Перечень вопросов для подготовки к экзамену (диф. зачёту)




Раздел1: Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира.

1. Предмет курса «Концепции современного естествознания».

Знать: ключевые понятия предмета КСЕ.

2. Естествознание и его роль в интеллектуальной сфере культуры.

Знать: структурные уровни (сегменты) интеллектуальной сферы культуры; отличия гуманитарно-художественной культуры от научно-технической; отличительные признаки псевдонауки.

3. Ключевые понятия научного метода.

Знать: уровни научного познания (эмпирический, теоретический); определение методов познания; модели развития науки; научные картины мира.

4. История естествознания.

Знать: основные концептуальные программы и основные концепции от эпохи античной натурфилософии до эпохи современного естествознания.

5.Трансдисциплинарные стратегии естественнонаучного мышения.

Знать: основные идеи классической, неклассической и постнеклассической стратегий естественнонаучного мышления.

6.Развитие представления о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира.

Знать: основные сегменты сферы Мира (Универсума), выделенные в античной натурфилософии; основные представления о материи, движении и взаимодействии и основные идеи и принципы в протонаучной картине мира (VI в до н.э. - XVII в.).

7. Развитие представления о материи, движении и взаимодействии в классическом естествознании.

Знать: гелиоцентрическую картину мира и законы И. Кеплера; основные представления о материи, движении и взаимодействии и основные идеи, принципы и законы механистической (XVII – XVIII в.в.) и электромагнитной (XIX в.-начало XXв.) картин мира.

8. Развитие представления о материи, движении и взаимодействии в неклассическом естествознании.

Знать: основные представления о материи, движении и взаимодействии и основные идеи, принципы и законы квантово-полевой картины мира (XXв.).

Иметь представление: об эволюции основных форм движения в естествознании.

9. Развитие представления о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании.

Знать: основные представления о материи, движении и взаимодействии и основные идеи и принципы постнеклассической картины мира (XXIв.).

10.Основные понятия и идеи современного общего естествознания.

Знать: процессы интеграции и дифференциации наук; концептуальные программы физики, химии и биологии современного естествознания; основные (интегрирующие) понятия общего естествознания; интегративность, целостность и иерархичность природы; основные идеи общего естествознания.

Уметь: видеть в природном объекте характерные свойства систем.

Раздел 2: Физические концепции познания мира.

11. Физика к контексте интеллектуальной культуры.Фундаментальность физики в естествознании.

Знать: предмет физики, а также лингвистическую, эпистемологическую и онтологическую фундаментальности физики

Иметь представление: о роли физических картин мира в формировании классического и неклассического естествознания.

12. Общие представления о гипер-, мега-, макро-, микро-, гипомирах.

Иметь представление: о моделировании состояния объекта и его окружения в классическом и неклассическом естествознании.

Знать: физическую структурную организацию материи в рамках понятий: миры материи, материальные объекты, пространство и время, фундаментальные поля взаимодействий.

13. Фундаментальные взаимодействия и концепции их объединения в современной физической исследовательской программе – единой теории поля.

Знать: представления о взаимодействии в физических картинах мира; принципы дальнодействия и близкодействия; характеристики фундаментальных взаимодействий; полевой и квантово-полевой механизмы передачи взаимодействия; частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий.

Уметь: выбрать среди предложенных объекты, стабильность которых обеспечивается конкретным видом взаимодействия.

14. Общие представления о систематике элементарных частиц. Фундаментальные микрочастицы.

Знать: в рамках структуры микромира о многообразии элементарных частиц; классы фундаментальных микрочастиц.

15. Фундаментальный принцип симметрии, законы сохранения.

Знать: понятие симметрии в естествознании; симметрии пространства и времени; теорему Нётер о взаимодействии симметрии с законами сохранения; законы сохранения энергии, импульса, момента импульса и соответствующие симметрии пространства, времени; иметь представление об эволюции как цепочке нарушения симметрии (дисимметрии, творящей явление).

16. Концепция пространственно-временных отношений в природе. Физический вакуум.

Знать: историю развития представлений о пространстве и времени; взаимосвязь между пространством, временем, материей и её движением; эволюция геометрии пространства-времени; основные релятивистские эффекты; общие понятия о физическом вакууме.

17. Концепции квантовой механики.

Знать: абстрактно-математическое обоснование корпускулярно-волнового дуализма в формулах М. Планка и Л. де-Бройля; соотношение неопределенностей В. Гейзенберга: координата-импульс, энергия-время; принцип дополнительности в узком (квантовомеханическом) смысле; описание состояния в квантовой механике; статистический характер квантового описания природы; принципы суперпозиции состояний.

Уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

18. Общенаучный смысл принципов неопределенности, дополнительности, соответствия и простоты.

Знать: общенаучную формулировку основных методологических принципов физики; примеры их проявления в широком смысле.

Уметь: применять методологию принципов неопределенности, дополнительности, соответствия и простоты при анализе конкретных положений, примеров.

19. Процессы в микромире.

Знать: взаимопревращения элементарных частиц, основные законы природы, определяющие возможность и ход процессов в микромире, явление естественной радиоактивности, её вероятный характер; основные виды радиоактивного распада; цепной характер деления ядер урана; термоядерные реакции, необходимые для них условия; звезды как естественные термоядерные реакторы; понятие дефекта массы; относительные величины энергий реакций ядерного синтеза, деления ядер, химических процессов (в сравнении).

20. Динамические и статистические закономерности в природе.

Знать: сущность динамических теорий как детерминистского описания природы, их примеры; статистические теории, описывающие системы с хаосом и беспорядком, их основные понятия и примеры; фундаментальный характер статистических закономерностей (или теорий).

Иметь представление: о порядке и беспорядке в природе.

21. Основные характеристики (макропараметры) равновесного теплового макросостояния и его термодинамическое описание на основе начал (законов) равновесной термодинамики.

Знать: предмет термодинамики; физический смысл макропараметров равновесного теплового макросостояния; нулевое, первое второе и третье начала термодинамики; многогранный смысл энтропии.

Уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

22. Статистические законы макросостояния. Броуновское движение. Энтропия как мера беспорядка.

Знать: фундаментальность статистической физики; броуновское движение как пример хаоса; статистический смысл энтропии.

23. Элементы неравновесной термодинамики. Закономерности самоорганизации в природе.

Иметь представление: об обратимых и необратимых термодинамических процессах; о линейной неравновесной термодинамике в рамках общих определений явлений переноса; о неравновесной нелинейной термодинамике диссипативных структур; о синергетике как теории самоорганизации систем различной природы.

Раздел 3: Химическая концепция познания мира

24. Химия в контексте интеллектуальной культуры. Химические модели вещества и типология молекул. Структурные уровни материи в рамках современной химии. Химические системы.

Знать: предмет химии; эволюцию химических моделей вещества; структурную иерархию объектов химии; понятия: «химический элемент», «атом», «изотоп», «молекула», «вещество», «химическая формула», «химическая реакция».

Иметь представление: о мономерах, полимерах, катализаторах, биокатализаторах, качественном и количественном составе вещества, о строении атома, о периодическом законе и периодической системе, о типах химических связей.

25. Историческая последовательность становления основных концептуально-конструктивных уровней современной химии: учения о составе, структурной химии, учения о химических процессах, эволюционной химии.

26. Реакционная способность веществ.

Знать: понятия о химических, экзо-, эндотермических процессах, химической кинетике, энергии активации, катализе, автокатализе; свойства катализаторов; влияние различных факторов на скорость химических реакций, закон действующих масс, правило Вант-Гоффа; состояние равновесия и условия его смещения; принцип Ле-Шателье, закон Арениуса.

27. Субстратный и функциональный подходы к проблеме самоорганизации предбиологических систем в эволюционной химии.

Знать: основные органогены; особенности атома углерода как органогена № 1.

Иметь представление: иметь представление об автоволновых реакциях Белоусова-Жаботинского, о кооперативном (синергетическом) взаимодействии концепции биогенеза (Луи Пастер), неравновесной термодинамики диссипативных структур (И.Пригожин) и теории саморазвития элементарных каталитических систем (А.П.Руденко и др.).

 

Раздел 4: Панорама современного естествознания в концепции «стрел времени».

28. Структура Мегамира. Общие понятия о космологии и космогонии.

Иметь представление: о структуре Мегамира как возможно об одной из частей Гипермира; о нашей Вселенной как объекте космологии Мегамира, т.е. той части материального мира, которая на данном уровне познания доступна астрономическому исследованию.

Знать: процентное содержание в Мегамире обычной материи, тёмной материи и тёмной энергии, а также структурные уровни организации обычной материи в Мегамире в рамках выделения космических тел и диффузной материи.

29. Модель нашей Галактики и Метагалактики.

Иметь представление: о нашей Галактике, как звёздной системе, её форме и масштабах; о Металактике, как изученной части нашей Вселенной и её масштабах.

Знать: новые астрономические единицы и соответствующие масштабы нашей Вселенной, а также возраст Вселенной.

30. Основные виды звёзд и их эволюция.

Иметь представление: об основных характеристиках различных видов звёзд, а также об эволюции звёзд главной последовательности согласно классической диаграммы Герцшпрунга-Рессела.

31. Модель Солнечной системы.

Иметь представление: о составе и масштабах Солнечной системы; о структурных слоях Солнца; о фрактальной структуре «стрел времени» и, соответственно, о слабом и сильном антропных принципах.

32. Основные этапы космической шкалы (стрелы) времени.

Иметь представление: об этапах, их космическом времени и температурах эпох стандартной модели «Большого взрыва» с учётом модели Большой Космической инфляции и современной модели ускорения расширения Вселенной; о роли тёмной материи и тёмной энергии в эволюции Метагалактики и нашей Галактики-Млечный путь.

33. Геохронологическая история Земли.

Знать: понятия о геологических эрах и периодах, связь границ между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями.

Иметь представление: о теории катастроф и теории геологического эволюционизма.

34. Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли.

Знать: внутреннее строение и историю геологического развития Земли; основные структурные уровни геосферного строения и их внутреннюю дифференциацию по свойствам и химическому составу: атмосфера, гидросфера, педосфера, литосфера, баросфера; отличие Земли от других планет земной группы; методы определения внутреннего строения и возраста Земли; концепции развития геосферных оболочек и тектонику литосферных плит; структуру и химический состав атмосферы.

35. Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы.

Знать: классификацию эндогенных и экзогенных геодинамических процессах и из влияние на геолого-экологические катастрофы и кризисы.

36. Основные гипотезы (теории) происхождения живого.

Знать: культурно-историческую последовательность возникновения и развития основных гипотез (теорий) происхождения живого: креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотезу панспермии, биохимическую эволюцию; предпосылки и этапы возникновения жизни в рамках естественнонаучной концепции; методологические подходы в вопросе происхождения жизни: голобиоз, генобиоз; концепцию и принцип биогенеза.

 

Раздел 5: Эволюционная концепция биологического уровня организации материи.

37. Биология в контексте интеллектуальной культуры. Классификационные системы в биологии.

Знать: предмет биологии; классификацию образов биологии: натуралистический, физико-химический, эволюционный; фундаментальные признаки живого; основные идеи биологии в контексте культуры.

Иметь представление: о натуралистической классификации, о физико-химической классификации крупных систематических групп, живых организмов по типу питания на основе иерархического соподчинения таксонов.

38. Структурные уровни биологической организации материи.

Знать: основные структурные уровни биологической организации материи: биосферный (биогеоценотический), популяционно-видовой, онтогенетический и молекулярно-генетический; понятие о системных образованиях, входящих в структурные уровни.

39. Генетика и эволюция.

Знать: предмет генетики, законы Г.Менделя, генетику пола и закон Т.Моргана; ключевые понятия генетики; Важнейшие биополимеры – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, их функции; аминокислоты и нуклеотиды как мономеры биополимеров; принцип комплементарности, комлементарные пары азотистых оснований; процессы редупликации, транскрипции, трансляции; генетический код, его свойства; геном человека; основные аксиомы биологии.

Иметь представление: о генной инженерии.

40. Синтетическая теория эволюции биологических структур материи.

Знать: эволюционную концепцию Ж.Ламарка, теорию эволюции Ч.Дарвина; синтетическую теорию эволюции, её основные положения об элементарных единицах, материале явления, факторах; микро-, макроэволюции; основные атрибуты эволюции: самопроизвольность, необратимость, направленность; формы отбора.

Раздел 6: Биосфера и человек.

41. Человек как особый уровень организации материи.

Знать: основные понятия, характеризующие развитие и системы регуляции живого организма как открытой физико-химической системы; функции и основные физико-химические процессы «органов» клетки; биоритмы; функциональные различия лево- и правополушарного мышления.

Иметь представление: о формах психической деятельности, о «целостном» поле сознания, о принципиальном отличии сознательной функции человеческого мозга; об эмоциях, сознании, внимании, памяти и мышлении.

42. Феномен человека как существа трехстороннего – «биосоциокультурного».

Знать: понятия индивида, индивидуальности и личности в биосоциокультурной модели человека (М.С.Коган); современные представления о здоровье и валеологии.

Иметь представление: о гуманистических позициях биоэтики и социальной этики.

43. Концепция биосферы.

Знать: биосферу как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; вещество живое, косное, биогенное, биокосное; геохимические функции живого вещества; основные свойства биосферы по В.И.Вернадскому.

Иметь представление: о биогенезе и ноогенезе.

44. Концепция ноосферы.

Иметь представление: о ноосфере как области взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития; об эволюции понятия «ноосфера» в трудах Э.Леруа, П. Тейара де Шардена и В.И.Вернадского.

45. Концепция экологии.

Иметь представление: о предметных основаниях экологии: биоэкологии и глобальной экологии; о структуре экосистемы, видах природных экосистем и принципах функционирования; законах экологии Б.Коммонера.

Знать: понятие пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах; понятие экологического кризиса, глобального экологического кризиса, основные направления преодоления в социокультурных принципах ноосферы и устойчивого развития.

Уметь: различать биотические, абиотические и антропогенные экологические факторы; определять вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия.

46. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания.

Иметь представление: о двухстороннем взаимодействии антропного принципа и принципа глобального эволюционизма; о биосферном и ноосферном подходах к эволюции человека и природы; о синергетике – теории самоорганизации; о самоорганизации в природных системах и необходимых условиях самоорганизации; о предметных основах синергетики: основных идеях синергетики Г.Хакена, неравновесной термодинамики диссипативных систем и структур И.Пригожина, о нелинейной динамике.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: