Тема по учебнику 2.1. «Карма. Гьяна. Бхакти.»




Раздел учебника № 2 «САМБАНДХА – ВВЕДЕНИЕ»

Общее определение слова «карма» - деятельность.

Виды деятельности

1. Определения:
Карма Гьяна Бхакти
Деятельность, совершаемая ради получения материальных результатов Философский поиск Абсолютной Истины.   Знание о Кришне и преданном служении Ему – это совершенство всего знания (бхакти-гьяна) Бескорыстное служение высшему объекту любви –Кришне (Личности Бога)
3. Йога - связь, контакт
Карма-йога – связь с Богом посредством деятельности, когда склонность совершать кармическую деятельность направлена на восстановление этой утраченной связи. Гьяна-йога – связь с Богом посредством культивирования знания о Нём.     Путь гьяна-йоги - это: - отречение от материального мира (санньяса); - стремление к обретению освобождения (в Брахмане); - при этом существует опасность падения из-за сложности искусственного контроля чувств, ума и отсутствия полного удовлетворения души, остающейся незанятой естественной для нее деятельностью.   Гьяни из-за его неестественной для души практики, приходится прилагать серьезные усилия, чтобы сохранять свое отречение и обрести знание.   Бхакти-йога – связь с Богом посредством любовного преданного служения Ему. Цель - развитие привязанности к Господу и обретение любви к Нему. (Просто имитируя признаки чистого преданного служения, невозможно обрести любовь к Богу.) Это не пассивная медитация, это деятельность, но ее мотивом является желание доставить удовольствие Кришне. Тот, кто доставляет удовольствие Кришне преданным служением Ему, получает недостающее знание непосредственно от Господа, находящегося в его сердце (чистый преданный автоматически отрешен от материального).
2. Разновидности деятельности и результаты:
1. Викарма-греховная деятельность: все виды атеизма, материализма; приводит к последующему рождению на адских планетах и в животных формах жизни.   2. Карма-канда -благочестивая деятельность в соответствии с предписаниями соответствующего раздела Вед (карма-канды), путь постепенного очищения сознания человека от привязанности к чувственным наслаждениям; содержит систему поклонения полубогам; своего рода религиозное благочестие; сделка с Господом (уступка необузданным материальным желаниям с тем, чтобы сначала урегулировать их удовлетворение и впоследствии полностью от них отказаться; но даже небольшая неточность в исполнении ритуалов может привести к прямо противоположному результату, страданиям).   Результаты карма-канды: - временное наслаждение и благополучие, ограниченное этим телом и количеством благочестия, заработанным в процессе исполнения ритуалов; - страдания как последствия убийств жертвенных животных, казалось бы, даже санкционированных; - возможность получать чувственное удовлетворение регулируемым образом и избежать последствий греховной деятельности; - позволяет обрести способность воспринять высшее духовное знание. Практика гьяна-йоги включает в себя: - анализ окружающего мира с помощью логики, священных писаний, наблюдений; удержание чувства от контакта с их объектами (вайрагья); - сокращение своих потребностей в еде и сне; - целибат; - уединение (обычно в горах); - медитация на единый, неделимый Брахман.   Результаты: 1) понимание мира, достигаемое гьяни – это понимание имперсоналиста: - материальное разнообразие и весь материальный мир временны, и потому иллюзорны; - Абсолютная Истина не относится к материальному творению и имеет непреходящую природу; - он сам не является частью материального мира с его временными формами, а принадлежит этой Абсолютной Истине.   2) отождествив себя со Сверхдушой, йог может попасть в ад (майявади), 3) делая различие между Сверхдушой и собой, йог, в конечном счете, может достичь освобождения в Брахмане (брахмавади); 4) общаясь с чистым преданным, брахмавади может обрести доступ к чистому преданному служению.    

 

Постепенный (косвенный) путь развития бхакти-йоги включает в себя:

- несколько ступеней карма-канды, то есть урегулирования желаний удовлетворения чувств с постепенным очищением сознания и проявлением в человеке интереса к высшему знанию;

- затем человек поднимается на уровень карма-йоги с желанием посвятить часть плодов своей деятельности Всевышнему, то есть появляется некоторое знание, приводящее к стремлению к отречению (от какой-то части плодов своей деятельности без ожидания обрести что-то взамен);

- после многих жизней, прожитых таким образом, приходит разочарование в удовлетворении чувств и поисках счастья в материальном мире, которое приводит на путь гьяны, гьяны-йоги с философским поиском Абсолютной Истины и полным отречением от мира;

- развитие знания приводит к аштанга-йоге – пути медитации на Сверхдушу в сердце йога. Если, созерцая Параматму, йог не отождествляет себя с Ней и ему посчастливится встретить чистого преданного Господа, он выходит на путь бхакти-йоги.

Задание слушателям: Изобразите на рисунке косвенный путь развития бхакти-йоги.

Косвенный путь бхакти-йоги существует параллельно с прямым (БГ 12 12. 17.28 ком.).

Прямой путь бхакти-йоги представляет собой постепенное очищение преданного от других мотивов деятельности кроме как доставить удовольствие Господу. Наличие других мотивов делает преданное служение смешанным (мишра):

- преданное служение, которое прерывается стремлением к плодам деятельности - карма-мишра-бхакти;

- преданное служение, которое прерывается стремлением к накоплению знания - гьяна-мишра-бхакти.

 

Начав прямой путь в преданном служении, которое поначалу прерывается кармой и гьяной, преданный, очистившись, достигает чистого, непрерывного и бескорыстного служения. Даже не завершив этот процесс за одну жизнь, он продолжает его в следующей жизни, благодаря тому, что он почувствовал ни с чем несравнимый вкус преданного служения и стремится ощутить его вновь и вновь, а также благодаря тому, что Господь всегда помогает Своему преданному (БГ 6.41-43; 8.15; ШБ 1.7.6).

Аналогия:

Карми страдает от последствий собственной деятельности, в то время как преданного наказывает Сам Господь. Страдания сироты и страдания любимого сына царя – далеко не одно и то же. Сирота действительно жалок, потому что у него нет никого, кто бы о нём позаботился. Но любимый сын богатого человека всегда находится под опекой своего влиятельного отца, хотя и может показаться, что он и сирота пребывают в одинаковом положении.

Тот же, кто идет косвенным, непрямым путем, не защищен личной заботой Господа и, не достигнув совершенства за одну жизнь, в следующей сталкивается лишь с кармическими последствиями своей прошлой деятельности.

Задание слушателям: Изобразите на рисунке прямой путь развития бхакти-йоги.

Преимущества бхакти по сравнению с путями кармы и гьяны:

1) единственная квалификация для бхакти – желание бескорыстно служить Господу, в то время как для карма-йоги нужно благочестие (пунья), для гьяна-йоги – отречение (санньяса),

2) бхакти – это единственный процесс, который одновременно является и средством, и целью, так как он вечен; в то время как карма, где целью является наслаждение плодами деятельности, и наслаждение прекращается по достижении их, также и гьяна приведя, к освобождению, исчерпывает себя (БГ 9.2).

 

Кришна любит своих слуг и заботится о них. Поэтому тот, кто служит Его слугам, ценится Кришной больше, чем тот, кто стремится служить Кришне непосредственно. Кроме того, дух служения противоположен настроению господства, превосходства, которое является основой материального мира. Поэтому тот, кто всегда стремится занимать незаметное положение слуги слуги слуги Господа, наиболее ярко проявляет истинный дух Вайкунтхи или преданного служения (бхакти).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: