Прокурорский надзор как инструмент борьбы с коррупцией




Аветисян Артур Артурович

студент

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный

университет им.И.Т. Трубилина»

г.Краснодар, Краснодарский край

Прокурорский надзор как инструмент борьбы с коррупцией

Аннотация: в данной статье исследованы различные аспекты прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции и соблюдения антикоррупционного законодательства.

Ключевые слова: уголовное право, преступления против здоровья, квалификация преступлений, состав преступления.

Коррупция представляет собой значительную проблему в современной России, затрагивающую все аспекты жизни, включая государственное управление, правоохранительные органы, здравоохранение и образование. Феномен коррупции исторически является частью модели государственного управления в России. Коррупция выступает дестабилизирующим фактором во многих сферах гражданского общества. Рассматриваемой проблематике посвящены научные работы различных авторов[2, с.6-11].

В соответствии с положениями закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории, включая соблюдение антикоррупционного законодательства.

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» определено, что коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим либо юридическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами или юридическими лицами.

Одним из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры выступает противодействие коррупции.За совершение преступлений коррупционного характера предусмотрена уголовная ответственность. В частотности: ст. 290 УК РФ «Получение взятки», 291 «Дача взятки», 291.1 «Посредничество во взяточничестве», 291.2 «Мелкое взяточничество» и иные преступные посягательства. Получение взятки (ст. 290 УК), Дача взятки (ст. 291 УК РФ) — наиболее опасные виды преступлений, предусмотренных данной главой.

Предметом получения взятки могут быть - деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закон Краснодарского края от 23 июля 2009 г. N 1798-КЗ (ред. 06.11.2015г.) «О противодействии коррупции в Краснодарском крае», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:

1. мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;

2. выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;

3. возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений;

4. участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5. оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);

6. осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;

7. поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;

8. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;

9. участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.

Различным аспектам взяточничества посвящены труды теоретиков уголовного права [1, с.34-35].

С учетом мероприятий, определенных Национальным планом противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147, приоритетными направлениями надзора в сфере противодействия коррупции являются:

1. соблюдение федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;

2. соблюдение лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;

3. соблюдение органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

4. соблюдение лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;

5. соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.

Убежден, что если мы общими силами продолжим борьбу с этим видом преступления и ежедневно будем её улучшать, то такая положительная динамика будет прослеживаться и в будущих отчетах органов Прокуратуры и иных правоохранительных ведомств!

Список литературы:

1.Сильченко Е.В., Чумак А.В. Уголовная ответственность за взяточничество публичных должностных лиц по Уголовному кодексу Франции // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С.34-35.

2. Сильченко Е.В., Голубенко А.Е. Проблемные аспекты подходов к определению понятий коррупции, наркобизнеса и организованной преступности // Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально-значимых интересов. 2015. С.6-11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: