СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………….…………………..……….…..…...2
Цели и задачи реализации Программы ………………………………………………………………….….…………………..………..……....2
Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………………………………………….…………….….….....3
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы……....…………………………….…….……….…………….………3
1.2. Планируемые результаты освоения Программы………………………………………………………..…………….…….…………….…4
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности..……………………………………………………………………….……….……….…..…4
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы...…………………….………….…….………6
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик...……………………….………….……...…..…9
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………….………….……..……....9
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…….……………….………….………..…...9
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Календарно-тематический план работы…………………………………………….....................................................................................11
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………………….…………….28
3.3. Материально-техническое обеспечение рабочей программы……………………………….…………………………………..…..……..28
Список использованной литературы………………………………………………………………………..……………………………..……...30
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для подготовительной к школе группымуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированный в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. (регистрационный № 30384);
- Декларация прав ребенка. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, 1959;
- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.
Рабочая программа разработана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014; на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 200» г. Чебоксары на 2016-2017 учебный год; национально-региональное содержание обеспечивается через реализацию«Программы воспитания ребенка-дошкольника» под рук. О.В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995.
Цели рабочей программы:
ü развитие личности, мотивации и способностей детей в двигательной деятельности
ü формирование физически развитого ребенка, владеющего доступным его возрасту знаниями о народных традициях физического воспитания, проявляющего интерес и желание заниматься физическими упражнениями национального содержания
ü обучение элементам спортивных игр, развитие двигательных способностей и спортивных наклонностей
Задачи рабочей программы:
1. обеспечить приобретение опыта в двигательной деятельности;
2. развивать физические качества;
3. формировать опорно-двигательную систему организма;
4. развивать крупную и мелкую моторику обеих рук;
5. обеспечить овладение основными движениями;
6. формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
7. обеспечить овладение подвижными играми с правилами;
8. способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
9. способствовать становлению ценностей здорового образа жизни;
10. обеспечить овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни;
11. приобщать к национальным традициям физического воспитания (чувашского, русского, татарского, мордовского народов), народов, проживающих в Чувашии;
12. обучить технике выполнения элементов спортивных игр.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы:
· принцип развивающего образования
· принцип научной обоснованности
· принцип практической применимости
· принцип необходимости и достаточности
· принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
· принцип интеграции, который предусматривает взаимодействие отдельных образовательных областей и обеспечивает целостность образовательного процесса
· комплексно - тематический принцип, который прослеживается в организации работы на основе сюжетно-событийных мероприятий, праздников, традиций, а также на разработке и воплощении проектов, темой которых объединяются различные виды деятельности детей
· принцип учета возрастных особенностей детей
· принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, предусматривающий воспитание средствами культуры народов региона
· принцип народности
· принцип региональной специфики
Основные подходы к формированию рабочей программы:
· Средовой подход, предусматривающий создание развивающей предметно-пространственной среды группы, так же использование возможностей внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка (библиотеки, музеи, театры и т. д);
· Личностно-ориентированный подход, который предполагает образовательного процесса, основанного на субъект – субъектном взаимоотношении его участников, равноправном сотрудничестве педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
· Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса;
· Аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общей человеческих ценностей (например, этических, нравственных ценностей;
· Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.
Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы:
Рабочая программа ориентирована на организацию двигательной деятельности детей 6-7 лет.
В этом возрасте у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. В этом возрасте продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети называют свою национальность, в оценке людей других национальностей они сориентированы на внешние признаки и характер деятельности. Толерантность у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. Дошкольники стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе, чувствуют ответственность и за себя, и за других, более младших по возрасту детей. Возрастает субъективность, наиболее значимыми для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. Современные дошкольники 6-7 лет хорошо ориентируются в социальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие, как доброта, забота, внимание, защита, дружба. Дети оценивают сверстников по личностным качествам и достижениям в деятельности. Ребенок данного возраста имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные нормы и правила здорового образа жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье). Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега -180 см; в высоту с разбега - не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами. Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель. Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения. Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Следит за правильной осанкой. Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске. Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис). Плавает произвольно на расстояние 15м. Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности – игре. Ребенок владеет разными видами игр, умеет подчиняться правилам. Участвует в совместных играх, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в двигательной деятельности и прежде всего в игре. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в двигательной деятельности. Может назвать схожие и национально-самобытные подвижные игры чувашского, русского, татарского и мордовского народов, умеет играть и организовывать их. Знает о традиционных и «комичных» состязаниях, проводимых в ходе календарно-обрядовых праздников с ярко выраженной спортивной направленностью чувашским, русским, татарским и мордовским народами, применяет их в своей двигательной и игровой деятельности. Знает имена народных богатырей, посвященные им фольклорные произведения, рассказывает о подвигах и трудовой деятельности национальных богатырей. Соотносит себя со своей нацией, выражает гордость и восхищение культурным творчеством своего народа. Проявляет уважительное отношение к традиционной культуре охраны здоровья своего народа.
II. Содержательный раздел