень, должность
ОБСУЖДЕНО
на заседании ПЦК ________________________________________________________
«____» ______________ 2017 г., протокол № _________________
Председатель ПЦК _______________________________________________________
(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Начальник _______________________ отдела ___________________И.О. Фамилия
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ), разработанной на основе требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина входит в учебный цикл: профильные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины1:
Процесс изучения дисциплины способствует формированию следующих компетенций:
Код | Содержание компетенции |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
· описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
· отличать гипотезы от научных теорий;
· делать выводы на основе экспериментальных данных;
· приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
[1] Требования к результатам освоения учебной дисциплины (умения, знания, ОК и ПК) указываются в соответствии с ФГОС. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (умения, знания, ОК и ПК), добавленные за счет часов вариативной части ППССЗ, отмечаются символом «*».
· приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
· воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
· применять полученные знания для решения физических задач;
· определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
· измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
· оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
· рационального природопользования и защиты окружающей среды.
знать:
· смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
· смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
· смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
· вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 12 обучающегося часов;
самостоятельной работы обучающегося 164 часов.
Распределение часов, добавленных за счет вариативной части ППССЗ, представлено в Приложении 1.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Объем часов | Семестр | |
Максимальная учебная нагрузка обучающегося (всего) | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекционные занятия (ЛЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | ||
Практические занятия, семинары (ПЗ) | |||
Контрольные работы (КР) | |||
Самостоятельная работа обучающегося (СР) | |||
Форма промежуточной аттестации[1] | ДЗ |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | ||||||
Очная форма | Уровень освоения[2] | |||||||
Всего | ||||||||
ЛЗ | ПЗ+ ЛР+ КР | СР | ||||||
Введение | Содержание учебного материала | |||||||
Физика - наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | ||||||||
Раздел 1. | Механика | |||||||
Тема 1.1. Основы кинематики | Содержание учебного материала | |||||||
Относительность механического | 1,2 | |||||||
движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Основы кинематики». | ||||||||
Контрольная работа по теме: «Основы кинематики» | ||||||||
Тема 1.2. Основы динамики | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Основы динамики». | ||||||||
Контрольная работа по теме: «Основы динамики». | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. | ||||||||
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике». | ||||||||
Тема 1.4. Механические колебания и волны | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | ||||||||
Раздел 2. | Молекулярная физика. Термодинамика. | |||||||
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Основы МКТ». | ||||||||
Тема 2.2. Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | ||||||||
Итоговая тестовая работа по теме «Термодинамика». | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов. | ||||||||
Раздел 3. | Электростатика. Постоянный ток | |||||||
Тема 3.1. Электростатика. | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Электростатика». | ||||||||
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Законы постоянного тока». | ||||||||
Контрольная работа по теме «Электростатика и законы постоянного тока». | ||||||||
Тема 3.3. Свойства магнитного поля | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Магнитное поле». | ||||||||
Тема 3.4. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое роле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция». | ||||||||
Контрольная работа по теме: «Магнитное поле и электромагнитная индукция». | ||||||||
Тема 3.5. Электромагнитные колебания. Переменный ток | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания». | ||||||||
Контрольная работа «Электромагнитные колебания». | ||||||||
Тема 3.6. Электромагнитные волны | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Электромагнитные волны». | ||||||||
Контрольная работа по теме: «Электромагнитные и световые волны». | ||||||||
Тема 3.7. Световые волны | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Световые волны». | ||||||||
Контрольная работа по теме: «Электромагнитные и световые волны». | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | ||||||||
Раздел 4. | Строение атома и квантовая физика | 1,2 | ||||||
Тема 4.1. Фотоэффект | Содержание учебного материала | |||||||
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Световые кванты». | ||||||||
Контрольная работа по теме "Фотоэффект" | ||||||||
Тема 4.2. Атомная физика | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использования лазера. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Атомная физика». | ||||||||
Тема 4.3. Физика атомного ядра | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Решение задач по теме: «Физика атомного ядра». | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации; подготовка реферата. | ||||||||
Раздел 5. | Строение Вселенной. | 1,2 | ||||||
Содержание учебного материала | ||||||||
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетарных систем. Солнечная система. | ||||||||
Практические работы | ||||||||
Защита реферата. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка реферата. | ||||||||
Раздел 6. | Обобщающее повторение | |||||||
Всего | ||||||||