Роль образовательной среды в творчестве учащегося




Лекция № 4. Психологические и педагогические условия творческой деятельности (фрагмент)

 

Основные этапы творческого процесса ученого в сравнении с соответствующими этапами и условиями при обучении решению задач

Научное творчество Обучение
11. Обнаружение противоречия или недостаточности в той картине действительности (научной теории), которая является объектом деятельности ученого 1. Сама возможность противоречия исключена. Представление о действительности основано на «правильных» окончательно систематизированных сведениях учебника
2. Выявление информационного комплекса, позволяющего поставить проблему 2. Получение строго сформулированных условий задачи
3. Постановка проблемы 3. Постановка проблемы
4. Решение проблемы: • проблема может принципиально не иметь решения; 4. Решение проблемы: • проблема обязательно имеет решение: его нужно только найти;
• для решения проблемы требуется привлечение дополнительных сведений (эксперимент, использование научной информации); • для решения проблемы вполне достаточно пройденного материала (обычно только материала по данному учебному предмету);
• для решения проблемы требуется развитие формального или понятийного аппарата данной научной области или привлечение соответствующего аппарата другой области науки; • решение проблемы обеспечивается средствами формального и понятийного аппарата данного учебного предмета;
• проблема имеет неопределенное решение (ответ), оно неоднозначно в зависимости от ряда еще не выясненных наукой обстоятельств • решение предмета всегда к однозначному ответу

 

Развитие мотивации к творческой самореализации

Другим основополагающим теоретическим принципом успешного развития творческих способностей и мыслительной деятельности учащихся вслед за принципом развивающего обучения может быть развитие мотивации учения.

Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленности и активности.

В мотивационную сферу человека входят собственно мотивы (диспозиции[1]), которые можно дополнить потребностями (органическими, материальными, социальными, духовными) и цели. Согласно взглядам современных психологов (К. Роджерс, Р. Мей, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев), мотивация составляет важнейший элемент психологической структуры личности.

Потребность к самореализации лежит в основе творческой деятельности. Задействуя данную психологическую координату личности в учебном процессе, педагог актуализирует собственно человеческое начало в своем ученике.

Рассмотрим влияние мотивации на творческую деятельность. Материал для своей рекомбинационной деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах подсознания. Тем не менее, в сверхсознании содержится нечто именно "сверх", то есть нечто большее, чем сфера собственно сознания. Это "сверх" есть принципиально новая информация, непосредственно не вытекающая из ранее полученных впечатлений.

Силой, инициирующей деятельность сверхсознания и одновременно канализирующей содержательную сторону этой деятельности, является доминирующая потребность.

"Люди только по той причине считают себя свободными, – писал Бенедикт Спиноза, – что свои действия они сознают, а причин, которыми они определяются, не знают..." Уместно спросить: почему люди в полной мере не осознают причин совершаемых ими действий? Потому, что эти причины сложны, противоречивы, трудно доступны объективному анализу? П.В. Симонов считает, что неполная, лишь частичная осознаваемость мотивов представляет объективную необходимость организации поведения.

Поэтому актуальной задачей психологии и педагогики является нахождение путей раннего развития потребности в творчестве, формирования субъектного творческого опыта в разных видах продуктивной деятельности рамках компетентности ребёнка.

Роль образовательной среды в творчестве учащегося

Личность эффективно творит, когда окружающие условия благоприятны, оказывают стимулирующее воздействие (так называемый «благодаристский» фон творчества). Однако не все нуждаются в комфортной обстановке.

Японские ученые даже пытались создать «кресло для размышлений». По замыслу конструкторов, кресло должно было быть максимально комфортным (мягким, с подогревом, со специальными наушниками и т. д.). Отобранные для эксперимента чувствовали себя удобно, но ничего нового не изобрели. Были, правда, и такие, которые отмечали, что непривычная обстановка расслабляет их, мешает сконцентрироваться на поставленной задаче.

Бывает, когда личность творит не «благодаря», а «вопреки» внешним обстоятельствам («вопрекистский» фон творчества). Во времена жесточайшей реакции, репрессий находились люди, которые тем не менее занимались творчеством с удвоенной энергией.

Чаще стимулом для возникновения идеи может послужить самый обычный случай, вызывающий некую ассоциацию (с лучайный фон творчества). Вполне возможно, что этот стимул падает на уже подготовленную длительными предварительными размышлениями почву. Интуиция ограничена качеством доминирующей потребности и объемом накопленных знаний. Никакое "генерирование идей" не привело бы к открытию периодического закона без обширнейших знаний свойств химических элементов.

Но все же почему человек постоянно переизобретает уже изобретенное? Не занят ли он в процессе открытия нового поиском смысла собственного существования, т. е. поиском нового себя? В таком случае, это вечный процесс. И «изобретение велосипеда» — это совсем не банальная проблема «открытия» уже известного, это вечное, бесконечное и неистребимое стремление к нахождению нового во всем, что нас окружает.

Можно ли еще что-то изобретать, не боясь уже изобретенного? Может ли человек прекратить изобретать все новые и новые виды технических систем? Наверное, нет. Познание природы, так же как и совершенствование технических средств, не имеет пределов. По-видимому, можно с достаточным основанием утверждать, что нет такой области науки и техники, где было бы сказано последнее слово.

Творчество учителя

Значение педагога для развития творческих способностей довольно велико, оно не исчерпываются функцией посредника и коммуникатора в системе знания, которая в наиболее чистом и завершенном виде аккумулирует духовно-практический опыт человечества. Эмоциональный отклик взрослого на деятельность ребёнка, проявление внимания к его внутреннему миру является непременным условием развития творческой личности.

Сам учитель должен быть «замотивирован» на творческую деятельность. Творчество рассматривается как на один из главных компонентов личностной культуры и в первую очередь, профессиональной культуры учителя.

Немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик А. А. Дистервег, писал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во влияние трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет каменеет и опускается.

П. П. Блонский писал, что работа педагога более, чем новая школа - школа жизни и творчества самого учителя. Педагогика перестает быть только профессией и ремеслом, приобретая иной духовный статус, — статус творчества.


[1] Диспозиция (или предиспозиция) в психологии — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности, обусловленная ее предшествующим опытом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: