Раздел 2. Педагогические системы и технологии




Программа экзамена по педагогике

Раздел 1. Педагогика современной школы

Педагогика как наука, её возникновение и развитие.Понятийный аппарат и структура педагогики, ее связь с другими науками.

Методология и теоретические методы педагогических исследований. Методология и практические методы педагогических исследований.

Личность ученика как субъекта образования и развития. Факторы, пути и источники развития личности. Развитие человека, сущность и особенности возрастного развития.

Педагогический процесс, его сущность, структура и основные компоненты.

Закономерности и принципы педагогического процесса.

Цель, особенности и этапы процесса воспитания. Закономерности и принципы процесса воспитания.

Методы, приёмы и формы воспитания. Классификация методов воспитания. Классификация форм воспитания. Методы и приемы самовоспитания.

Понятие «коллектив», его признаки. Педагогические теории развития детского коллектива. Формальная и неформальная структуры детского коллектива. Стадии развития детского коллектива.

Нравственное воспитание учащихся, его структура. Критерии нравственной воспитанности личности.

Эстетическое воспитание, его задачи, структура и особенности.

Научное мировоззрение. Пути и средства его формирования.

Гражданская культура личности, пути и средства ее формирования.

Валеологичнеское воспитание и формирование здорового образа жизни.

Экономическое воспитание учащихся. Культура профессионального самоопределения личности.

Экологическое образование и воспитание, их задачи. Формы экологического воспитания школьников.

Функции семьи и методы семейного воспитания. Стили семейного общения. Условия успешного воспитания в семье. Особенности воспитания учащихся в социуме, семье и коллективе.

Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся.

Девиантное поведение и причины его возникновения. Типы учеников с отклоняющимся поведением и работа классного руководителя по предотвращению отклонений в поведении школьников.

Задачи, функции и планирование работы классного руководителя. Содержание и формы работы классного руководителя с родителями учащихся.

Гуманистические воспитательные системы, их сущность и структура. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности.

Раздел 2. Педагогические системы и технологии

Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.

Дидактика. Основные категории и проблемы исследования. Развитие и становление дидактики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский).

Содержание образования. Источники и принципы формирования содержания общего среднего образования. Документы, определяющие содержание школьного образования. Пути совершенствования содержания образования в Республике Беларусь.

Процесс обучения, его сущность и структурные компоненты (целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный). Основные функции (образовательная, воспитательная и развивающая), их характеристика. Этапы процесса обучения (восприятие, осмысление, обобщение, повторение, закрепление), их содержание.

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Этапы педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки, анализа результатов работы. Основные действия учащихся в процессе обучения: восприятие материала; конспектирование информации; запоминание материала; повторение материала в процессе учебной деятельности; грамотное воспроизведение учебного материала; самостоятельное решение учебных задач; самоконтроль достижений; самооценка.

Закономерности и принципы обучения, их исторический характер. Характеристика системы принципов обучения (научности, наглядности, проблемности, доступности, активности и сознательности, систематичности и последовательности и т.д.).

Методы и приемы обучения. Условия выбора методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, И.Ф. Харламов, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Ю.К. Бабанский, В.И. Андреев, М.И. Махмутов).

Классификация методов обучения М. Скаткина и И. Лернера (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские методы). Характеристика деятельности учителя и учащихся при их реализации.

Формы обучения, их развитие в дидактике. Индивидуальная, групповая и коллективная формы организации обучения. Основные характеристики классно-урочной системы. Исторически сложившееся системы организации обучения (взаимного обучения (белл-ланкастерская система); избирательного обучения (батовская и маннгеймская системы); индивидуализированного обучения (Дальтон-план, план Трампа).

Урок как основная форма организации обучения. Дидактические требования к организации, методике и содержанию современного урока. Уроки традиционные и инновационные. Формы контроля на уроках. Типы и структура уроков, их характеристика. Классификация уроков на основе дидактических задач и логики учебного процесса: уроки смешанные или комбинированные; уроки сообщения новых знаний; уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки проверки и оценки знаний. Дидактические основы уроков различных типов.

Вспомогательные дидактические формы организации учебной деятельности.

