РАЗРАБОТКА МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ ДЕТСТВА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Что можно сделать с данной информацией:

Вы можете самостоятельно заполнить анкету (она находится в конце текста) и проанализировать результат с помощью данных из главы 1 раздела 2.

На основе этого Вы можете увидеть, наличие травм и их возможное влияние на Вас.

Помните, что опросник даёт обобщенный результат, для более глубокого анализа и за помощью, Вы можете обратиться к психологу (пожалуйста, при выборе психолога удостоверьтесь в наличии у него квалифкации, найдите отзывы об этом специалисте и убедитесь, что Вы готовы работать с этим человеком).

Желаю Вам улучшений в качестве Вашей жизни. Если Вам не у кого узнать, к какому психологу Вы можете обратиться – Вы можете написать мне, постараюсь помочь с поиском. Большое количество специалистов представлено на сайте B17.ru

С наилучшими пожеланиями, Светлана Тишкова.

 

Введение

Объект исследования: взрослые от 35-45 лет, перенесшие эмоциональную травму в детстве.

Предмет исследования: наличие или отсутствие последствий эмоциональной травмы, степень ее выраженности.

Цель исследования: разработка теста-опросника по выявлению последствий эмоциональных травм детства.

Задачи исследования: создать тесты-опросника и проанализировать их эффективность.

Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование.

Проблема психологических травм людей важна. От того, какие психологические травмы присутствуют у человека, зависит качество его жизни, его самореализации. События, происходящие в детском возрасте – формируют психику человека. Связь настоящего с прошлым опытом полученных травм в детстве искажает картину восприятия мира и людей. Это отражается на самооценке, умении взаимодействовать с другими людьми, успешности в карьере и в личной жизни.

Темой данной курсовой работы являются психологические травмы в детском возрасте. И в данной работе хотелось бы рассмотреть основные виды психологических травм, а также их последствия и влияние на жизнь взрослого человека. Целью этой работы является составление рабочих анкет, которые помогут выявить психологические травмы и их последствия. Это поможет в будущем правильно определить направление работы психолога.

I ГЛАВА

1.1.Понятие психологической травмы

Психологическая травма (психотравма) - вред нанесенный психическому здоровью человека в результате стрессовых, психоэмоциональных воздействий на человека, воздействия других людей на психику человека и интенсивного воздействия неблагоприятной окружающей среды.

Разрушительность психотравмы зависит от психологической устойчивости отдельно взятого человека, личностной значимости происходящих событий, степени психологической защищенности человека.

Слово "травма" означает поражение. Перенося это определение на психические процессы, можно говорить о психических поражениях. В этот момент нарушаются процессы восприятия, осязания, мышления, воспоминания и представления. Поражается эмоциональная и физическая сферы организма человека. Ситуация становится травмирующей только тогда, когда человек не может с ней справиться. Травма работает, прежде всего, на уровне чувств, она будоражит чувства до крайности и приводит к крайне негативным эмоциям беспомощности, незащищенности, бессилию, потере контроля. Травма вызывает долгосрочное изменение тела, духа и души. Если до травматического опыта человек чувствовал себя сильным и уверенным, то после он постоянно чувствует себя слабым и ранимым. Мир превращается для него из надежного в опасное для жизни место.

Эмоциональное возбуждение, вызванное травмой, вытесняется из сознательной памяти. Благодаря способности психики расщепляться и отщеплять воспоминание о травме, освобождается сознательное восприятие и мышление для повседневного выживания. Как правило, человек боится и избегает слов или ситуаций, которые могут спровоцировать воспоминания о травме. Встречаются в их поведении драматические выплески чувств: страха, паники или агрессии, вызванные неожиданными воспоминаниями через процесс ретравматизации, вызванного через повторение похожих обстоятельств или воздействий из внешнего влияния мира или людей. В случае травмированной личности влияния времени на исцеление души не происходит. Чем больше времени проходит, тем больше нарушаются психические функции и тем сложнее поддерживать психическую стабильность в целом. Внутренняя целостность психической структуры теряется.

1.2. Виды психологических или эмоциональных травм детства

Н.В. Тарабрина выделяет следующие виды психологических травм:

1.2.1. События, связанные с военными действиями, стихийные бедствия, катастрофы. Основными травмирующими факторами в этом случае являются: непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка и его близких, смерть близких, физические травмы ребенка.

Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, — дети, родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного развития, меньшим весом при рождении, нарушениями сердечной деятельности.

Стихийные бедствия и катастрофы - основными травмирующими факторами являются те же, что и в ситуации военных действий.
Сразу после травмы у детей обычно появляются следующие симптомы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения. У младших детей часто проявляются тенденции к регрессивному поведению (энурез, сосание пальца и проявления большей зависимости от родителей). Эти же симптомы могут возникать не сразу после травмы, а спустя довольно продолжительное время.

Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому необходимо обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как:

· Нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать.

· Страх разлуки с родителями, «цепляющееся» поведение.

· Страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т. п.), связанного с травматическим переживанием.

· Соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье.

· Повышенная тревожность, проявляющаяся дома или в школе, связанная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами.

1.2.2. Террористические акты

По наблюдениям исследователей, на психическое состояние людей наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности или случайному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все же тяжелее, чем природные катаклизмы.
1.2.3. Тяжелое соматическое заболевание. Тяжелое соматическое заболевание погружает ребенка в новую психологическую реальность, которая является сложной и для ребенка, и для его близких. Болезнь влияет не только на физическое состояние ребенка, но и на его эмоциональное состояние. И наоборот, эмоциональное состояние влияет на течение болезни, поэтому необходимо уделять внимание не только адекватности и качеству медицинского вмешательства, но и психологическому состоянию ребенка.

Тяжелое соматическое заболевание может приводить к развитию у пациента посттравматического стрессового расстройства.

Стресс является закономерной реакцией на тяжелое заболевание. Однако степень его проявления зависит от некоторых условий: особенностей заболевания, степени его тяжести, возраста и пола ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т. д.).
Основными проявлениями реакции на соматическое заболевание являются: регрессивное поведение (которое в значительной степени затрудняет лечение) и социальная изоляция (связанная с пропусками занятий и тем, что часто здоровые дети избегают больных сверстников). Дополнительным травматизирующим фактором при серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация.

1.2.4. Смерть близкого человека или существа. Когда любой человек, а особенно ребенок, сталкивается со смертью близкого, она предстает перед ним с двух сторон: во-первых, человек становится свидетелем смерти близкого человека или существа, во-вторых, осознает, что он сам смертен.

Отдельно следует остановиться на ситуациях, когда ребенок является свидетелем причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство). Эти ситуации являются наиболее травматичными для детей. Помимо таких факторов, как непосредственная угроза здоровью или жизни близкого и самого ребенка, важным травмирующим обстоятельством является ощущение ребенком своей беспомощности. Детям, перенесшим такую травму, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов ПТСР (навязчивое воспроизведение травматической ситуации, избегание мест, связанных с событием, повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования).

1.2.5. Насилие над детьми.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем.

Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.

Помимо непосредственного влияния насилие, пережитое в детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. В исследовании психологических историй жизни людей, совершающих действия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенный опыт насилия в детстве.

Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвенным) в зависимости от стратегии поведения обидчика. По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома — со стороны родственников, в школе — со стороны педагогов или детей, на улице — со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, которая изложена в руководстве по предупреждению насилия над детьми под редакцией М. Д. Асановой. Выделяется четыре основных типа насилия:

Физическое насилие — это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18лет.

Сексуальное насилие — это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие — хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Как правило, жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия.

Можно сказать, что всякая жертва переживает «много насилий сразу». Дети и взрослые — жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

Наиболее часто жертвами различного рода насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

· дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять насилие к слабым;

· дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

· дети, предоставленные улице;

· дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

· дети с психическими аномалиями (психопатии, олигофрении, последствия органических заболеваний ЦНС и ЧМТ), не способные адекватно оценить опасность ситуации;

· маленькие дети в силу их беспомощности;

· недоношенные или с малым весом при рождении (так как такие дети обычно более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны.

В дисгармоничных/неполных семьях дети психологически менее защищены от травматических ситуаций, чем в нормальных семьях. Родители в таких семьях гораздо реже имеют верное представление о травматическом опыте своих детей.

Одним из важных психологических последствий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.

1.3. Выводы

Данные многочисленных исследований показывают, что неразрешенность травматического опыта приводит к отсроченным негативным психологическим последствиям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя социально, профессионально и личностно.

 

Глава II

2.1. Разработка и апробирование опроса.

На основе описанных в первой главе видов психологических и эмоциональных травм детства, мной был составлен опрос (Приложение 1) состоящий из 2х частей. Первая часть направлена на выявление событий детства, вторая на выявление наличия последствий травм во взрослой жизни. В анкете также учитывался возраст и пол.

На основе анализа результатов, можно сказать следующее:

2.1.1.Наиболее часто встретившимся травматических событием детства является смерть близкого человека (у 92% испытуемых). Наиболее частый встречающийся симптом – чувство тревоги (у 61.5%).

2.1.2.Наиболее частая симптоматика присутствующая у людей которые:

А. Были свидетелями и/или участниками военных действий – в равном количестве все, отсутствуют только проблемы с обучением.

B. Чьи родители были свидетелями и/или участниками военных действий - нарушение сна, тревожность.

C. Пострадали от стихийных бедствий – страх потерять родителей, проблемы с общением, нарушения аппетита.

D. Были свидетелями стихийный бедствий – нарушения аппетита.

E. Чьи родители пострадали от стихийных бедствий – нарушения аппетита.

F. Пострадали от катастрофы – нарушение сна, мысли о том что ситуация может повториться, тревожность, страх потерять родителей, страх за своё здоровье, проблемы с общением, нарушения аппетита.

G. Являлись свидетелями какой-либо катастрофы - тревожность, нарушения аппетита.

H. Чьи родители пострадали от катастрофы - тревожность, страх потерять родителей, страх за своё здоровье, нарушения аппетита.

I. Были заложниками террористов - проблемы с общением.

J. Пострадали от террористического акта - проблемы с общением.

K. Являлись свидетелями террористического акта - страх потерять родителей, проблемы с общением, нарушения аппетита.

L. Имели тяжелое физическое заболевание - тревожность, неконтролируемая реакция на события, по ощущениям схожие, с травматическим опытом детства, тяга к алкоголю и/или наркотикам.

M. Переживали смерть близкого человека, существа – тревожность.

N. Были свидетелями смерти близкого человека, существа – тревожность.

O. Являлись жертвой физического насилия – тревожность, нарушения аппетита.

P. Являлись жертвой сексуального насилия - навязчивые воспоминания о травматическом опыте, неконтролируемая реакция на события, по ощущениям схожие, с травматическим опытом, страх при виде вещей напоминающих о травматическом опыте, ощущение, что травмирующая ситуация детства повторяется в нынешней жизни или длится до сих пор.

Q. Испытывали пренебрежение со стороны значимых людей - тревожность, нарушения аппетита.

R. Страдали от психического насилия - тревожность, нарушения аппетита.

2.1.3. Нельзя сказать, что количество травм линейно влияет на количество последствий.

2.2. Выводы

У всех опрошенных выявлены травмы детства. У 92% опрошенных выявлены симптомы, которые могут быть следствием травмы детства.

Опрос показал возможность получения понимания себя, которое может помочь, в том числе самостоятельно, определиться с необходимостью психологической помощи, а также с формулировкой запроса к психологу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опросник показал наличие травм детства и наличие симптоматики, совпадающей с описанием последствий травм.

Можно заключить, что опросник помогает выявить травмы и их последствия. На основе этого опросника можно увидеть в какой сфере у человека снижено качество жизни. Благодаря этому можно осознать необходимость посещения психолога, с определенным запросом.

Также, по количеству симптоматики, можно предположить на сколько сильно человек травмирован.

Список литературы

1. Асанова, Н. К. Руководство по предотвращению насилия над детьми / под ред. Н. К. Асановой. — М.: Владос, 1997.

2. Бегоян, А.Н. Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление / А.Н. Бегоян - Психотерапия, №5 (125) 2013г., стр. 59-62.

3. Соловьева, С. Л. Психологическое консультирование: справочник практического психолога / сост. С. Л. Соловьева. - Санкт-Петербург: Сова, 2009

4. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина - СПб.: 2001.

5. Ядов, В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы / В. А. Ядов— М.: Издательство «Самарский университет», 1995.

Анкета на наличие травм детства

Отвечайте на вопросы, о событиях, которые случились с Вами до 18 лет.

ВОПРОСЫ ДА/НЕТ
1.Были ли Вы непосредственным свидетелем и/или участником военных действий?  
2.Были ли Ваши родители непосредственными свидетелями и/или участниками военных действий?  
3.Были ли Вы пострадавшим от стихийных бедствий?  
4.Были ли Вы свидетелем стихийный бедствий?  
5.Были ли Ваши родители пострадавшими от стихийных бедствий?  
6.Являлись ли Вы пострадавшим от какой-либо катастрофы?  
7.Являлись ли Вы свидетелем какой-либо катастрофы?  
8.Пострадали ли Ваши родители от какой-либо катастрофы?  
9.Были ли Вы заложником террористов?  
10.Пострадали ли Вы от террористического акта?  
11.Являлись ли Вы свидетелем террористического акта?  
12.Было ли у Вас тяжелое физическое заболевание?  
13.Переживали ли Вы смерть близкого человека?  
14.Переживали ли Вы смерть близкого существа?  
15.Были ли Вы свидетелем смерти близкого человека?  
16.Были ли Вы свидетелем смерти близкого существа?  
17.Являлись ли Вы жертвой физического насилия?  
18.Являлись ли Вы жертвой сексуального насилия?  
19.Пренебрегали ли Вами значимые люди?  
20.Страдали ли Вы от психического насилия?  

Второй опросник. Отвечайте о нынешнем положении дел.

ВОПРОСЫ ДА/НЕТ
1.Есть ли у Вас нарушения сна?  
2.Бывают ли у Вас кошмары?  
3.Случаются ли навязчивые воспоминания о травматическом опыте произошедшем до 18 лет?  
4.Есть ли у Вас ощущение, что ситуация может повториться?  
5.Есть ли у Вас ощущение тревоги которое беспокоит Вас?  
6.Есть ли у Вас неконтролируемая реакция на события, по ощущениям схожие, с травматическим опытом Вашего детства (до 18 лет)?  
7.Есть ли у Вас страх потерять родителей (или тех людей, которые Вам «как родители»)?  
8.Есть ли у Вас ощущение страха при виде вещей напоминающих о травматическом опыте детства (до 18 лет)?  
9.Есть ли у Вас страх за своё здоровье?  
10.Легко ли Вам общаться с другими людьми?  
11.Испытываете ли Вы затруднения в обучении чему-то новому?  
12.Есть ли у Вас проблемы с аппетитом (отсутствие оного или излишний аппетит)?  
13.Есть ли у Вас тяга к алкоголю и/или наркотикам?  
14.Есть ли у Вас желание наказывать себя?  
15.Есть ли у Вас ощущение вины?  
16.Есть ли у Вас ощущение, что травмирующая ситуация детства (до 18 лет) повторяется в вашей нынешней жизни или длится до сих пор?  
17.Есть ли у Вас ощущение, что Вы ведёте себя, как те люди, которые нанесли Вам травму в детстве (если таковые были)?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: