Программа экзамена по педагогике
Раздел 1. Педагогика современной школы
Педагогика как наука, её возникновение и развитие.Понятийный аппарат и структура педагогики, ее связь с другими науками.
Методология и теоретические методы педагогических исследований. Методология и практические методы педагогических исследований.
Личность ученика как субъекта образования и развития. Факторы, пути и источники развития личности. Развитие человека, сущность и особенности возрастного развития.
Педагогический процесс, его сущность, структура и основные компоненты.
Закономерности и принципы педагогического процесса.
Цель, особенности и этапы процесса воспитания. Закономерности и принципы процесса воспитания.
Методы, приёмы и формы воспитания. Классификация методов воспитания. Классификация форм воспитания. Методы и приемы самовоспитания.
Понятие «коллектив», его признаки. Педагогические теории развития детского коллектива. Формальная и неформальная структуры детского коллектива. Стадии развития детского коллектива.
Нравственное воспитание учащихся, его структура. Критерии нравственной воспитанности личности.
Эстетическое воспитание, его задачи, структура и особенности.
Научное мировоззрение. Пути и средства его формирования.
Гражданская культура личности, пути и средства ее формирования.
Валеологичнеское воспитание и формирование здорового образа жизни.
Экономическое воспитание учащихся. Культура профессионального самоопределения личности.
Экологическое образование и воспитание, их задачи. Формы экологического воспитания школьников.
Функции семьи и методы семейного воспитания. Стили семейного общения. Условия успешного воспитания в семье. Особенности воспитания учащихся в социуме, семье и коллективе.
Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся.
Девиантное поведение и причины его возникновения. Типы учеников с отклоняющимся поведением и работа классного руководителя по предотвращению отклонений в поведении школьников.
Задачи, функции и планирование работы классного руководителя. Содержание и формы работы классного руководителя с родителями учащихся.
Гуманистические воспитательные системы, их сущность и структура. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности.
Раздел 2. Педагогические системы и технологии
Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
Дидактика. Основные категории и проблемы исследования. Развитие и становление дидактики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский).
Содержание образования. Источники и принципы формирования содержания общего среднего образования. Документы, определяющие содержание школьного образования. Пути совершенствования содержания образования в Республике Беларусь.
Процесс обучения, его сущность и структурные компоненты (целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный). Основные функции (образовательная, воспитательная и развивающая), их характеристика. Этапы процесса обучения (восприятие, осмысление, обобщение, повторение, закрепление), их содержание.
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Этапы педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки, анализа результатов работы. Основные действия учащихся в процессе обучения: восприятие материала; конспектирование информации; запоминание материала; повторение материала в процессе учебной деятельности; грамотное воспроизведение учебного материала; самостоятельное решение учебных задач; самоконтроль достижений; самооценка.
Закономерности и принципы обучения, их исторический характер. Характеристика системы принципов обучения (научности, наглядности, проблемности, доступности, активности и сознательности, систематичности и последовательности и т.д.).
Методы и приемы обучения. Условия выбора методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, И.Ф. Харламов, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Ю.К. Бабанский, В.И. Андреев, М.И. Махмутов).
Классификация методов обучения М. Скаткина и И. Лернера (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские методы). Характеристика деятельности учителя и учащихся при их реализации.
Формы обучения, их развитие в дидактике. Индивидуальная, групповая и коллективная формы организации обучения. Основные характеристики классно-урочной системы. Исторически сложившееся системы организации обучения (взаимного обучения (белл-ланкастерская система); избирательного обучения (батовская и маннгеймская системы); индивидуализированного обучения (Дальтон-план, план Трампа).
Урок как основная форма организации обучения. Дидактические требования к организации, методике и содержанию современного урока. Уроки традиционные и инновационные. Формы контроля на уроках. Типы и структура уроков, их характеристика. Классификация уроков на основе дидактических задач и логики учебного процесса: уроки смешанные или комбинированные; уроки сообщения новых знаний; уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки проверки и оценки знаний. Дидактические основы уроков различных типов.
Вспомогательные дидактические формы организации учебной деятельности.
Средства обучения их виды и характеристика. Рациональная организация учебной деятельности учащихся. Требования к учебникам и учебным пособиям. Технические средства обучения.
Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и отстающих учащихся. Формы дифференциации: внешняя (профильные и национальные гимназии, воскресные учебные заведения, лицеи, колледжи) и внутренняя, внутриклассная.
Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости. Причины, влекущие отставание детей в школе. Готовность учителя к осуществлению коррекционной работы.
Понятие, признаки и классификация образовательных технологий.
Технологии программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная. Преимущества и недостатки.
Технология организации методической работы в школе. Принципы организации деятельности современной школы. Структура управленческих органов школы. Функциональные обязанности администрации школы.
Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы организации методической работы в школе. Самообразование учителя.
Дидактические основы проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций.
Основные характеристики модульного обучения. Понятие учебного модуля. Целевой, информационный, операционный и контрольный модули. Рейтинговая форма контроля при модульном обучении.
Игровые технологии в процессе обучения и их классификация. Виды игр, применяемых в процессе обучения.
Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.
Информационные технологии в образовании. Формы применения компьютера в педагогическом процессе. Виды педагогических программных средств, подходы к их классификации.
Технологии разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса. Виды презентаций (сопровождающие, консультационные, обучающие). Требования к созданию презентаций.
Технологии использования Интернет-ресурсов в работе педагога. Обзор образовательных Интернет-ресурсов. Информационные технологии в организации внеучебной деятельности учащихся. Оформление библиографических ссылок на электронные ресурсы.
Направленность развития инновационной деятельности в образовании. Инновационная педагогическая деятельность, ее этапы. Виды педагогических инноваций. Акмеограмма педагога-инноватора.
Практическое задание
Представить индивидуальную «Педагогическую копилку » («Педагогическое портфолио») по разделам 1 и 2 в разных папках. Копилка включает: конспекты воспитательных мероприятий, конспекты традиционных и и нетрадиционных уроков по предмету и др. Не менее 1 материала (рефераты, тесты, уроки, мероприятия, задания по предмету, игры, диагностические методики, памятки для учителя или ученика и т.д.) на каждую изученную тему.
Словарь основных педагогических понятий: педагогика, воспитание, обучение, принципы, методы и т.д.
Педагогика в схемах и таблицах, лучше - сделанных самостоятельно.
Конспекты уроков и мероприятий долны иметь титульный лист с указанием темы, формы (викторина, классный час и т.д.), ФИО студента. Обязательно указываются форма проведения, возрст или классс, цель и задачи, план подготовки и план проведения, литература или другие источники.
Цель урока или мероприятия примерно соответсвует его теме.
Задачи (не более трех) для мероприятия соответствуют этапам процесса воспитания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий); для урока – обучающая, развивающая, воспитательная.
1. Форма мероприятия
2. Возраст или класс
3. Направление воспитательной работы (эстетическое, трудовое и т.д.)
4. Цели и задачи
5. План подготовки мероприятия……………………………………
6. оборудование
7. План проведения мероприятия………………………………..…..
8. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
· Вступительное слово ведущего: Добрый день, уважаемые …
· ……………….
· ………………….
· Заключительное слово ведущего
9. Литература и источники
Примерный план подготовки мероприятия:
Работа с методической литературой и интернет-ресурсами; составление сценария мероприятия. Подготовка реквизита к мероприятию: оформление плакатов «…», «…», подготовка компьютерной презентации; подготовка музыкального оформления, разработка и распечатка анкет и т.д. Объявление учащимся о проведении мероприятии, Приглашение на мероприятие родителей, педагогов и т.д.
Примерный план проведения (можно без таблицы).
№ п.п. | План проведения | Время |
1. | Вступительное слово ведущего | 2 мин. |
2. | Знакомство с командами | |
3. | Конкурсное задание «…» | |
4. | … | |
5. | … | |
6. | Заключительное слово ведущего | |
Итого | 45 мин. |
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.П. ШАМЯКИНА»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Классный час на тему
«Что такое дружба?»
Подготовил студент
Курса 1 группы
факультета……..
ФИО….
МОЗЫРЬ 2013