Собор 1654 г. и дело Коломенского епископа Павла




Глава 14. МЯТЕЖ «РЕВНИТЕЛЕЙ» ПРИ ПАТРИАРХЕ НИКОНЕ

 

РОЗЫСК О РАСКОЛАХ. Часть 3-я

Глава 14

МЯТЕЖ «РЕВНИТЕЛЕЙ» ПРИ ПАТРИАРХЕ НИКОНЕ

В 1653-1658 г.г.

Патриарх Никон фактически управлял русской церковью шесть лет с 1652 по 1658 г. — Собор 1654 г. и дело Коломенского епископа Павла.— Роль епископа Павла в расколе. — Соборы 1655 и 1656 гг. и участие в них восточных иерархов. Первая анафема на сторонников двуперстия как «армяноподражательной ереси».

14-1. Приступая к изложению хода борьбы раскольников с Церковью, повторим сказанное в предыдущих главах. Церковно-обрядовые преобразования, которые принято называть «реформами Никона», начались не при Патриархе Никоне и не по его инициативе. Они начались в 1649 году при патриархе Иосифе, а их инициаторами были «ревнители благочестия», или «сильные временщики-протопопы», как их называет Преосвященный Макарий в своей «Истории русской Церкви». Во главе реформаторов стояли духовник Царя Алексея Михайловича протопоп Стефан Вонифатьев и переведенный в 1640-е годы из Нижнего Новгорода протопоп Казанского собора Иван Неронов. Бежавший в Москву с сельского прихода поп Аввакум нашел приют у протопопа И.Неронова и вскоре по его протекции был поставлен протопопом в город Юрьевец-Повольский. В Костроме, Муроме и Романове под Ярославлем протопопами были Даниил, Логгин и Лазарь — все единомышленники И.Неронова и его ставленники. Полагают, что из бояр идеям реформаторов сочувствовали боярин Ф.М.Ртищев, основатель духовного училища в Андреевском монастыре и Новоспасский архимандрит, будущий патриарх, Никон.

14-2. Патриарх Никон фактически управлял русской Церковью шесть лет, с 1652 по 1658 г. Он согласился стать патриархом при условии, что Царь и бояре не будут вмешиваться в дела церковного управления, и Царь Алексей Михайлович такую клятву дал в Успенском соборе при поставлении Патриарха. По согласию с Восточными патриархами и с Царем он приступил к исправлению тех чинов и обрядов, которые или отличались от принятых в других Православных Церквах, или нарушали благочиние. Начал он с того, что перед Великим Постом 1653 года от своего имени разослал по церквам «Память», в которой повелевал крестное знамение творить тремя перстами и при чтении молитвы Ефрема Сирина класть 4 земных поклона вместо 17. Тотчас из среды «ревнителей благочестия» раздались крики о том, что «вера порушена».

14-3. Выше уже говорилось о том, как при патриархе Иосифе старообрядцы воспротивились запрещению «старого обряда» (многогласия). Тогда они кричали: «Заводите вы, ханжи, ересь новую, единогласное пение».

14-4. Еретиком был объявлен духовник Царя Стефан Вонифатий — глава «ревнителей благочестия», которые, вполне справедливо, в многогласии и хомовом пении видели не «старые обряды», а неблагочиние. Судя по всему, любая мера по исправлению несообразностей в чинопоследованиях или в текстах могла вызвать подобную реакцию и в случае упорства непокорных привести к более серьезным последствиям.

14-5. Так и вышло весною 1653 года, когда Патриарх Никон разослал свою «Память» о замене двоеперстия троеперстием и положении 4 земных поклонов вместо 17 при чтении молитвы святого Ефрема Сирина. На этот раз особое рвение проявили протопопы: Иван Неронов из Казанского собора в Москве, Даниил из Костромы, Логгин из Мурома и Аввакум из Юрьева Повольского. Иван Неронов собрал своих единомышленников в Казанском соборе, и, если верить словам Аввакума, участником этой тайной сходки был Коломенский епископ Павел.

 

Собор 1654 г. и дело Коломенского епископа Павла

14-6. Так как «Память», которую Патриарх Никон как правящий архиерей разослал перед Великим Постом весной 1653 г., вызвала яростное сопротивление Неронова со товарищи, то Патриарх решил заручиться поддержкой более сильной церковной власти — соборной. Собор был созван в марте или апреле 1654 г. На нем присутствовали из архиереев, кроме Патриарха, 5 митрополитов, 4 архиепископа, 1 епископ (Коломенский Павел), 11 архимандритов и игуменов и 13 протопопов — всего 35 человек. Участвовали также Царь и «царский синклит», то есть ближние бояре и дьяки. Патриарх Никон открыл Собор речью, в коей особенно подчеркнул, что Православная Церковь хранит неизменность не только в догматах, но и в священно-церковном уставе и должна истреблять всякую новину в ограде Церкви. Он прочитал грамоту Восточных иерархов, утвердивших патриаршество в России в1593 г., где об этом было сказано. Затем Патриарх Никон перечислил нововводные церковные чины, уже утвердившиеся в Служебниках московской печати и разнящиеся, как от греческих, так и от наших старых, писанных за 100, 200 и 300 лет до этого.

14-7. Собору Патриарх Никон предложил следующие вопросы: «Новым ли нашим печатным Служебникам последовать или греческим и нашим старым? Служить согласно с греческими и нашими древними Уставами, или придерживаться новопечатных?». В числе прочих разностей в Уставе было сказано и о поклонах в великуюЧетыредесятницу: по греческим и нашим старым положено творить 4 земных поклона, по новым — 17. На поставленные вопросы Собор отвечал: «Добро есть исправить все нововводные чины согласно с нашими старыми (харатейными, то есть рукописными) и греческими книгами».

14-8. Митрополит Макарий (Булгаков) подчеркивает: «Патриарх Никон отнюдь не навязывал Собору своих мыслей; он только напомнил своим сопастырям, отцам Собора, их священный долг хранить неизменно все преданное святыми апостолами, святыми Соборами и святыми отцами и потреблять всякие новины в Церкви, а потом указал некоторые новины в наших тогдашних книгах и церковных обычаях и спрашивал, что делать… Можно было только не соглашаться, что те или другие обряды, на которые указал Никон, суть новины, и такого рода несогласие действительно заявил один из присутствовавших на Соборе, епископ Коломенский Павел. Он вместе с другими подписался под соборным Уложением, но с оговоркой, что не согласен по одному вопросу — о поклонах». Возражал он не первый раз. За год до этого он подписал первую раскольничью челобитную, написанную собравшимися весной1653 г. у Ивана Неронова протопопами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: