Социализация и инкультурация




 

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть самостоятельным членом общества. Социализация позволяет личности занять в обществе определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем процессы социализации обеспечивают сохранение общества, его структуры и сложившихся в нём форм жизни. «Персональный состав» общества постоянно обновляется, люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, общество со временем изменяется, но и внесение новаций в общественную жизнь тоже обусловлено унаследованными от предков формами жизни и идеалами.

Культура – важнейший фактор социализации, поскольку последняя невозможна без включения в мир существующей в обществе культуры. Процесс вхождения индивида в этот мир называют инкулътурацией (или культуризацией). Инкультурация опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. В процессе инкультурации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, в значительной мере определяют жизненный сценарий человека. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых.

Но социализация не заканчивается в детстве. Это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь. Условиями и средствами её становятся школа и другие учебные заведения, средства массовой информации, труд и трудовой коллектив, неформальная группа и, наконец, самовоспитание.

В процессе социализации происходит освоение разнообразных видов деятельности и овладение определенной профессией; расширяется круг общения человека; в его сознании формируется образ его собственного «Я» и определяется его самоидентификация (чувство принадлежности к некоторому сообществу, в котором он выполняет определённые социальные роли согласно принятым в данном сообществе социокультурным установкам и стереотипам поведения).

В результате каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. В контексте американской культуры поощряются такие качества личности, как уверенность в себе, энергичность, общительность. Индийская культура, напротив, традиционно поддерживает созерцательность, пассивность, самоуглублённость. Исследования социологов показали, что в среде рабочих больше ценится исполнительность и послушание, чем инициатива и свободомыслие, тогда как в образованных слоях общества, наоборот, инициативу и свободомыслие почитают больше послушания и исполнительности. Культурный контекст, в котором воспитываются мальчики, как правило, требует от них активности, самостоятельности, смелости, а девочки воспитываются в культурном контексте, предполагающем, что они должны быть благовоспитанными, аккуратными, домовитыми. Культура по-разному регламентирует гендерные (половые) социальные роли взрослых мужчин и женщин. Почти во всех культурах на мужчин возлагается обязанность обеспечивать благосостояние семьи, а на плечи женщин ложится забота о детях и ведение домашнего хозяйства; мужчины традиционно пользуются большей свободой сексуального поведения, чем женщины. В различных культурных контекстах оказываются молодежь, люди средних лет, старики. Возрастные различия жизненных установок во многом обусловлены не просто биологическими изменениями организма, а закреплёнными в культуре представлениями о соответствующем возрасту образе жизни.

Культурный контекст определяет как формы деятельности, связанные с занимаемой личностью позицией, так и принятые в данной социальной среде формы отдыха, психической разрядки (рекреативная, или компенсаторная, функция культуры). В каждой культуре существуют свои традиции и обычаи, регламентирующие способы снятия накопившегося напряжения. Важнейшую роль играют праздники, культура проведения которых предполагает создание особого, радостного настроения. Способы психической разрядки обычно позволяют нарушать стандарты будничной жизни, разрешают раскованность и свободу поведения, выходящую подчас за рамки приличий. Однако и эти, выглядящие иногда совершенно беспорядочными формы поведения регулируются культурными нормами.

Содержащиеся в культуре ценности и нормы, однако, не всегда обеспечивают успешную социализацию. В патриархальные времена младшие члены семьи нередко оставались почти всю жизнь в подчинении старших, чувствуя себя неполноценными членами общества. В современном западном мире существуют трудности в социализации пожилых. Западная цивилизация вытесняет людей пожилого возраста на обочину общественной жизни, а смерть считается чуть ли не запретной темой, о которой ни говорить, ни думать не следует.

Кроме того, культурный контекст может создавать почву для асоциальных форм поведения – пьянства, наркомании, проституции, преступности. Эти явления приобретают массовый характер, когда общество оказывается в кризисном состоянии, падает престиж культуры, обесцениваются традиции и идеалы жизни и как следствие этого социализация (особенно молодежи) оказывается недостаточно эффективной.

Культура многолика. Неудачи социализации, связанные как с отклонениями от социально одобряемых форм жизни (девиантное, отклоняющееся поведение), так и с существованием негативных культурных образцов, тоже имеют свои корни в культуре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: