Учебная дисциплина «Общая психология»
(часть 1 «Введение в общую психологию»;
Часть 2 «Психические процессы и психические состояния»)
Основная литература
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 2006.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 2008.
3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. М. 2009.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2010.
5. Марцинковская Т.Д. Общая психология. М. 2010.
6. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М. 2009.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М. 2009.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2009.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. М. 2010.
Дополнительная литература
- Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы // Психологический журнал. 2001. Том 22. №6.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М. 2003.
3. Выготский Л.С. Психология. М. 2000.
- Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций // Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. М. 1983. С. 6-41.
- Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб. 2007.
6. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб. 1998.
7. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. №2. С. 42-49.
- Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С.Выготского // Вопросы психологии. 1996. №5.
- Ерчак Н.Т. К проблеме внутренней речи // Вопросы психологии. 1991. №5. С. 31-37.
- Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. №5. С. 7-20.
- Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 6-25.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб. 2002.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. 2002.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. №4. С. 3-21.
- Лебедева О.В. Эмоционально-волевая сфера и психические состояния человека. Н.Новгород. 2008.
- Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С.Выготского – вклад в мировую психологию ХХ века // Психологический журнал. 2001. Том 22. №4. С. 5-11.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 2004.
- Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М. 1987. С. 18-26.
- Накамура К. Вокруг толкования понятия зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 1996. Том 17. №4.
- Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. №5.
- Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 68-73.
- Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л.В.Куликов. СПб. 2001.
- Реброва Н.П. Гендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С.Клециной. СПб. 2003. С. 56-70.
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1990. №2.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 101-108.
- Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии (Л.С.Выготский и Н.И.Жинкин) // Мир психологии. 1999. №1. С. 182-186.
- Семенова Л.Э., Лебедева О.В., Конева И.А. Общая психология. Н.Новгород. 2006.
- Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М. 1990.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М. 1995.
- Созонтов А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // Вопросы психологии. 2003. №3. С. 92-101.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С.Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня. Н.Новгород. 2001. (1.2 Основные положения теории культурно-исторического понимания развития психики ребенка в трудах Л.С.Выготского. с. 24-38)
- Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. М. 1987.
- Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. №2. С. 104-118.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. ЭБС «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: www.biblioclub.ru
2. Научная электронная библиотека. Режим доступа: www.elibrary.ru
3. Универсальные базы данных изданий. Режим доступа: www.ebiblioteka.ru
4. Каталог и статьи журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: www.voppsy.ru
5. Каталог и статьи журнала «Психологический журнал». Режим доступа: www.psychol.ras.ru/08.shtml
6. Виртуальная библиотека. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/345660/
7. Каталог «Научная сеть». Режим доступа: https://nature.web.ru/db/search.html
Задания на межсессионный период (внеаудиторная самостоятельная работа)
Творческое задание (Тема 6: Психологическая защита человека)
Дать характеристику основным видам и способам психологической защиты (на выбор студентов) и найти их иллюстрацию в художественной литературе (стихотворные произведения А.Л.Барто; Лопе де Вега «Собака на сене»).
Минимум – 8 видов и способов.
Оформить работу в виде таблицы
Название психологической защиты | Научное понимание данного вида / способа психологической защиты | Цитаты из стихотворных произведений |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
Составление синквейнов (Тема 9: Ощущения. Тема 10: Восприятие)
1) составить по одному синквейну на темы «Ощущения», «Восприятие» (всего 2 синквейна);
2) составить два синквейна на темы, имеющие отношение к ощущениям и восприятию.
Итого: минимум 4 синвейна.
Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Но это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), дающие описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта, т.е. выражающие главную мысль.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта в рамках темы.
4 строка – фраза из четырех слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, т.е. заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Составление теста (Тема 14: Внимание. Тема 16: Чувства)
Минимум 16 заданий с 3 вариантами ответов (один из них – правильный). Обязательно указать правильный ответ.