1. Поставьте на поверхность стола жёлоб, по которому будет катиться шарик, таким образом, чтобы его конец совпал с концом стола. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту.
2. С помощью линейки измерьте высоту h, с которой будет падать шарик, как только он оторвётся от поверхности жёлоба.
3. Пустив шарик с верхнего конца желоба, измерьте время t от момента отрыва шарика от жёлоба до удара шарика с пеком. Измерьте расстояние l от стола до точки падения. Все данные зафиксируйте в Таблице 2.1. Повторите опыт 3 раза.
4. Измените наклон жёлоба с помощью штатива. Повторите действия пункт 3.
5. На уровне стола отпустите шарик и измерьте время t его падения в песок. В Таблицу 2.2. зафиксируйте высоту h, с которой будет падать шарик, и время его полёта. Повторите опыт 3 раза.
6. Вычислите среднюю дальность полёта lср для двух наклонов желоба по формуле: . Занесите полученный результат в Таблицу 2.1.
7. Вычислите среднее время движения для двух наклонов желоба по формуле: . Занесите полученный результат в Таблицу 2.1.
8. Рассчитайте время движения по формуле принимая g=10 м/ . Занесите полученный результат в Таблицу 2.1. Сравните рассчитанное значение времени падения со средним временем падения, определённым из опыта.
- Определите из формулы начальную скорость шарика для двух наклонов желоба. Результаты занесите в Таблицу 2.1.
- Вычислите среднее время движения для двух наклонов желоба по формуле:
.Занесите полученный результат в Таблицу 2.2.
11. Рассчитайте время движения по формуле принимая g=10 м/ . Занесите полученный результат в Таблицу 2.2. Сравните рассчитанное значение времени падения со средним временем падения, определённым из опыта.
- Сделайте выводы.
Контрольные вопросы.
1.Назовите три вида траектории движения тела в поле силы тяжести.
2.С каким ускорением движется тело при свободном падении с небольшой высоты h0 от поверхности Земли с начальной скоростью υ0. Куда оно направлено.
3.Напишите формулу времени падения с высоты h без начальной скорости.
4.За какое время камень, начавший свое падение без начальной скорости, пройдет путь 160 м?
5.Мяч, брошенный горизонтально со скоростью 17 м/с упал через 8с. Найдите дальность его полёта.
Лабораторная работа № 3 «Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника».
Цель работы: измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника.
Оборудование: штатив с муфтой и кольцом, шарик с отверстием, нить, часы с секундной стрелкой, измерительная лента, линейка с миллиметровыми делениями.
Схема установки
Рисунок 1.1.Установка для измерения ускорения свободного падения при помощи математического маятника
Теоретические обоснования:
Как известно, гравитационное поле Земли в любой точке ее поверхности характеризуется ускорением свободного падения g. Ускорение свободного падения можно определить экспериментально с помощью математического маятника. Математическим маятником называют материальную точку массой m, подвешенную на невесомой, нерастяжимой нити и совершающей гармонические колебания в вертикальной плоскости. Период колебаний математического маятника выражается следующей формулой:
(1),
где –длина подвеса, g-ускорение свободного падения, T – период малых колебаний маятника. Из формулы (1) можно вычислить ускорение свободного падения:
(2)
Из формулы (2) видно, что для определения ускорения свободного падения необходимо знать длину подвеса и период малых колебаний маятника. Длина может быть измерена непосредственно с помощью линейки (мерной ленты).