Средства обучения их виды и характеристика. Рациональная организация учебной деятельности учащихся. Требования к учебникам и учебным пособиям. Технические средства обучения.

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и отстающих учащихся. Формы дифференциации: внешняя (профильные и национальные гимназии, воскресные учебные заведения, лицеи, колледжи) и внутренняя, внутриклассная.

Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости. Причины, влекущие отставание детей в школе. Готовность учителя к осуществлению коррекционной работы.

Понятие, признаки и классификация образовательных технологий.

Технологии программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная. Преимущества и недостатки.

Технология организации методической работы в школе. Принципы организации деятельности современной школы. Структура управленческих органов школы. Функциональные обязанности администрации школы.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы организации методической работы в школе. Самообразование учителя.

Дидактические основы проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций.

Основные характеристики модульного обучения. Понятие учебного модуля. Целевой, информационный, операционный и контрольный модули. Рейтинговая форма контроля при модульном обучении.

Игровые технологии в процессе обучения и их классификация. Виды игр, применяемых в процессе обучения.

Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Информационные технологии в образовании. Формы применения компьютера в педагогическом процессе. Виды педагогических программных средств, подходы к их классификации.

Технологии разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса. Виды презентаций (сопровождающие, консультационные, обучающие). Требования к созданию презентаций.

Технологии использования Интернет-ресурсов в работе педагога. Обзор образовательных Интернет-ресурсов. Информационные технологии в организации внеучебной деятельности учащихся. Оформление библиографических ссылок на электронные ресурсы.

Направленность развития инновационной деятельности в образовании. Инновационная педагогическая деятельность, ее этапы. Виды педагогических инноваций. Акмеограмма педагога-инноватора.

Практическое задание

Представить индивидуальную «Педагогическую копилку » («Педагогическое портфолио») по разделам 1 и 2 в разных папках. Копилка включает: конспекты воспитательных мероприятий, конспекты традиционных и и нетрадиционных уроков по предмету и др. Не менее 1 материала (рефераты, тесты, уроки, мероприятия, задания по предмету, игры, диагностические методики, памятки для учителя или ученика и т.д.) на каждую изученную тему.

 

Словарь основных педагогических понятий: педагогика, воспитание, обучение, принципы, методы и т.д.

Педагогика в схемах и таблицах, лучше - сделанных самостоятельно.

Конспекты уроков и мероприятий долны иметь титульный лист с указанием темы, формы (викторина, классный час и т.д.), ФИО студента. Обязательно указываются форма проведения, возрст или классс, цель и задачи, план подготовки и план проведения, литература или другие источники.

Цель урока или мероприятия примерно соответсвует его теме.

Задачи (не более трех) для мероприятия соответствуют этапам процесса воспитания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий); для урока – обучающая, развивающая, воспитательная.

1. Форма мероприятия

2. Возраст или класс

3. Направление воспитательной работы (эстетическое, трудовое и т.д.)

4. Цели и задачи

5. План подготовки мероприятия……………………………………

6. оборудование

7. План проведения мероприятия………………………………..…..

8. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

· Вступительное слово ведущего: Добрый день, уважаемые …

· ……………….

· ………………….

· Заключительное слово ведущего

9. Литература и источники

Примерный план подготовки мероприятия:

Работа с методической литературой и интернет-ресурсами; составление сценария мероприятия. Подготовка реквизита к мероприятию: оформление плакатов «…», «…», подготовка компьютерной презентации; подготовка музыкального оформления, разработка и распечатка анкет и т.д. Объявление учащимся о проведении мероприятии, Приглашение на мероприятие родителей, педагогов и т.д.

 

Примерный план проведения (можно без таблицы).

№ п.п. План проведения Время
1. Вступительное слово ведущего 2 мин.
2. Знакомство с командами  
3. Конкурсное задание «…»  
4.  
5.  
6. Заключительное слово ведущего  
Итого   45 мин.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.П. ШАМЯКИНА»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

 

 

Классный час на тему

«Что такое дружба?»

 

 

Подготовил студент

Курса 1 группы

факультета……..

ФИО….

 

 

МОЗЫРЬ 2013



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: