Ассортиментная матрица в торговых организациях.




Ассортиментная матрица — это полный перечень всех товарных позиций, утвержденных для продажи в конкретном магазине на определенный период времени с учетом требований ассортиментной политики вашей компании и особенностей формата и расположения магазина.

Ассортиментный минимум — перечень товарных позиций, которые должны постоянно присутствовать в конкретном магазине (или во всех магазинах сети) в любой период времени независимо от сезона. Это — ядро ассортимента, его основа. Он справедлив для всех магазинов сети. Товары, входящие в ассортиментный минимум, должны контролироваться категорийными менеджерами постоянно. Наличие дефицита по этим товарам недопустимо. (OOS)

 

Для составления ассортиментной матрицы необходимо:

1. Определить формат магазина и его основную концепцию и позиционирование (что и как мы будем продавать). Требования к формату (площадь магазина, магазин самообслуживания или торговля через прилавок, мини-маркет, супермаркет, дискаунтер или бутик и т. п.) Какова специфика региона или города (город с развитой инфраструктурой, промышленный, город-порт или областной центр, столица региона или окраина). Каковы особенности местоположения («спальный» район, в центре города, возле оживленной трассы, рядом рынок и т. п.)

2. Изучить покупательский спрос, провести сегментирование покупателей (кому мы будем это продавать, кто наш основной потребитель: возраст, уровень доходов, семейное положение, образование, как отдыхает, что покупает чаще всего, зачем совершает покупки в нашем магазине, что хочет получить, какие услуги ожидает от нас или конкурентов). Целевой сегмент — тот, на котором стоит сосредоточить маркетинговые усилия. Это группа покупателей, приобретающих чаще или больше всего и приносящих магазину наибольшую прибыль. Суть сегментирования как раз в том, чтобы выделить самые интересные и прибыльные для нас группы клиентов и создать для них предложение, максимально отвечающее потребностям этих групп.

 

3. Изучить ассортимент конкурентов (кто из конкурентов присутствует, какие преимущества имеет, какой уровень цен у конкурентов, какие услуги они предлагают, кто из других сетей еще собирается «прийти»).

 

4. Принять решение о товарах, которые будут продаваться в магазине, и об уровне цен на эти товары. На данном этапе уместно начать подбор поставщиков, которые могут удовлетворять нашим ожиданиям в отношении цен, качества товара и регулярности поставок.

5. На основании покупательского спроса выделить категории, группы и классы товаров. Составить товарный классификатор, выделив эти три уровня. Это сделать несложно, так как мы используем достаточно общие признаки, объединяющие множество товаров (из чего сделано, кому предназначено, как и где будем использовать).

Первый уровень — класс товаров. Чем крупнее формат магазина, тем больше уровней деления. В ряде случаев первым (высшим) уровнем классификатора может являться класс товаров — например, «продовольственные товары» и «непродовольственные товары» или «одежда» и «обувь», т. е. то, что в представлении покупателя объединено общим функциональным назначением. Например, «продовольственные товары» — это то, что едят, а «непродовольственные товары» — то, что не едят, «одежда» — то, что носят на теле, «обувь» — то, что носят на ногах. Но в магазинах более мелкого формата или там, где все товары однородны (например, магазин торгует только одеждой, причем для определенного покупателя, скажем для молодежи), выделение класса необязательно.

Второй уровень — товарная группа. Это совокупность товаров, объединенных некими общими признаками: видом товара, способом производства и т. д. (например, «молочные продукты», «хлебобулочные изделия», «женская одежда», «мужская обувь», «мебель», «светильники», «аксессуары для дома»). Как правило, в магазине любого формата этот уровень присутствует и часто является высшим уровнем, ниже которого уже идет товарная категория.

Третий уровень — товарная категория. Это совокупность товаров, которые покупатель воспринимает как сходные между собой, или товаров, объединенных совместным использованием. Проще говоря, товарная категория — это то, за каким товаром покупатель идет в магазин. За молоком, кефиром и йогуртами (а не за молочными продуктами). За майкой, футболкой и свитером (а не за изделиями из трикотажа). За туфлями, сапогами и босоножками (а не за обувью). За пылесосом, стиральной машиной и обогревателем (а не за бытовой техникой). За диваном в гостиную, письменным столом и книжным шкафом (а не за мебелью).

 

6. Углубить товарный классификатор, изучив каждую категорию и выделив в ней подкатегории (на одном или нескольких уровнях) и товарные позиции в каждой подкатегории.

 

7. Проанализировать сбалансированность ассортимента по количеству категорий и соотношению товарных позиций. Проанализировав соотношение ролей всех категорий, которые есть в магазине, мы можем увидеть, насколько наш ассортимент сбалансирован по ширине. У каждой категории своя роль в ассортименте:

· уникальные — имидж и запоминаемость магазина, импульсные покупки;

· приоритетные — прибыльность и привлечение потока покупателей;

· базовые — высокая оборачиваемость и привлечение потока покупателей;

· периодические (сезонные) — обновление ассортимента, привлечение и удержание покупателя;

· удобные — обеспечение постоянного покупательского потока, комплексность покупки, удобство для покупателя.

 

В зависимости от того, каких целей достигает категория, она будет наполняться теми или иными товарами — дорогими или дешевыми, новинками или товарами для объемной покупки.

 

Товары категории должны быть подобраны так, чтобы они могли помочь всей категории достичь запланированных целей (табл. 1).

 

Таблица 1. Соотношение целей магазина, ролей категорий и товаров внутри категории.

Целимагазина Категории, перед которыми эти цели ставятся в первую очередь Товары внутри категории, достигающие этих целей
Привлечь покупателей, обеспечить поток покупателей Приоритетные Базовые Реже — периодические Популярные, известные, актуальные, рекламируемые новинки
Создатьоборот Базовые Удобные Реже — приоритетные Недорогие, массовые, актуальные в сезон
Принестиприбыль Приоритетные Не всегда — уникальные Реже — периодические Дорогие, статусные, новинки, особенные
Удержатьпокупателей Периодические Не всегда — уникальные Не всегда — базовые Особенные, сезонные, недорогие
Увеличить объем покупки и среднего чека Удобные Базовые Комплексныеилиобъемные
Воздействовать на импульс, пробудить желание совершить покупку Приоритетные Уникальные Реже — удобные Новинки, выкладка
Поддержатьимиджмагазина Приоритетные Уникальные Дорогие и статусные, работа персонала

 

 

Общий вывод: после окончательного решения о том, что в нашем ассортименте находятся те или иные категории, товарные позиции, следует составлять матрицу.

 

Результатом такой работы, собственно, и явится ассортиментная матрица, содержащая в себе информацию о товаре и поставщиках. Далее следует уже тактическая работа по анализу продаж и запасов и поддержанию матрицы в актуальном состоянии.

 

После анализа товаров внутри категории становится ясно, что ввод и вывод новой товарной позиции в ассортимент должны быть осознанными. Нельзя вводить в ассортимент товары без четкого понимания их места в категории и той задачи, которую они должны осуществлять. Для каждого товара существуют свои нормы оборачиваемости, складского запаса, периодичности поставок и т. д.

Основные элементы ассортиментной матрицы магазина

 

Для составления ассортиментной матрицы обязательны сведения: о наименовании группы товаров (к примеру, галантерея); о наименовании категории товара (к примеру, ремень, перчатки, портмоне); о ценовой категории товара (премиум-класс, средний класс, эконом-класс); о коде товара; торговой марке; об обозначении расфасовки или упаковки; о наименовании каждой товарной позиции; поставщике товара; об ответственном за категорию сотруднике; о включении данной товарной позиции в ассортиментный минимум.

При формировании ассортиментной матрицы чаще всего используют АВС-анализ. Но для основательной работы с товарной подгруппой одного анализа недостаточно. Смысл данного анализа – показать количественные продажи товарных позиций, но никакой информации по прибыльности той или иной позиции здесь нет. Нет смысла анализировать таким методом что-то, кроме количества продаж, или делать выводы о рентабельности продукции на основе только этого метода, ведь продажа одного товара из группы С по прибыльности может закрыть продажу 25 позиций из группы А. Формирование ассортиментной матрицы без учета рентабельности товарных позиций считается некорректным. Профессиональному подходу к формированию ассортиментной матрицы соответствует анализ АВС/XYZ, где количество продаж – это АВС, а прибыль – XYZ. Заданные критерии отбора дают набор однотипных товарных подгрупп с параметрами AX, BX, CX, AY, AZ, BY, BZ, CY, CZ.

 

Отсюда следует: AX представляет товарную подгруппу ассортиментной матрицы с максимальными продажами и максимальной прибылью. BX представляет торговую подгруппу ассортиментной матрицы со средним количеством продаж и максимальной прибылью. CX представляет торговую подгруппу ассортиментной матрицы с минимальными продажами и максимальной прибылью. AY представляет товарную подгруппу ассортиментной матрицы с максимальными продажами и средней прибылью. AZ представляет торговую подгруппу ассортиментной матрицы с максимальным количеством продаж и минимальной прибылью. BY представляет товарную подгруппу ассортиментной матрицы со средними показателями по количеству продаж и прибыльности. CY – торговая подгруппа ассортиментной матрицы с минимальным количеством продаж и средней прибылью. BZ – подгруппа товаров ассортиментной матрицы с минимальной прибылью и средними продажами. CZ – подгруппа товаров ассортиментной матрицы с минимальной прибылью и минимальными продажами.

Подобный анализ дает возможность сформировать ассортиментную матрицу, соблюдая следующие принципы. Основу ассортиментной матрицы, назовем ее группой А, составляют подгруппы товаров, имеющие признаки AX, BX, CX, AY, AZ. Не следует пренебрегать и товарами подгруппы AZ, представителям которой характерны максимальное количество продаж и минимальная прибыль. Это товары абсолютного спроса, которые привлекают посетителей магазина своей минимальной наценкой. К товарным подгруппам BY, CY, BZ относится вспомогательный ассортиментный В-ряд. Подгруппу CZ составляют неликвидные позиции, а также новинки С. Выстроенная подобным образом ассортиментная матрица, имеющая подгруппы А, В и С, полностью визуализирует необходимые номенклатурные позиции закупки. Существенные перебои в поставке товара делают данную матрицу некорректной и не всегда актуальной. В этом случае следует увеличить период анализируемого интервала, сохраняя историю продаж. Этот шаг поможет получить достоверные данные, необходимые для дальнейшей работы. При необходимости, желая ничего не упустить, можно фиксировать отобранные для заказа позиции в матрицу. Данный метод анализа при помощи ассортиментной матрицы демонстрирует реальное состояние товарных подгрупп в разрезе позиций и поставщиков. Это помогает выявить приоритетного поставщика, чтобы направить ему заказ. По товарным позициям в разрезе одного поставщика отбор делается также при помощи анализа АВС/XYZ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: